Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения  в транс через танец:

транс за пределами измождения,

транс на фоне монотонных телодвижений.

Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физической работой, а также спортсмены. Существует понятие “второго дыхания”. В молодости я бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это “запредельное” состояние, когда тела не чувствуешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осознание было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глубинный архетипический паттерн присоединения в характер трансового танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и начинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму.

Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны. Все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям: племенные танцы вокруг культовых фетишей, идолов; мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога; шаманские обрядовые танцы; священные танцы древней Греции в честь Диониса; австралийский корробори; спартанский хормос; ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой древа мира; славянское коло и др.

 Трансовый танец  способствует исцелению, поскольку  тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания. Наша история хранится в нашем теле: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться движению и ритмичной музыке, появляется бесконечное многообразие.

Определенное сочетание  двигательных клише и есть танец  как таковой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют из себя вхождение  в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.

Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, “сжигает” накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит “психосоматический удар” по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте.

Мне хочется предложить вам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться движению, дыханию, музыке.

Предварительные условия

Трансовый танец проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного  упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения.

Одежда должна быть просторной и свободной.

В начале танца проводится настройка. Сам танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается в конце настройки. Вместо музыкального фона можно использовать барабаны и дыхательные звукоформы для построения четкого ритма.

До начала танца участники равномерно распределяются в пространстве зала и становятся в общий круг.

 Настройка

"Закройте глаза  и расслабьте ваше тело.  Начните  дышать связно, быстро, глубоко. Дышите  все как один человек. Вместе  сделаем вдох и вместе сделаем  выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...”

Упражнение длится около 2—3 часов без перерыва.

К концу трансового танца  музыка постепенно делается тише и  доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Трансовый танец заканчивается.

После упражнения проводится традиционный проговор.

3) Джаз тела

Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гиршон) практикуем уже двадцать лет и она показала великолепные результаты и поэтому мы хотим рассказать о ней.

Как известно, в телеснодвигательной  активности, в пространстве двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.

1. Три горизонтальных яруса:

а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т.д.;

b) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

с) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, “полеты” и т.д. (А.Гиршон, 1995);

2. Вертикальная симметрия “вперед/назад”.

Рассмотрим эти зоны теперь более подробно.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с “романтическими” клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа “Я”, прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”, мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства, или же расширением образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом “оторваться от земли”(в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ “Я”.

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом “ординарных движений”, движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Но простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, “перетекания” между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию, — это система первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т.п.

Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это “нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. также связано с разрушением образа “Я”. В целом, можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома “повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или з....), или борхесовское “Бытие земное.  Все в будущем, лежащем за спиною”, или кастанедовская “смерть за левым плечом”.

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т.д.).

Смысл “Джаза тела” заключается в том, чтобы “научить танцу” все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.

При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.

Включайте музыку и: “Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.

А сейчас устройте танец  ваших ступней...”

В течение часа пройдите все три яруса и закончите  “Танцем головы на шее”.

После проведите проговор.

 

 

 

4) Танец четырех стихий

        Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршон, который вложил огромное количество энергии и времени для практического применения данного направления в жизнь. Психотехника была придумана еще в середине 90-х годов и апробирована на многих и группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет Вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.

     Современные  исследования сознания, а в особенности  глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами.

Внутри новой, холистической  парадигмы обретение целостности  означает также "собирание", воссоединение  не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным "нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития; западный человек признался в своей "зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении здесь присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.

Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему "духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания внутри психологии и психотерапии.

Предлагаемая техника  работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти - визуальная и моторная.

Холистический подход требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные уровни человеческого существования.

"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" - это пять процессов, каждый  из которых состоит из последовательности  четырех техник (пятый процесс  проходит по особой схеме, оговариваемой  отдельно). Каждый из 4 процессов  посвящается одной из стихий  и является "путешествием" в  мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - собственно "Танец Четырех Стихий" в их единстве и взаимопереходе.

Последовательность техник внутри четырех первых процессов:

1. Телесный ключ доступа

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения