Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

2. Образное пространство

3. Проживание качеств

4. Получение дара и имени

Опишем эту последовательность более подробно:

Процесс начинается с  принятия удобного положения. Участники  закрывают глаза и берут связное  дыхание. Предлагается сосредоточиться  на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким  ключом доступа является ощущение всего  тела, тела как такового с его  весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток  воздуха, проходящий сквозь тело. Для  стихии воды - течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг - визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например,

"Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.

Земля постоянно рождает  новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья - все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.

Земля дает жизнь всему  живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!

Все животные - это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их -  эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными...

На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все  формы. Танцуйте танцы Земли!"

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно "широким", и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей - переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в  мире природы, мире социума и мире личности. Это те "подводные течения", что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным.

Участникам предлагается прожить эти качества в танце, как качества движения, полностью  прочувствовать их через танец. Важно  предложить достаточно большой и  неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии - поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать "зов" стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством.

После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать  и принять имя, которое дает им эта стихия.

Получение даров и  имен от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение  этих отношений.

Можно, при большом количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие двух, пересекающихся, но не конгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается  ритуальным называнием даров и имен в круге. *

* - Например, "Мой дар  земли - Надежность, мое имя земли  - цветок"; или "Мой дар воды - текучесть, мое имя воды - Анабис".

В этом ритуале называния  даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются  к каким-то глубоким слоям психики: особые "другие" голоса, особая атмосфера  глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно.

Эти процессы проходят при  минимальной освещенности, с закрытыми  глазами или в повязках, под  музыку, соответствующую характеру  стихии (см. Таблицу). Важен постепенный  и мягкий выход из процесса, 5-10 минут  проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий  процесс - повторение и объединение  всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все  стихии.

В этом процессе ключами  доступа "дары" и "имена", полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы - это краткое "вспоминание" (recollection) предыдущих путешествий и  протанцовывание их и образов  перехода между стихиями. Например, воздух/вода - дождь, земля/вода - туман, пар, земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта - собирание  опыта и качеств в тело, в  различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха - вверху (голова, руки, вода и огонь - соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения - область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается  из импульсов, идущих из этой точки. По контексту это танец  Воли, рождающей  мир, мир стихий, мир во всех его  многообразных проявлениях.

"Танец Четырех Стихий" дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуализация, игра, шаманское путешествие и ритуал - это технологическое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.

5) Танец по рисунку

Этот танец я освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: “Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне”. Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне “срединный путь” в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дева Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

а) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;

б) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.

С тех пор я практикую  этот танец, и его внутренняя идея легла во многие процессы с использованием связного дыхания: “Трава-вода”, “Танец мастеров”, а также коммуникативных тренингов.

Предварительные условия

Танец по рисунку проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного  упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Танец проводится под  ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии вы можете использовать бубны, барабаны.

До начала танца участники  становятся в общий круг.

 Инструкция

“Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь  на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 мин).

А сейчас тот человек, кто стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку вашего танца. А вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...”

Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца. 

После упражнения проводится традиционный проговор.

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

ДМД – техника интеграции личности, его внутренней и внешней  жизни, способ достижения внутренней свободы  и осознанности.

ДМД – это психотехнология, которую человек может использовать самостоятельно после краткого (6-8 занятий) обучения.

ДМД, как показывает 10-летний опыт работы с данной технологией, является универсальной и экологичной практикой личностного роста и трансформации, самоисследования и расширения границ, достижения эвристической самореализации  

Как показывает опыт научных  исследований и практической работы, ДМД позволяет:

  • полнее реализовать свой творческий потенциал,
  • даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления,
  • быстро восстанавливать эмоциональное равновесие,
  • стать более независимым от внешних воздействий,
  • повысить работоспособность,
  • принимать людей и ситуации такими, какие они есть,
  • чувствовать радость от общения с людьми,
  • эффективно делать выбор, когда это требуется,
  • научиться лучше владеть своим телом, жить полно и гармонично.

