Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.

Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.

Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.

Работа содержит 1 файл

Все тесты Психология.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

                       Самостоятельная  работа № 1.

                               Психология как  наука.

Термин  «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.

Психология  стала самостоятельной и экспериментальной  областью знаний   с  60-х годах XIX в.

Предметом  изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности. Таким образом, психика представляет собой: продукт высокоорганизованной материи - мозга.

Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической  жизни, выяснения  психологических  законов и закономерностей. Другими словами  психология изучает  факты, закономерности и механизмы психологической жизни.

К познавательным процессам относятся  ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

К психическим  свойствам относят а) психические черты (иногда их называют "ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ", но корректнее говорить про "индивидуальные черты"): это свойства ТЕМПЕРАМЕНТА и ХАРАКТЕРА, а также МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ; б) СПОСОБНОСТИ, среди которых различают ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ (модальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ (УМЕНИЯ); в) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, среди которых обычно различают ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ состояния; г) свойства СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ; д) СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - группа так называемых социально-психологических качеств личности.

К психическим  состояниям личности относятся: бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия, сон, дремота, транс, гипноз, бодрствование.

Отрасли психологии.

Общая психология включает психологию познавательных процессов и психологию личности, изучающую индивида.

Чем занимается психология личности? Вычеркни в каждом варианте лишнее:

Мотивация, способности, мышление, воля, способности, характер.

Восприятие, ощущение, внимание, мышление, речь, память, воображение.

Мотивация, способности, воля, характер, темперамент, эмоции.

 
Дифференциальная

психология

раздел  психологии, занимающийся изучением  индивидуально - психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.
Генетическая  психология (от греч. происхождение) - отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека.
Возрастная  психология - раздел  психологии, где изучается онтогенетическое - развитие психики , его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения - и деятельности
Социальная  психология раздел  психологии, изучающий закономерности деятельности - людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения - и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности - и развитие социальных установок.
Педагогическая  психология отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.
Юридическая психология общий раздел психологии, изучающий психологические  проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности - . Включает в себя отрасли: криминальную психологию - , судебную - и исправительную.
Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу - эволюции психики - . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии - , исторической и этнической психологии. В сравнительно - психологическом анализе онто - и филогенеза - делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социально - исторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности - , общественной жизни, членораздельной речи и сознания человека.
Патопсихология - (от греч. pathos - страдание) - отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности - при психических или соматических заболеваниях. Олигофренопсихология (от греч. oligos — немногий, незначительный; phren — ум) — раздел специальной психологии (дефектологии), изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга
Тифлопсихология (от греч. typhlos - слепой) - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно - образного мышления - . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование ""чувства препятствия - "". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения - , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.
Сурдопсихология (от лат. surdus - глухой) - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления - , но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.
Медицинская психология раздел  психологии, посвященный изучению влияния  психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно - психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики
Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - забота, уход лечение) - оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры - и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики - выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.
Психофизиология (нейропсихология) раздел  психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том  числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности - . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий - , речи и мышления - , эмоций - , внимания - , произвольных действий - , дифференциальную психофизиологию
Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание,  определение) - технологический процесс  постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апро

.

 
 
 

 

                           Самостоятельная  работа № 2.

Методы  исследования в психологии.

     

1. Впишите пропущенные  слова.

А) При  включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Б) Внешнее (стандартизированное) наблюдение используется тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому процессу.

В) Внутреннее наблюдение применяется тогда, когда психолог исследователь ставит пред собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его собственном сознании.

Г) «Архивный метод» или метод анализа продуктов деятельности иначе называется - праксиметрический метод

Д) Метод  диагностики определенных психологических  особенностей человека, результатом использования которого является количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами,  называется тест (тестовое исследование).

 
 

2.Дополните схему.

 
 

 
 
 
 

З. Запишите, из какого типа анкет заимствован этот вопрос:

«Хотели ли бы вы вновь стать ребенком?

5 – уверенно  да;

4 – больше да, чем нет;

3 – не уверен, не знаю;

2 – больше  нет, чем да;

1 – уверенно  нет.

 

3. Укажите признаки  методов психологических  исследований: наблюдения  и  лабораторного эксперимента.

 
  1. Психолог  активно вызывает изучаемое явление.
  2. Изучение проводится в естественных для испытуемого условиях.
  3. Испытуемые не знают, что стали объектом психологического изучения.
  4. Исследование проводится в специальной лаборатории с применением приборов.
  5. Психолог не вмешивается в течение изучаемого психического явления.
  6. Течение психического явления фиксируется с помощью специальных приборов.
 

Наблюдение: 2, 3, 5   Эксперимент: 1, 4, 6

 

4. Приведите примеры  математического  моделирования в  психологии.

 

Наиболее  известными примерами  математического  моделирования в  психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

 
 

5.Соедините  варианты:

Проводится  в обычных жизненных условиях, при невмешательстве в ход происходящего. Естественный  эксперимент
  Предполагает  создание  устройства по своему  действию напоминающего то, что   подлежит изучению. Техническое моделирование
Основывается  на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое  моделирование 
Выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Математическое моделирование  
 Предполагает  создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Лабораторный  эксперимент 
Основывается  на использовании в качестве элементов  модели понятий из области информатики и кибернетики. Кибернетическое  моделирование

6. Выберите правильные  ответы и  с  отметьте их  с  помощью ü 

 
  1. Традиционными методами психологии являются:
    1. Наблюдение        ¨
    2. Самонаблюдение и опрос  ¨
    3. Верны А. и В. ¨
 
  1. Укажите методы, использующиеся в современной психологии для сбора так называемых первичных данных:
    1. Наблюдение и самонаблюдение  ¨
    2. Наблюдение, опрос, эксперимент ¨
    3. Тесты и моделирование   ¨
    4. Верны В и С  ¨
    5. Верны А и В ¨
 
  1. Внешнее наблюдение - …
      1. Это наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок.  ¨
      2. Не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе. ¨
      3. Это способ отбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.  ¨
 
  1. Выберете  правильные варианты:
        1. Стороннее наблюдение - это способ отбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны. ¨
        2. Свободное наблюдение - не имеющее заранее установленных рамок. Оно может менять предмет и объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения. ¨
        3. Внешнее наблюдение - не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе. ¨
        4. Включённое наблюдение – является самонаблюдением, проводится в целях субъективной оценки. ¨
        5. Стандартизированное наблюдение – заранее определено и чётко ограничено в плане. ¨
        6. Внутреннее наблюдение – когда исследователь является участником процесса. ¨

Информация о работе Психология как наука