Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.
Задание 7. Соотнесите три основных типа внутренней речи с их характеристиками.
Собственно внутренняя речь | выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи |
Внутреннее проговаривание | - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; |
Внутреннее программирование | - формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). |
Задание 8. Расположите в логическом порядке процесс формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину).
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно, в конечном счете, должно будет соответствовать;
3. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом в каждом;
2. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в плен громкой речи.
4. Перенесение громко речевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя»;
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений.
Задание 1.Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.
Эмоциональные явления - субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Собственно эмоции (основные, главные, их 6) — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, удивления, печали, страха, гнева и отвращения. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Чувства — наиболее устойчивые эмоциональные явления. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то.
По времени возникновения эмоционального явления, его силе и продолжительности выделяют следующие эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть, фрустрация, тревога и стресс.
Задание 2. Вставьте пропущенные названия эмоциональных состояний.
Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. В отличие от эмоций и чувств оно не предметно, личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.
Аффект — наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека, это быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное, эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Он практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными его чертами являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность.
Страсть — это сильное, стойкое, длительное эмоциональное состояние, которое концентрирует мысли и энергию человека на достижение определенной цели, захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам.
Фрустация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Стресс– обозначает обширный круг эмоциональных состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Краткое содержание: Состояние напряжения, эмоционального сдвига.
Образ: Неожиданный удар в спину.
Переживание: «Выдержу, устою».
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, она представляет собой генерализованный, диффузный страх. Часто обусловлена она неосознаваемостью источника опасности.
Краткое содержание: Беспредметный страх, связанный с ожиданием неудачи.
Образ: Белый зайчонок осенью.
Переживание: «Как бы чего не вышло?»
Задание 3. Запишите три составных компонента эмоционального явления.
Задание 4.Продолжите перечень функций эмоций.
Функции эмоций: побуждения, предвосхищения, подкрепления, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая и мотивации, отражательную (оценочную), коммуникативную.
Задание 5. Впишите в схему виды высших чувств человека
Задание 6. Узнайте по описанию и запишите.
Для этого класса чувств характерна отчетливая локализация, или «анатомическая привязка». Они менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести: голод, жажду, боль, усталость – это НИЗШИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)
Задание 7. Закончите следующие фразы и найдите в них коллизию.
Группа чувств промежуточного класса, сопровождающихся возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и доставляющих удовольствие , к которым относятся : самодовольство, чувство удовлетворенности собою, блаженство, восторг, уверенность, ликование, доверие, восхищение, симпатия (приязнь), уважение, спокойная совесть, нежность, чувство облегчения, любовь (половая), любовь (привязанность), чувство безопасности, предвкушение, умиление, благодарность, чувство удовлетворенности, гордость, чувство мести, злорадство называется Нейтральные чувства
Группа чувств промежуточного класса, сопровождающихся возбуждением преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы и доставляющих неудовольствие , к которым относятся: ярость, горе, презрение, отчаяние, возмущение, тоска, неприязнь, зависть, уныние, злоба, скука, злость, огорчение, разочарование, ненависть, неуверенность (сомнение), боязнь, испуг, растерянность, недоверие, страх, ужас, смущение, стыд, неудовлетворенность собою, раскаяние, сожаление, досада, угрызение совести, нетерпение, досада, обида, горечь, чувство оскорбления, отвращение, гнев, омерзение, ревность, жалость, сострадание называются Отрицательные чувства
Задание 8. Проверьте себя, вписав нужное слово.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Психологические, психофизиологические процессы и состояния, переживаемые индивидом как удовольствие, неудовольствие, страх, покой, радость, гнев и т. п.
Краткое содержание: Сигналы, регулирующие активность человека.
Образ: Остановившаяся минута.
Переживание: «Все, свершилось!»
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Краткое содержание: Сложное аффективное состояние, которое, в отличие от эмоций, относительно стабильно и продолжительно.
Образ: Бьющееся сердце.
Переживание: «О чем оно мне говорит?»
Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, выражающееся в стремлении с максимальной полнотой быть представленным своими личностно значимыми чертами в жизнедеятельности другого.
Краткое содержание: Чувство глубокой симпатии и положительного отношения к другому, себе, отдельным сторонам жизни.
Образ: Солнечные лучи, согревающие землю.
Переживание: «Мы с тобой два берега у одной реки».
Задание 1. Сравните определения понятия «темперамент». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощью ü. Подчеркните ключевые слова во всех определениях.
p - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояния. Темперамент есть определенное, устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении.
Краткое содержание: Динамическая характеристика психической активности.
Образ: Течение вод.
Переживание: «Это мое внутреннее, моя природа».
p - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, под которой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д
p - врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Задание 2. Соотнесите фамилии ученых с их вкладом в психологию.
Древнейшее описание типов темперамента на основе гуморальной теории | Гиппократ |
Основоположники конституциональной теории темперамента | Кречмер и Шелдон |
Научное объяснение темпераментов в теории о типах высшей нервной деятельности | И.П. Павлов |
Современная концепция темперамента на основе теории функциональной системы мозга | В.М.Русалов |