Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.
1. Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями запоминаемого материала. Основой такого, «додеятельностного» запоминания являются ассоциации по смежности.
2. Осмысленное запоминание – «деятельностное» запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
3. Мнемоника - греч. mnemonikon — искусство запоминания] — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов М. — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу. Примером мнемонического приема может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов ("Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны").
4. Эйдетизм – [греч. eidos — вид, образ] — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Первые систематические наблюдения Э. были проведены в начале нашего века В. Урбаничем у пациентов с потерей слуха. Изучение Э. стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы (Э.Р. Йенш, О. Кро и др.), пришедших к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте Э. представляет собой обычное явление. Результаты исследований, проведенных в последние годы, не подтверждают вывод о широком распространении Э. Можно говорить лишь об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В этих случаях Э. зачастую сочетается с синестезией.
Задание 5. Запишите в схеме характеристики памяти.
Средний объем памяти человека - от 5 до 9 единиц (7±2).
Задание 6. Проверьте себя, вставив соответствующий виду памяти номер.
1. Двигательная | 8 p запоминание с достаточной точностью многообразных движений |
2. Мгновенная | 1 p полное остаточное впечатление длительность от 0,1 до 0,5 с. |
3. Долговременная | 4 p способна хранить информацию в течение неопределённого срока |
4. Эмоциональная | 9 p связана с переживаниями. |
5. Оперативная | 3 p рассчитана на хранение информации в течение определённого заранее заданного срока ( от нескольких сек. до нескольких дней). |
6. Слуховая | 7 p запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. |
7. Кратковременная | 2 p хранение информации в течение короткого промежутка времени |
8. Зрительная | 6 p связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. |
9. Генетическая | 5 p передаётся и воспроизводится по наследству |
Задание 1. Прочитайте определения внимания и дополните последнее.
Внимание – это процесс сознательного или полусознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание
– это сосредоточенность
Краткое содержание: Направленное сосредоточение активности.
Образ: Свет фонарика.
Переживание: «Это мне нужно».
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида, при одновременном отвлечении от других.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова и словосочетания в описание функций внимания.
Задание 3. Выберите правильные ответы на вопросы» и отметьте их с помощью ü:
«Где располагаются нейроны внимания (клетки-детекторы новизны)
практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга
в глазах человека
на поверхности коры головного и части спинного мозга
в каждом органе чувств человека
«Кем был раскрыт физиологический механизм внимания?»
И. П. Павлов
А. А. Ухтомский
З. Фрейд
Д.Н. Узнадзе
«Как называют очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет все остальные участки мозга, придает поведению определенную направленность?»
константа
детерминанта
доминанта
Задание 4. Вставьте в предложения названия свойств внимания.
а) Устойчивость внимания - она проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком - либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, не ослабляя внимания.
б) Сосредоточенность внимания – степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человеку свойственно сосредотачиваться на конкретном объекте и не замечать ничего, что происходит вокруг.
в) Переключаемость – это способность перевода внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости переключения, которая, кстати, может быть как произвольной, так и непроизвольной
г) Распределение – это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности. Когда говорят об этом свойстве внимания, то речь идет о том, что разные виды деятельности выполняются параллельно. Но такое бывает редко, данное впечатление создается благодаря способностям человека переключаться с одного вида деятельности на другой и успевать возвращаться к продолжению предыдущей до того, как наступит забывание.
д) Объем внимания – это такая характеристика внимания, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.
Задание 5. Запишите численную характеристику среднего объема внимания людей –
Задание 6. Впишите названия видов внимания.
А) Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.
Б) Социально обусловленное внимание - оно складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект.
В) Непосредственное внимание - оно ничем не управляется, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Г) Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Д) Непроизвольное внимание - такое внимание не связано с участием воли, не требует усилий, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание.
Е) Произвольное внимание - такое внимание включает в себя волевую регуляцию, оно обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в таком случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя внимание на удовлетворение другого.
Ж) Чувственное внимание - такое внимание преимущественно связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое - либо чувственное впечатление.
З) Интеллектуальное внимание - для данного вида внимания характерна сосредоточенность и направленность мысли, объектом интереса является мысль.
Задание 7. Впишите в нужное место в предложения слова: «произвольное внимание», «непроизвольное внимание», «послепроизвольное внимание»
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.