Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

 

15.     Природа и классификация психопатий

Наличие препатологических и паталогических черт составляет так называемый патос, т.е. предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Наличие патос не явл-ся болезнью. Если предрасположенности нет, то чел-ка никогда нельзя сделать больным. Развитие заболевания наз-ся назос, а учение о различных видах болезни – назология. Патос даёт негативную симптоматику, а назос – продуктивную, т.е. создаёт новые симптомы. Наличие патологических черт может быть выявлено с помощью психофизиологич. исследований. Для большинства больных хар-но наличие на ЭЭГ биполярных симметричных тэта-волн, свидетельствующ. о задержке развития гол. мозга. Различные препатологические черты определяют хар-р невроза. Если изменить среду, невроз исчезнет.

Психопатии – расстройства личности, обусловленные наличием патологических черт.

Выделяют ядерные и краевые психопатии. Ядерные явл-ся врождёнными, а краевые – рез-том невротич. развития личности. Ядерные психопатии в МГБ-10 наз-ся специфич. расстройствами личности. Их осн. признаки:

1. Аномальные черты хар-ра и  поведения проявляются с раннего  детства и остаются всю жизнь

2. Дисгармония душевной жизни  проявл-ся практически во всех  сферах, а не только в аффективных  р-циях и поведении. Может быть  необычный, оригинальный образ  мышления, в кот. романтические  взгляды и бескорыстие соседствуют  с откровенным цинизмом и презрительным  отношением к людям. Богатство  знания и развитая речь сочетаются  со слабостью конструктивного  мышления и неразвитыми прагматическими  навыками. Поэтому при экспериментально-психологич. исследовании уровень интеллекта  заниженный.

3. Под влиянием психогении неоднократно  в течении жизни возникают  декомпенсации, проявл. невротич. или  психотич. стрессовыми расстройствами  с однотипными проявлениями.

Классификация типов расстройств  личности:

1. Параноидное личностное расстройство (паранойяльная психопатия) – застревающий тип, склонен к образованию сверх-ценных идей (бредовых), чаще всего это бред отношения или преследования, могут быть и др. формы. Вся жизнь подчинена этим идеям.        

2. Эмоциональн. нестабильное личностное расстройство (эпилептоидн., возбудительн. психопатия) – подозрительны, мстительны, требуют поддержания вокруг себя строго порядка, за нарушение порядка и за неуважение к себе мстят, способны на любую подлость.

3. Гистрионическое личностное расстройство (истероидная психопатия) – декомпенсация проявляется в виде истерич. невроза или психоза. Отличается повышенной способностью к вытеснению. Поэтому истероидные психопаты прекрасные актёры, становятся жуликами. Отличаются эмоциональностью, черствостью, главное быть в центре внимания.

4. Шизотическое расстройство личности (шизоидная психопатия) – чел-к аутичен, неконтактен, замкнут в себе, его речь имеет стр-ру внутренней, очень злопамятные и агрессивные, отличаются салонным слабоумием (запоминают длинные научные фразы, смысла кот. не понимают и произносят их с умным видом).

5. Ананкастическое личностное расстройство (психостеническая психопатия) – декомпенсация в виде обсессивно-компульсивных расстройств (невроз навящевых состояний). Обсессии – навящевые мысли, Компульсии – навящевые действия. Слабые, безвольные, ранимые, склонные подчиняться (орально-пассивный тип).

6. Тревожное (избегающее) личностное расстройство (психопатия тормозного типа, астеническая психопатия) – демонтср. агрессивный, весёлый, оптимистичный, бодрый, но всегда готов сдаться при первом нажиме.

7. Циклоидное личностное расстройство – хар-ся сменой настроений от возбуждения к депрессии.

8. Расстройства личности, связанные с нарушением половой дифференциации и половой ф-ции: транссексуализм, трансвистизм, фетишизм. эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм.

 

16.     Я-концепция личности

В совр. психологии личности под понятием Я-концепции понимают с-му представлений  чел-ка о себе, которые в свою очередь  мотивируют его поведение.

Наиболее ярко представлена в работах  Роберта Бернса. Выделяют следующие  образы «Я»:

1. «Я идеальное» – то, каким я хочу быть. Это понятие присутствует у Хорни, Роджерса, Столина и Налчаджана.

2. «Я зеркальное» – как я думаю, каким меня воспринимают другие. Это понятие ввёл ам. психолог Чарльз Кули. «Я зеркальное» не означает, что оно адекватное. Большое расхождение между «Я идеальным» и «Я зеркальным» приводит к неврозу.

3. «Я социальное» – умение воспринимать (видеть) себя глазами других людей. Это понятие ввёл Мид (групповая терапия).

4. «Я физическое» (схема тела) – мой представление о своём теле, о своей физической внешности. Это понятие ввёл Лермит, Клейст, Соколова, Макеева. Это может быть очень травматично. Люди часто представляют себя другими, либо переоценивают, либо недооценивают себя. В основном женская психология.

5. «Я реальное» – соответствует сущности человека, говорит о том, кто он есть, чем явл-ся. Понятие ввёл Роджерс. «Я реальное» может быть скрыто от человека.

6. «Я виртуальное» – возникает в интерактивной среде (Интернет). Здесь можно многое скрыть.

Всё это вместе и составляет «Я-концепцию».

 

17.     Понятие когнитивного стиля: классификация  и основные характеристики

Когнитивный стиль - относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов человека, предопределяющие использование различных познавательных стратегий; устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Хар-ки когнитивного стиля:

1. полизависимость – полинезависимость

2. когнитивная сложность – когнитивная  простота

Когн. простота – стремление всё  оценить в категориях «хорошо» или  «плохо».