Работа с ДМД показала, что эта практика - эффективная и гармоничная система поддерживания духовного равновесия, личностного роста и проявления своего ресурса для любого человека – независимо от пола, возраста, цвета кожи, религии, нации, степени здоровья, уровня образования и культурной идентичности.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алиев М. В., Прохорова Д. А. Музыкальная терапия (история, основные направления) // Социальная психология XXI столетия. Т. 2 / Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – с. 63 – 69.
  2. Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В., Матвеева Л. В. Психологический анализ аудитории телепередач, посвященных классической музыке // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». – 1995. № 4. – с. 49 – 51.
  3. Античная музыкальная эстетика / Сост. А. Ф. Лосева. – М.: Музгис, 1960.
  4. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. – М.: Музыка, 1991.
  5. Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности / Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы докл. к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – М.: 1977. – с. 4 – 5.
  6. Бернштейн Н. А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947.
  7. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. – 1998. № 3. – с. 106 – 117.
  8. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи). // Вестник Московского Университета, сер.14. – M.: Психология, 1995, 2. – с.53-61.
  9. Буддизм: Словарь // Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; ред. Жуковская Н.Л. и др. – М.: Прогресс, 1992. – 287 с.
  10. Володин А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1972.
  11. Володин А. А. Электронные музыкальные инструменты. – М.: Энергия, 1974.
  12. Волчек О. Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Л., 1986.
  13. Воронов М. В., Мещерякова Г. П. Математика для студентов гуманитарных факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  14. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии. – 1980. № 1. – с. 94 – 100.
  15. Ганзен В. А. О принципах кодирования непрерывных сигналов и движений / Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. – с. 7 – 9.
  16. Гарбузов Н. А. Зонная природа динамического слуха. – М.: Музгис, 1955.
  17. Гарбузов Н. А. Зонная природа тембрового слуха. – М.: Музгис, 1956.
  18. Герцман Е. А. Античное музыкальное мышление. – Л.: Музыка, 1986.
  19. Голицын Г. А. Информация и творчество. – М.: Русский мир, 1997.
  20. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа (Из наблюдений за массовым слушателем) / Восприятие музыки. Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – с. 127 – 140.
  21. Гольдварг И. А. Функциональная музыка (опыт внедрения музыки на пермском телефонном заводе). – Пермь, 1968.
  22. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. – К.: София, 1993. – 137 с.
  23. Горячева М. Музыкотерапия как регулятор тревожности, ч. 1 // Психотехнологии в социальной работе. Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. Вып. 8. – с. 198 – 203.
  24. Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: ТПИ, 1994 – 504 с.
  25. Девере Г. Йога. – М.: ТПИ, 1997. – 144 с.
  26. Дергаева И. А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: Дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2005.
  27. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 418 с.
  28. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М.: Прогресс, 1977.
  29. Зубов В. П., Зубова М. В. Западная Европа / История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: в 6 т. Т. 1. Древний мир. Средние века. Сост. В. В. Бычков. – М.: Искусство, 1985. – с. 276 – 327.
  30. Иванченко Г. В. Влияние схематических структур прошлого опыта на восприятие музыкального произведения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1990. № 1 (3). – c. 47 – 50.
  31. Иванченко Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал. – 2001. № 1. – с. 72 – 81.
  32. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001.
  33. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991. – 332 с.
  34. Козлов В.B., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: системный подход. М., 2005. 395 с.
  35. Козлов В.В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998. 189 с.
  36. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998. 427 с.
  37. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995. 304 с.
  38. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска или освящение повседневности – М.: Психотерапия, 2007 – 528 с.
  39. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Институт психотерапии, 2005. 544 с.
  40. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие. М.: Институт психотерапии, 2007. 333 с.
  41. Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. М.: ГАЛА-издательство,  2008. 112 с.
  42. Козлов В.В. Гиршон А.Е., Веремеенко Н.  Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Речь, 2006 – 286 с.
  43. Карвасарский Б.Д. /общая редакция /. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 622 с.
  44. Кочетов А. К. Изучение гипервентиляционного синдрома у кандидатов в летнeм училище. / Автореф. дис....канд. мед. наук. – М., 1967. – 17 с.
  45. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. – СПб., 1993. – 192 с.
  46. Лоуэн А. Язык тела. – СПб.: Академический проект, 1997. – 383 с.
  47. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. / Ред. Касавин И.Т. – М.: Республика, 1992. – 527 с.
  48. Майков В.В. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессии и круги интеграции. // Козлов В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий. – Минск, 1995. – с.128 – 147.
