Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.
Задание 8.Соотнесите фамилии психологов с их взглядами на внимание:
|
А) Внимание является одним из составляющих ориентировочно исследовательской деятельности (контроль за содержанием образа, мысли и т. д.)
Б) Интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
В) Установка напрямую связана с вниманием. Внутренне она выражает состояние внимания человека.
Задание 9.Соотнесите фамилии психологов с названием их теории внимания.
Т.Рибо | «Моторная» теория внимания (или психофизиологическая) |
Д.Н. Узнадзе | Теория «установки» |
Задание
10. Укажите, какие условия нужны
для возникновения и
А) Постановка
вопросов и решений небольших
задач на протяжении
Б)
Особенности воздействующих
В)
Осознание текущих результатов
деятельности в форме
Г)
Наилучший распорядок
Д) Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал;
Е)
Постановка существенно
Произвольное внимание – А; В Г; Д; Е
Непроизвольное внимание – Б;
Задание 11. Определите и запишите, о каких доминирующих индивидуальных свойствах внимания каждого из школьников идет речь в разговоре учителей начальных классов.
Как-то в учительской зашел спор о том, кого из учеников 4 «А» класса можно назвать более внимательным. Классный руководитель сказал: «Ваня самый внимательный. Когда он читает учебник или слушает, что ему говорят, то ничего его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в классе, ни шушуканье соучеников. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает». – «По-моему, – возразил учитель музыки, – Паша более внимателен. С каким бы увлечением, эмоционально он ни рассказывал о музыкальном произведении (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он слышит и видит все, что происходит вокруг». – «Нет уж, Боря внимательнее всех, – заметил учитель физкультуры. – Однажды ребята играли в народный мяч. Вдруг неожиданно открылась и быстро закрылась дверь спортзала. Мы едва успели заметить фигуру мужчины, а Борис за этот краткий миг разглядел и мужчину, и клюшку в его руках, и коньки, висевшие у него на плече. Оказалось, что он все заметил правильно. Это был тренер из детской спортивной школы».
Ваня - Сосредоточенность внимания
Паша - Чувственное внимание
Боря- Непосредственное внимание
Самостоятельная работа № 10. Речь и язык. Их функции. Виды речи.
Задание 1. Сравните определения понятия «речь» и «язык». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное определения понятия «речь» и отметьте его с помощью ü. Подчеркните ключевые слова во всех определениях.
Язык – образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей.
p - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.
p - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). (Большая советская энциклопедия)
p– это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) посредствам языка. («Психология» / Рубинштейн)
p– это язык в действии. («Психология»/ Л.Д. Столяренко)
p- это субъективный, психологический, развёрнутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. 1(«Психология» /Под редакцией Б.А. Сосновского)
Задание 2. Разведите признаки понятий «язык» и «речь», вписав нужный термин.
Задание 3. Соотнесите с помощью стрелок функции речи и их характеристику
Лексическая |
отражение потенциальных смысловых связей слова с другими словами. |
Обозначающая или сигнификативная функция |
отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим |
Коммуникативная функция |
Функция передача информации( знаний), отношений, чувств. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У неё три аспекта – информации, волеизъявление (воздействия) и выражения. Как средство выражения речь сочетается с рядом выразительных движений — с жестом, мимикой. |
Регулирующая функция |
1)умение подчиняться речевой инструкции взрослого 2) внутренний приказ самому себе, саморегуляция |
Функция обобщения |
связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. |
Задание 4. Соотнесите с помощью стрелок функции языка и их характеристику.
Орудие интеллектуальной деятельности |
Средство обеспечения мышления, воображения, смысловой памяти у человека. |
Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта | Язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации). |
Средство общения (коммуникации) | Язык служит
средством кодирования |
Задание 5. Впишите в схему пропущенные слова.
Задание 6. Допишите предложения.
А) Длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом — Монологическая речь
Б) Внутренний беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мышления. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок— Внутренняя речь
В) Вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон этого вида речи — РЕЧЬ УСТНАЯ
Г) Вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов, отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда, особая задача обучения этому виду речи в школе — РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ
Д) Речь,
воспроизводящая слова при
Е) Способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями, используется как вспомогательное средство в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха — РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ
Ж) Речь, обращенная к самому себе (от лат. ego— я, centrum — центр круга), регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский, в полемике со швейцарским психологом Ж. Пиаже, этот вид речи генетически восходит к внешней речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, она как бы переходный этап от внешней к внутренней речи — РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
З) Афазия - это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.