Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология стала самостоятельной и экспериментальной областью знаний с 60-х годах XIX в.
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности.
Самостоятельная работа № 1.
Психология как наука.
Термин «психология» в научном употреблении впервые появился в 16 веке.
Психология
стала самостоятельной и
Предметом изучения психологии являются изучение психики, психического. Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности. Таким образом, психика представляет собой: продукт высокоорганизованной материи - мозга.
Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической жизни, выяснения психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты, закономерности и механизмы психологической жизни.
К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
К психическим свойствам относят а) психические черты (иногда их называют "ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ", но корректнее говорить про "индивидуальные черты"): это свойства ТЕМПЕРАМЕНТА и ХАРАКТЕРА, а также МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ; б) СПОСОБНОСТИ, среди которых различают ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ (модальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ (УМЕНИЯ); в) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, среди которых обычно различают ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ состояния; г) свойства СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ; д) СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - группа так называемых социально-психологических качеств личности.
К психическим состояниям личности относятся: бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия, сон, дремота, транс, гипноз, бодрствование.
Отрасли психологии.
Общая психология включает психологию познавательных процессов и психологию личности, изучающую индивида.
Чем занимается психология личности? Вычеркни в каждом варианте лишнее:
Мотивация, , мышление, воля,
способности,
способности.характер
,
ощущение, Восприятие, мышление,
речь, память, воображение.внимание
Мотивация, , воля,
способности, характер, эмоции.
темперамент
Дифференциальная
психология |
раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально - психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами. | |
Генетическая психология | (от греч. происхождение) - отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. | |
Возрастная психология | - раздел психологии, где изучается онтогенетическое - развитие психики , его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения - и деятельности | |
Социальная психология | раздел психологии, изучающий закономерности деятельности - людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения - и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности - и развитие социальных установок. | |
Педагогическая психология | отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения. | |
Юридическая психология | общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности - . Включает в себя отрасли: криминальную психологию - , судебную - и исправительную. | |
Сравнительная психология | научная дисциплина, посвященная анализу - эволюции психики - . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии - , исторической и этнической психологии. В сравнительно - психологическом анализе онто - и филогенеза - делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социально - исторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности - , общественной жизни, членораздельной речи и сознания человека. | |
Патопсихология - (от греч. pathos - страдание) - отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности - при психических или соматических заболеваниях. | Олигофренопсихология | (от греч. oligos — немногий, незначительный; phren — ум) — раздел специальной психологии (дефектологии), изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга |
Тифлопсихология | (от греч. typhlos - слепой) - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно - образного мышления - . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование ""чувства препятствия - "". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения - , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной. | |
Сурдопсихология | (от лат. surdus - глухой) - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления - , но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности. | |
Медицинская психология | раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно - психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики | |
Психотерапия | (от греч. psyche - душа и therapeia - забота, уход лечение) - оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры - и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики - выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование. | |
Психофизиология (нейропсихология) | раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности - . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий - , речи и мышления - , эмоций - , внимания - , произвольных действий - , дифференциальную психофизиологию | |
Психодиагностика | (от греч.
psyche - душа и diagnosis - распознавание,
определение) - технологический процесс
постановки психологического |
.
Самостоятельная работа № 2.
1. Впишите пропущенные слова.
А) При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Б) Внешнее (стандартизированное) наблюдение используется тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому процессу.
В) Внутреннее наблюдение применяется тогда, когда психолог исследователь ставит пред собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его собственном сознании.
Г) «Архивный метод» или метод анализа продуктов деятельности иначе называется - праксиметрический метод
Д) Метод диагностики определенных психологических особенностей человека, результатом использования которого является количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами, называется тест (тестовое исследование).
2.Дополните схему.
З. Запишите, из какого типа анкет заимствован этот вопрос:
«Хотели ли бы вы вновь стать ребенком?
5 – уверенно да;
4 – больше да, чем нет;
3 – не уверен, не знаю;
2 – больше нет, чем да;
1 – уверенно нет.
3. Укажите признаки методов психологических исследований: наблюдения и лабораторного эксперимента.
Наблюдение: 2, 3, 5 Эксперимент: 1, 4, 6
4. Приведите примеры математического моделирования в психологии.
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
5.Соедините варианты:
Проводится в обычных жизненных условиях, при невмешательстве в ход происходящего. | Естественный эксперимент |
Предполагает создание устройства по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. | Техническое моделирование |
Основывается на идеях и символике, применяемой в математической логике. | Логическое моделирование |
Выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. | Математическое
моделирование
|
Предполагает
создание некоторой |
Лабораторный эксперимент |
Основывается на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. | Кибернетическое моделирование |