Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
15.
Природа и классификация
Наличие препатологических и
Психопатии – расстройства личности, обусловленные наличием патологических черт.
Выделяют ядерные и краевые психопатии. Ядерные явл-ся врождёнными, а краевые – рез-том невротич. развития личности. Ядерные психопатии в МГБ-10 наз-ся специфич. расстройствами личности. Их осн. признаки:
1. Аномальные черты хар-ра и
поведения проявляются с
2. Дисгармония душевной жизни
проявл-ся практически во всех
сферах, а не только в аффективных
р-циях и поведении. Может
3. Под влиянием психогении
Классификация типов расстройств личности:
1. Параноидное личностное расстройство (паранойяльная психопатия) – застревающий тип, склонен к образованию сверх-ценных идей (бредовых), чаще всего это бред отношения или преследования, могут быть и др. формы. Вся жизнь подчинена этим идеям.
2. Эмоциональн. нестабильное личностное расстройство (эпилептоидн., возбудительн. психопатия) – подозрительны, мстительны, требуют поддержания вокруг себя строго порядка, за нарушение порядка и за неуважение к себе мстят, способны на любую подлость.
3. Гистрионическое личностное расстройство (истероидная психопатия) – декомпенсация проявляется в виде истерич. невроза или психоза. Отличается повышенной способностью к вытеснению. Поэтому истероидные психопаты прекрасные актёры, становятся жуликами. Отличаются эмоциональностью, черствостью, главное быть в центре внимания.
4. Шизотическое расстройство личности (шизоидная психопатия) – чел-к аутичен, неконтактен, замкнут в себе, его речь имеет стр-ру внутренней, очень злопамятные и агрессивные, отличаются салонным слабоумием (запоминают длинные научные фразы, смысла кот. не понимают и произносят их с умным видом).
5. Ананкастическое личностное расстройство (психостеническая психопатия) – декомпенсация в виде обсессивно-компульсивных расстройств (невроз навящевых состояний). Обсессии – навящевые мысли, Компульсии – навящевые действия. Слабые, безвольные, ранимые, склонные подчиняться (орально-пассивный тип).
6. Тревожное (избегающее) личностное расстройство (психопатия тормозного типа, астеническая психопатия) – демонтср. агрессивный, весёлый, оптимистичный, бодрый, но всегда готов сдаться при первом нажиме.
7. Циклоидное личностное расстройство – хар-ся сменой настроений от возбуждения к депрессии.
8. Расстройства личности, связанные с нарушением половой дифференциации и половой ф-ции: транссексуализм, трансвистизм, фетишизм. эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм.
16. Я-концепция личности
В совр. психологии личности под понятием Я-концепции понимают с-му представлений чел-ка о себе, которые в свою очередь мотивируют его поведение.
Наиболее ярко представлена в работах Роберта Бернса. Выделяют следующие образы «Я»:
1. «Я идеальное» – то, каким я хочу быть. Это понятие присутствует у Хорни, Роджерса, Столина и Налчаджана.
2. «Я зеркальное» – как я думаю, каким меня воспринимают другие. Это понятие ввёл ам. психолог Чарльз Кули. «Я зеркальное» не означает, что оно адекватное. Большое расхождение между «Я идеальным» и «Я зеркальным» приводит к неврозу.
3. «Я социальное» – умение воспринимать (видеть) себя глазами других людей. Это понятие ввёл Мид (групповая терапия).
4. «Я физическое» (схема тела) – мой представление о своём теле, о своей физической внешности. Это понятие ввёл Лермит, Клейст, Соколова, Макеева. Это может быть очень травматично. Люди часто представляют себя другими, либо переоценивают, либо недооценивают себя. В основном женская психология.
5. «Я реальное» – соответствует сущности человека, говорит о том, кто он есть, чем явл-ся. Понятие ввёл Роджерс. «Я реальное» может быть скрыто от человека.
6. «Я виртуальное» – возникает в интерактивной среде (Интернет). Здесь можно многое скрыть.
Всё это вместе и составляет «Я-концепцию».
17.
Понятие когнитивного стиля:
Когнитивный стиль - относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов человека, предопределяющие использование различных познавательных стратегий; устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.
Хар-ки когнитивного стиля:
1. полизависимость –
2. когнитивная сложность –
Когн. простота – стремление всё оценить в категориях «хорошо» или «плохо».
3. пластичность – регидность
Регидность – неспособность вырабатывать новые мысли, склонность к стереотипам, штампам, негибкость, костность мышления.
Классификация когн. стилей Харрисона и Бремсона:
1. синтетический (обобщающий) стиль – стремится мыслить общими категориями.
2. аналитический – акцент на детали, логику, определённость.
3. идеалистический – доминируют потребности, мотивы, ценности,
4. прагматический – годится всё, что работает в данной ситуации.
5. реалистический – факты есть факты.
Коммуникативные позиции (стили) - это способы передавать инф-цию. Их есть всего несколько. Предложил Сейтир.
1. Дистрактор (отстранённый) – испытывает чувство тоски и уныния.
Слова: неадекватные, или не имеют смысла или касаются отвлечённой темы. Тело: неловкое, я нахожусь где-то ещё. Внутри: никому я не нужен, нигде мне нет места. Вызывает: если вы сможете меня развеселить, вам будет легче меня терпеть.
2. Лакатор (заискивающий) – его поведение вызывает чувство вины, жалости.
Слова: согласие – всё, что ты хочешь, это хорошо, я здесь только затем, чтобы сделать тебя счастливым. Тело: умиротворяет – я беспомощен, выражено в позе жертвы. Внутри: я чувствую себя ничтожеством, без вас я погибну.
3. Блеймер (обвинитель) – старается вызывать чувство страха и подчинения
Слова: всегда несогласие – ты ничего не делаешь как надо, а я знаю, как надо. Тело: обвиняет – я здесь главный. Внутри: я одинок и неудачлив.
4. Компьютинг (расчётливый) – лишён эмоций, мимики, серьёзен
Слова: супер-рациональные – если внимательно приглядеться, то можно заметить. Тело: считает – я спокоен, холоден и собран. Внутри: я чувствую себя уязвимым.
5. Левеллер – чел-к гармоничный, свободный, гибкий, общительный
20.
Сознание и самосознание
Процесс становления, человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.
В разных подходах сознание понимается по-разному. В психосемантике, сознание – это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. В философии под сознанием понимают всё информационное содержание психики – знание. Психоанализ понимает сознание также, выводя из сознания тот материал, который не доступен, по определённым причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы. В патопсихологии сознание рассматривается как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов.
Чаще всего задаваясь вопросом
о том, что такое сознание, его
связывают с проблемой
С т.зр. Дж.Г. Мида, единственное правильное научное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описывающих соц. деят-ть. Сознание представляет собой аспект или сторону поведения и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется и возникновение человеческого «Я» из поведения чел-ка. «Я» возникает, когда чел-к становится объектом для самого себя, ставит себя на место другого, начинает воспринимать себя его глазами, возействовать на себя с позиции другого. Этот другой представляет для индивида значимого другого (кто-то из родителей, воспитателей или генерализованный другой (семья, группа)). Интериоризованный значимый другой наз-ся в психоанализе интроектом.
Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным необходимо ещё и общение, т.о. решающую роль в формировании сознания и «Я» играет использование языка.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим.
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «Я–концепции» и оценка личностью этих представлений – самооценка.
У.Джемс выделил 2 разновидности «Я» - «Me» и «I». «Me» - это социальное «Я», воспринятый и понятый образ сбя в восприятии другого чел-ка, значимого дургого. «I» - это то я, котрое смотрит сновидения, которое воспринимает «Me», непосредственно не присутствует в нашем опыте, появляется в нём лишь в памяти. «Me» осуществляет соц. контроль за поведением чел-ка, который принимает вид самоконтроля.
Сознание также делает возможным ощущение Я. Способность размышлять об окружающем мире позволяет нам отличать «Я» от «не Я». Рефлексивное самосознание дает человеку способность использовать знания о личных и социальных предпочтениях, целях и обязанностях, осуществляя выбор и совершая какие-либо поступки (например, Edelman, 1992). Самосознание имеет два аспекта. Объективное самосознание, которым обладают многие существа, связано со способностью выделять себя из окружающего мира. Субъективное самосознание связано с осознанием себя как целеустремленного деятеля и с переживанием эмоциональной значимости целей.
36.
Гуманистическая теория
Абрахам Маслоу (1908-1970) родился 1 апреля
1908 года в Нью-Йорке в районе Бруклина
в еврейской семье. Родители его
эмигрировали из России. Всех своих
степеней он был удостоен в Висконсинском
университете, где изучал поведение
приматов. В течение четырнадцати
лет (1937-1951) он работал на факультете
Бруклинского колледжа. В 1951 году Маслоу
перешел в университет
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает т.зр. о том, что человек явл-ся рез-том влияния наследственных факторов или окружающей среды, а каждый чел-к сам ответственен за то, кем он становится. Человек сам делает выбор среди предоставляемых возможностей. Человек постоянно находится в процессе становления. Напр. Мужчина из мальчика. Но это не становление биологических потребностей. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.
Наиболее важным вопросом
в гум. психологии является вопророс
о мотивации. Маслоу описал человека
как "желающее существо", который
редко достигает состояния