Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.
Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения - неосознанно.
Шестиклассник, которого поддразнивания одноклассников вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей - безсознательно.
Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства - осознанно.
Самостоятельная работа №4. Механизмы психологической защиты.
Задание 1.Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
а) Зигмунд Фрейд
б) Анна Фрейд
в) Иван Павлов
г) В. М. Бехтерев
а) чтобы не возникало чувство тревоги
б) используются всеми людьми как средство самореализации
в) поддерживают негативные процессы, происходящие в «оно»
г) помогают противостоять отрицательным эмоциям, искажая реальность
Задание 2 .Впишите название механизмов психологической защиты.
Вытеснение – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются из сознания» и переводятся в бессознательное, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение, и переживаются в форме тревоги, страха , в символах сна и оговорках.
Краткое содержание: Забывается то, что не имеет значения, то, что человек не хочет помнить.
Образ: Движение спиной на лавочке и последующее падение с нее.
Переживание: «Я же тут вроде был, это было мое».
Замещение – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс переадресования сексуальных или агрессивных импульсов от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
Краткое содержание: Позволяет сохранить «приятное впечатление» о себе у другого авторитетного человека.
Образ: Бумеранг.
Переживание: «Спасайся кто может, меня обидел начальник».
Отрицание – один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс отрицания существования угрожающей ситуации или события.
Краткое содержание: Попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит.
Образ: Лошадь в шорах.
Переживание: «Этого со мной просто не может быть».
Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений объектов, заключающийся в осознанном и бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.
Краткое содержание: Человек переносит свои мысли и чувства на другого человека, приписывает их ему.
Образ: Художник вместо портрета рисует автопортрет.
Переживание: «Почему иные все-таки не такие, как я?»
Реактивное образование или Обратное действие – этот защитный механизм реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; во-вторых, на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Оно заметно в поведении, которое выглядит преувеличенным и негибким.
Краткое содержание: Человек скрывает от себя свои настоящие мотивы и подсознательно поступает вопреки своим мыслям и чувствам.
Образ: Яростная борьба без компромиссов.
Переживание: «В жизни всегда есть место подвигу».
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм, функцией которого является маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств для обеспечения состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства.
Краткое содержание: Защитный механизм, позволяющий сохранить самоуважение, образ «идеального Я».
Образ: Человек, прикидывающийся спящим в пустой комнате.
Переживание: «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу».
РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходу на предшествующие уровни психического развития, к актуализации успешных в прошлом способов реагирования.
Краткое содержание: Снижение уровня, на котором осуществляется активность.
Образ: Шарик, из которого выходит воздух.
Переживание: «Я маленький, мне так хорошо».
Сублимация – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.
Краткое содержание: Переход одного вида напряжения в другую форму.
Образ: Вода, которая может давать электрический свет.
Переживание: «Это тоже Я?»
Задание 3.Определите по высказываниям типы психологической защиты.
«Да, жалко, что эти контракты нам не удалось заключить. Хотя не такие уж они были и выгодные»! | РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ |
Преподаватель: «И как же Вы с такими знаниями психологии собираетесь сдавать экзамен?» Студент: «Шпор…э …подучу Светлана Петровна». | Реактивное образование |
У внучки тяжело больная, сварливая, 90-летняя бабушка. Девушка: «Моя бабуля так мила, добра…, я желаю ей прожить до 100 лет!» | Сублимация |
«Я точно знаю, что это не так, это все неправда, это просто чья-то глупая злая шутка!» | Отрицание |
«Ой, чья бы корова мычала, а твоя молчала бы!» | проекция |
Мать - взрослой дочери: «Ты опять закрылась в комнате от своих неприятностей, как часто в детстве в шкафу». | регрессия |
Муж – жене, после нагоняя начальника за ошибку в отчете: « А когда ты вообще делала что-либо умно, бестолочь!» | замещение |
Задание 1. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное определение понятия «деятельность» и отметьте его с помощью ü. Сравните представленные определения и одинаково подчеркните общее во всех определениях.
p - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
p - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
p - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
p – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.
Задание 2. Перечислите основные отличия деятельности человека от активности животных.
1.
Деятельность человека
носит продуктивный,
творческий, созидательный
характер. Активность
животных имеет потребительскую
основу, она в результате
ничего нового по сравнению
с тем, что дано природой,
не производит и не создает.
2. Деятельность человека
связана с предметами
материальной и духовной
культуры, которые используются
им или в качестве инструментов,
или в качестве предметов
удовлетворения потребностей,
или в качестве средств
собственного развития.
Для животных человеческие
орудия и средства удовлетворения
потребностей как таковые
не существуют.
3. Деятельность человека
преобразует его самого,
его способности, потребности,
условия жизни. Активность
животных практически
ничего не меняет ни
в них самих, ни во внешних
условиях жизни.
4.
Человеческая деятельность
в ее разнообразных
формах и средствах
реализации есть продукт
истории. Активность
животных выступает
как результат их биологической
эволюции.
5. Предметная деятельность
людей с рождения им
не дана. Она "задана"
в культурном предназначении
и способе использования
окружающих предметов.
Такую деятельность
необходимо формировать
и развивать в обучении
и воспитании. То же
относится к внутренним,
нейрофизиологическим
и психологическим структурам,
управляющим внешней
стороной практической
деятельности. Активность
животных изначально
задана, генотипически
обусловлена и разворачивается
по мере естественного
анатомо-физиологического
созревания организма.
Задание 3. Впишите пропущенные компоненты деятельности ( по Люблинской).
Задание 4. Вставьте пропущенные термины, опираясь на подсказки.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Краткое содержание: Возможный полезный результат.
Образ: Мишень, в которую летит стрела.
Переживание: «Соберусь и достигну».
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Краткое содержание: Источник активности человека, имеющий конкретное предметное воплощение.
Образ: Множество разных предметов, в беспорядке лежащих в коробке.
Переживание: «Хочу, очень хочу».
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Ощущается или осознается как «напряжение», «неудовлетворенность», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
Краткое содержание: Нужда в чем-либо.
Образ: Двигатель, приводящий в движение машину.
Переживание: «Хочется чего-то такого».