Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.

Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.

Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.

Работа содержит 1 файл

Все тесты Психология.doc

— 377.50 Кб (Скачать)
 

Задание 8.Соотнесите фамилии психологов с их взглядами на внимание:

 
Т. Рибо Д.Н. Узнадзе П. Я. Гальперин
Б В А
 

    А) Внимание является одним из составляющих ориентировочно исследовательской деятельности (контроль за содержанием образа, мысли и т. д.)

    Б) Интенсивность  и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

    В) Установка  напрямую связана с вниманием. Внутренне  она выражает состояние внимания человека.

Задание 9.Соотнесите фамилии  психологов с названием  их теории внимания.

Т.Рибо «Моторная»  теория внимания (или психофизиологическая)
Д.Н. Узнадзе Теория «установки»
 
 

  Задание  10. Укажите, какие условия нужны  для возникновения и поддержания  произвольного, а какие – для непроизвольного внимания.

 

 А) Постановка  вопросов и решений небольших  задач на протяжении определенного  отрезка времени; 

 Б)  Особенности воздействующих раздражителей:  их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях;

 В)  Осознание текущих результатов  деятельности в форме внутреннего  словесного отчета;

 Г)  Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;

 Д)  Использование потребностей и  интересов, с удовлетворением  которых связан воспринимаемый материал;

 Е)  Постановка существенно значимых  целей и задач деятельности.

 

Произвольное  внимание – А; В Г; Д; Е

Непроизвольное  внимание –  Б;

 

Задание 11. Определите и запишите, о каких доминирующих индивидуальных свойствах внимания каждого из школьников  идет речь в разговоре учителей начальных классов.

   Как-то в учительской  зашел спор о том, кого из учеников 4 «А»  класса можно назвать более внимательным. Классный руководитель  сказал: «Ваня самый внимательный. Когда он читает учебник или слушает, что ему говорят, то ничего его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в классе, ни шушуканье соучеников. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает». – «По-моему, – возразил учитель музыки, – Паша более внимателен. С каким бы увлечением,  эмоционально  он ни рассказывал о музыкальном произведении (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он слышит и видит все, что происходит вокруг». – «Нет уж, Боря внимательнее всех, – заметил учитель физкультуры. – Однажды ребята играли в народный мяч. Вдруг неожиданно открылась и быстро закрылась дверь спортзала. Мы едва успели заметить фигуру мужчины, а Борис за этот краткий миг разглядел и мужчину, и клюшку в его руках, и коньки, висевшие у него на плече. Оказалось, что он все заметил правильно. Это был тренер из детской спортивной школы».

Ваня - Сосредоточенность внимания

Паша - Чувственное внимание

Боря- Непосредственное внимание

 

 

Самостоятельная работа № 10. Речь и язык. Их функции. Виды речи.

 

Задание 1. Сравните определения понятия «речь» и «язык». Выберите, на ваш взгляд,  наиболее удачное  определения понятия «речь» и отметьте его  с помощью ü. Подчеркните ключевые слова во всех определениях.

   Язык образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей.

Речь - это…

 p - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

 p - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). (Большая советская энциклопедия)

p это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) посредствам языка. («Психология» / Рубинштейн)

pэто язык в действии. («Психология»/ Л.Д. Столяренко)

p- это субъективный, психологический, развёрнутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. 1(«Психология» /Под редакцией Б.А. Сосновского)

 

Задание 2. Разведите признаки понятий  «язык» и  «речь», вписав нужный термин.

 
  1.  Язык- исторически сложившееся средство общения.
  2. Язык - выражает психологические особенности отдельно взятого человека.
  3. Язык - развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
  4. Речь -  отражает психологию народа.
  5. Язык - система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
  6. Речь - наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
 

Задание 3. Соотнесите с помощью  стрелок функции  речи и их характеристику

Лексическая

отражение потенциальных  смысловых связей слова с другими словами.

Обозначающая  или сигнификативная функция

отличает речь человека от коммуникации животных. У  людей со словом связано представление  о предмете или явлении. Взаимопонимание  в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим

Коммуникативная функция

Функция передача информации( знаний), отношений, чувств. Она выступает как внешнее  речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У неё три аспекта – информации, волеизъявление (воздействия) и  выражения. Как средство выражения речь сочетается с рядом выразительных движений — с жестом, мимикой.

Регулирующая  функция

1)умение подчиняться  речевой инструкции взрослого 2) внутренний приказ самому себе, саморегуляция

Функция обобщения

связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
 

Задание 4. Соотнесите с помощью стрелок функции языка и их характеристику.

 
Орудие  интеллектуальной деятельности
Средство обеспечения  мышления, воображения, смысловой памяти у человека.
Средство  существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта Язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации).
Средство  общения (коммуникации) Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
 

  Задание 5. Впишите в схему  пропущенные слова.

  

 

  

                                                                                                             

  

  

  

 
 

  Задание 6. Допишите предложения.

  А) Длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом — Монологическая речь

  Б) Внутренний беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мышления. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок Внутренняя речь

В)  Вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения  включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон этого вида  речи — РЕЧЬ УСТНАЯ

Г) Вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов,  отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда,  особая задача обучения этому виду речи  в школе — РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ

Д) Речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений, используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ

Е)   Способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы  жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями,  используется как вспомогательное средство в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха — РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ

Ж)  Речь, обращенная к самому себе (от лат. ego—  я, centrum — центр круга), регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский,  в полемике со швейцарским психологом Ж. Пиаже, этот вид речи  генетически восходит к внешней речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, она как бы переходный этап от внешней к внутренней речи — РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ

З)   Афазия    - это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Информация о работе Психология как наука