  49. Майков В.В.,  Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции.    Методическое    руководство.   М.,     1989.-62 с.
  50. Малкин В. Б., Кочетов А. К., Асямолова Н. М. Гипервентиляция как функциональная проба // Проблемы космической медицины. – М., 1966. – с. 42-44.
  51. Малкин В.Б., Гора Е.П. Гипервентиляция //Проблемы космической биологии. Т.70. – М.: Наука, 1990. – 184 c.
  52. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.
  53. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. – М.: МГУ, 1982. – с. 108-117.
  54. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997а.
  55. Минделл A. Дао шамана: путь тела сновидения. – М.- Киев: София-ТПИ, 1996. – 288 с.
  56. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.
  57. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Прометей, 1989. – 288 с.
  58. Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука. – М., 1998. – 487 с.
  59. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. – СПб., 1995. – 232 с.
  60. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  61. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  62. Петров В. М. Прямое и непрямое воздействие искусства. – М.: Русский мир, 1996.
  63. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2001.
  64. Подшивалов В. В. Методологические проблемы музыкальных психотехнологий // Вестник интегративной психологии. – 2004. Вып. 2. – с. 215 – 217.
  65. Подшивалов В. В. Психосемантическое моделирование процесса музыкального восприятия средствами искусственных нейронных сетей // Психотехнологии в социальной работе. Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. Вып. 10. – с. 295 – 309.
  66. Подшивалов В. В. Структура сознания и структура музыки, ч. 1 // Психотехнологии в социальной работе. Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. Вып. 8. – с. 322 – 328.
  67. Райх В. Структура и функции оргазма. – М.: АСТ, 1998. – 420 с.
  68. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М.: Прогресс – Универс, 1994. – 480 с.
  69. Рыжов Ю. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека // Психотехнологии в социальной работе. Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. Вып. 10. – с. 203 – 208.
  70. Тарт Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы эго. Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. – М., 1996. – с. 50-54.
  71. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  72. Трунгпа Ч. Преодоление духовного материализма. Миф свободы. Шамбала. – Киев: София, 1993. – 512 с.
  73. Тэйлор К. Практический семинар по холотропному дыханию: руководство для подготовленных ведущих. – М.: ТПИ, 1999. – 129 с.
  74. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М.: ТПИ, 1999. – 256 с.
  75. Фельденкрайз. Осознавание через движение. – М., 1992. – 143 с.
  76. Фейдиман Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1,2. – М.: Три Л, 1996. – 420 с.
  77. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  78. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991а. – 456 с.
  79. Хаксли О. Вечная философия. – М. – К.: Релф-бук – Ваклер, 1997. – 330 с.
  80. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Сост. Баскаков В. – М., 1992. – 105 с.
  81. Шик Л.Л. Вентиляция легких. // Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973. – с. 44-68.
  82. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. – К.: Air Land, 1994а. – 405 с.
  83. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – К.: Синто, 1995. – 228 с.
  84. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999. – 576 с.
  85. Bean J. Music therapy with cerebral-palsied child: For developing voluntary motor control // British journal of music therapy. – 1986. № 3. – p. 2 – 13.
  86. Bundt L. Music therapy: An art beyond words. – London: Routledge, 1994.
  87. Deliege I., Melen M. Cue abstraction in the representation of musical form / Perception and cognition of music. I. Deliege, J. A. Sloboda et al (Eds.). – Hove (England): Psychology Press; Erlbaum; Taylor & Francis, 1997. – p. 387 – 412.
  88. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. – New York: Harper and Row. 1990. – 303 p.
  89. Goleman D. The Buddha on meditation and consciousness. Part I: The teachings.// Journal of Transpersonal Psychology 4, 1 (1972). – p. 1- 44.
  90. Hunt H.T. A Cognitive Psychology of Mystical & Altered State Experience // Perceptual & Motor Skills, Monograph Suppelment 1- V58, 1984, p. 467-513.
  91. Mishlov J. The Roots of Consciousness. – Tulsa: Council Oak Books, 1993. – 416 p.
  92. Mumford L. The transformations of man. – New York: Harper & Row, 1956. – 242 p.
  93. Murphy M., Donovan S. The physical and psychological effect of meditation. – San Rafael: Esalen Institute, 1988.
  94. Murphy M. The Future of the Body: Explorations into the Future Evolution of Human Nature. –Los Angeles: J.P.Tarcher – Perigee, 1992. – 786 p.
  95. Nicholson S. ( ed.) Shamanism: An Expanded View of Reality. – Wheaton, Ill.: Theosophical Publishing House, 1993. – 296 p.
  96. Osgood C. E. Semantic differential technique in the comparative study of cultures / L. A. Jakobovite and M. S. Miron (eds). Readings in the psychology of language. – Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1967. – p. 56 – 72.
  97. Perception and cognition of music. I. Deliege, J. A. Sloboda et al (Eds.). – Hove (England): Psychology Press; Erlbaum; Taylor & Francis, 1997.
  98. Priestley M. Music therapy in action. – L.: Constable, 1975.
  99. Serafine M. L., Glassman N., Overbeeke C. The cognitive reality of hierarchic structure in music // Music perception. – 1989. Vol. 6 (4). – p. 397–430.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения