Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.

Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.

Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.

Работа содержит 1 файл

Все тесты Психология.doc

— 377.50 Кб (Скачать)
 

Ученик  быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения - неосознанно.

 

Шестиклассник, которого поддразнивания одноклассников вывели из себя, изорвал  учебники и тетради, ударил одного из товарищей - безсознательно.

 

Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства - осознанно.

 
 
 

 

Самостоятельная работа №4. Механизмы  психологической  защиты.

 

Задание 1.Выберите и подчеркните  правильный вариант ответа.

  1. Кто ввел понятие механизмов психологической  защиты?

    а) Зигмунд Фрейд

    б) Анна Фрейд

    в) Иван Павлов

    г) В. М. Бехтерев

  1. В каких  случаях используются механизмы  психологической защиты?

    а) чтобы не возникало чувство тревоги

    б) используются всеми людьми как средство самореализации

    в) поддерживают негативные процессы, происходящие в  «оно»

    г) помогают противостоять  отрицательным эмоциям, искажая  реальность

 

Задание 2 .Впишите  название механизмов психологической  защиты.

Вытеснение – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются из сознания» и переводятся в бессознательное, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение, и переживаются в форме тревоги, страха , в символах сна и оговорках.

      Краткое содержание: Забывается то, что не имеет значения, то, что человек не хочет помнить.

      Образ: Движение спиной на лавочке и последующее падение с нее.

      Переживание: «Я же тут вроде был, это было мое».

 

Замещение – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс переадресования сексуальных или агрессивных импульсов от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

    Краткое содержание: Позволяет сохранить «приятное впечатление» о себе у другого авторитетного человека.

      Образ: Бумеранг.

      Переживание: «Спасайся кто может, меня обидел начальник».

 

Отрицание – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс отрицания существования угрожающей ситуации или события.

    Краткое содержание: Попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит.

      Образ: Лошадь в шорах.

      Переживание: «Этого со мной просто не может быть».

 

Проекция процесс и результат постижения и порождения значений объектов, заключающийся в осознанном и бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

    Краткое содержание: Человек переносит свои мысли и чувства на другого человека, приписывает их ему.

      Образ: Художник вместо портрета рисует автопортрет.

      Переживание: «Почему иные все-таки не такие, как я?»

 

Реактивное  образование или  Обратное действие этот защитный механизм реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; во-вторых, на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Оно заметно в поведении, которое выглядит преувеличенным и негибким.

    Краткое содержание: Человек скрывает от себя свои настоящие мотивы и подсознательно поступает вопреки своим мыслям и чувствам.

      Образ: Яростная борьба без компромиссов.

      Переживание: «В жизни всегда есть место подвигу».

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм, функцией которого является маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств для обеспечения состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства.

    Краткое содержание: Защитный механизм, позволяющий сохранить самоуважение, образ «идеального Я».

      Образ: Человек, прикидывающийся спящим в пустой комнате.

      Переживание: «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу».

 

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходу на предшествующие уровни психического развития, к актуализации успешных в прошлом способов реагирования.

      Краткое содержание: Снижение уровня, на котором осуществляется активность.

      Образ: Шарик, из которого выходит воздух.

      Переживание: «Я маленький, мне так хорошо».

 

Сублимация – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

      Краткое содержание: Переход одного вида напряжения в другую форму.

      Образ: Вода, которая может давать электрический свет.

      Переживание: «Это тоже Я?»

 

Задание 3.Определите по высказываниям  типы психологической  защиты.

 
«Да, жалко, что эти контракты нам не удалось заключить. Хотя не такие уж они были и выгодные»! РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Преподаватель: «И как же Вы с такими знаниями психологии собираетесь сдавать экзамен?» Студент:  «Шпор…э …подучу Светлана Петровна». Реактивное  образование
У внучки тяжело больная, сварливая, 90-летняя бабушка. Девушка: «Моя бабуля так мила, добра…, я желаю ей прожить до 100 лет!» Сублимация
«Я  точно знаю, что это не так, это  все неправда, это просто чья-то глупая злая шутка!» Отрицание
«Ой, чья  бы корова мычала, а твоя молчала бы!» проекция
Мать -  взрослой дочери: «Ты опять закрылась  в комнате от своих неприятностей, как часто  в детстве в шкафу». регрессия
Муж –  жене,  после нагоняя начальника за ошибку в отчете: « А когда  ты вообще делала что-либо умно, бестолочь!» замещение

 

Самостоятельная работа № 5.  Деятельность и поведение человека.

 

   Задание 1. Выберите, на ваш взгляд,  наиболее удачное определение понятия «деятельность» и отметьте его  с помощью ü. Сравните представленные определения и  одинаково подчеркните общее  во всех определениях.

Деятельность  - это…

p - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

p - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

p - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

p – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.

     Задание 2. Перечислите основные отличия деятельности человека от активности животных.

1. Деятельность человека  носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. 
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность  в ее разнообразных  формах и средствах  реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она "задана" в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Задание 3. Впишите пропущенные  компоненты деятельности ( по Люблинской).

 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4. Вставьте пропущенные  термины, опираясь на подсказки.

 

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

      Краткое содержание: Возможный полезный результат.

      Образ: Мишень, в которую летит стрела.

      Переживание: «Соберусь и достигну».

 

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Краткое содержание: Источник активности человека, имеющий конкретное предметное воплощение.

      Образ: Множество разных предметов, в беспорядке лежащих в коробке.

      Переживание: «Хочу, очень хочу».

 
 

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Ощущается или осознается как «напряжение», «неудовлетворенность», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

      Краткое содержание: Нужда в чем-либо.

      Образ: Двигатель, приводящий в движение машину.

      Переживание: «Хочется чего-то такого».

Задание 5. Закончите высказывания.

  1. Относительно  законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, называются действием.
  2. Основная причина активности человека, выражающая внутреннее состояние нужды и зависимости от конкретных условий существования, - потребность .
  3. Способ выполнения действия называется операцией
  4. Способность осознанно выполнить определенное действие, составляющая  основу мастерства, (сознательное владение приемом) определяется как умение
  5. Автоматизированное,  в результате упражнений,  выполнение действий называется навык
  6. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме действий с предметами,  называется экстериоризация. Она противоположна интериоризации..
  7. Процесс преобразования внешних предметных действий во внутренние, умственные определяется как интериоризация.   Она является основным механизмом формирования высших психических функций.

Информация о работе Психология как наука