3. пластичность – регидность

Регидность – неспособность  вырабатывать новые мысли, склонность к стереотипам, штампам, негибкость, костность мышления.

Классификация когн. стилей Харрисона и Бремсона:

1. синтетический (обобщающий) стиль – стремится мыслить общими категориями.

2. аналитический – акцент на детали, логику, определённость.

3. идеалистический – доминируют потребности, мотивы, ценности,

4. прагматический – годится всё, что работает в данной ситуации.

5. реалистический – факты есть факты.

Коммуникативные позиции (стили) - это способы передавать инф-цию. Их есть всего несколько. Предложил Сейтир.

1. Дистрактор (отстранённый) – испытывает чувство тоски и уныния.

Слова: неадекватные, или не имеют  смысла или касаются отвлечённой  темы. Тело: неловкое, я нахожусь где-то ещё. Внутри: никому я не нужен, нигде  мне нет места. Вызывает: если вы сможете меня развеселить, вам будет  легче меня терпеть.

2. Лакатор (заискивающий) – его поведение вызывает чувство вины, жалости.

Слова: согласие – всё, что ты хочешь, это хорошо, я здесь только затем, чтобы сделать тебя счастливым. Тело: умиротворяет – я беспомощен, выражено в позе жертвы. Внутри: я чувствую себя ничтожеством, без вас я погибну.

3. Блеймер (обвинитель) – старается вызывать чувство страха и подчинения

Слова: всегда несогласие – ты ничего не делаешь как надо, а я знаю, как надо. Тело: обвиняет – я здесь  главный. Внутри: я одинок и неудачлив.

4. Компьютинг (расчётливый) – лишён эмоций, мимики, серьёзен

Слова: супер-рациональные – если внимательно приглядеться, то можно  заметить. Тело: считает – я спокоен, холоден и собран. Внутри: я чувствую себя уязвимым.

5. Левеллер – чел-к гармоничный, свободный, гибкий, общительный

 

20.     Сознание и самосознание личности

Процесс становления, человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс  развития сознательной личности. Без  сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с  окружающим.

В разных подходах сознание понимается по-разному. В психосемантике, сознание – это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. В философии под сознанием понимают всё информационное содержание психики – знание. Психоанализ понимает сознание также, выводя из сознания тот материал, который не доступен, по определённым причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы. В патопсихологии сознание рассматривается как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов.

Чаще всего задаваясь вопросом о том, что такое сознание, его  связывают с проблемой человеческого  «Я». (Пример с карандашом). Осознание  себя как "Я" является результатом  развития.

С т.зр. Дж.Г. Мида, единственное правильное научное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описывающих соц. деят-ть. Сознание представляет собой  аспект или сторону поведения  и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется  и возникновение человеческого  «Я» из поведения чел-ка. «Я» возникает, когда чел-к становится объектом для самого себя, ставит себя на место  другого, начинает воспринимать себя его  глазами, возействовать на себя с позиции другого. Этот другой представляет для индивида значимого другого (кто-то из родителей, воспитателей или генерализованный другой (семья, группа)). Интериоризованный значимый другой наз-ся в психоанализе интроектом.

Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным необходимо ещё  и общение, т.о. решающую роль в формировании сознания и «Я» играет использование  языка.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим.

Становление самосознание включено в  процесс становления личности и  поэтому оно не надстраивается над  нею, а является одним из компонентов  личности. В этой связи понять структуру  самосознания, этапы его становления  можно в ходе становления и  развития самой личности. Цель развития самосознания состоит в осознании  личностью своего «Я», своей отдельности  от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности  и независимости субъекта. Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «Я–концепции» и оценка личностью  этих представлений – самооценка.

У.Джемс выделил 2 разновидности  «Я» - «Me» и «I». «Me» - это социальное «Я», воспринятый и понятый образ сбя в восприятии другого чел-ка, значимого дургого. «I» - это то я, котрое смотрит сновидения, которое воспринимает «Me», непосредственно не присутствует в нашем опыте, появляется в нём лишь в памяти. «Me» осуществляет соц. контроль за поведением чел-ка, который принимает вид самоконтроля.

Сознание также делает возможным  ощущение Я. Способность размышлять об окружающем мире позволяет нам  отличать «Я» от «не Я». Рефлексивное самосознание дает человеку способность  использовать знания о личных и социальных предпочтениях, целях и обязанностях, осуществляя выбор и совершая какие-либо поступки (например, Edelman, 1992). Самосознание имеет два аспекта. Объективное самосознание, которым  обладают многие существа, связано  со способностью выделять себя из окружающего  мира. Субъективное самосознание связано  с осознанием себя как целеустремленного  деятеля и с переживанием эмоциональной  значимости целей.

 

36.     Гуманистическая теория личности  Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его  эмигрировали из России. Всех своих  степеней он был удостоен в Висконсинском  университете, где изучал поведение  приматов. В течение четырнадцати лет (1937-1951) он работал на факультете Бруклинского колледжа. В 1951 году Маслоу перешел в университет Брандейса, где он оставался до 1969 года, когда  стал постоянным членом Лафлинского  фонда в Менло Парк, Калифорния. Он разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает т.зр. о том, что человек явл-ся рез-том  влияния наследственных факторов или  окружающей среды, а каждый чел-к  сам ответственен за то, кем он становится. Человек сам делает выбор среди предоставляемых возможностей. Человек постоянно находится в процессе становления. Напр. Мужчина из мальчика. Но это не становление биологических потребностей. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Наиболее важным вопросом в гум. психологии является вопророс о мотивации. Маслоу описал человека как "желающее существо", который  редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в  лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Информация о работе Психология личности