Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография
Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
транс за пределами измождения,
транс на фоне монотонных телодвижений.
Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физической работой, а также спортсмены. Существует понятие “второго дыхания”. В молодости я бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это “запредельное” состояние, когда тела не чувствуешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осознание было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глубинный архетипический паттерн присоединения в характер трансового танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и начинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму.
Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны. Все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям: племенные танцы вокруг культовых фетишей, идолов; мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога; шаманские обрядовые танцы; священные танцы древней Греции в честь Диониса; австралийский корробори; спартанский хормос; ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой древа мира; славянское коло и др.
Трансовый танец
способствует исцелению,
Определенное сочетание двигательных клише и есть танец как таковой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют из себя вхождение в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.
Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, “сжигает” накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит “психосоматический удар” по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте.
Мне хочется предложить вам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться движению, дыханию, музыке.
Предварительные условия
Трансовый танец проводится в групповой форме.
Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения.
Одежда должна быть просторной и свободной.
В начале танца проводится
настройка. Сам танец проводится
под ритмичную и громкую
До начала танца участники равномерно распределяются в пространстве зала и становятся в общий круг.
Настройка
"Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...”
Упражнение длится около 2—3 часов без перерыва.
К концу трансового танца музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.
Трансовый танец заканчивается.
После упражнения проводится традиционный проговор.
Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гиршон) практикуем уже двадцать лет и она показала великолепные результаты и поэтому мы хотим рассказать о ней.
Как известно, в телеснодвигательной активности, в пространстве двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т.д.;
b) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
с) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, “полеты” и т.д. (А.Гиршон, 1995);
2. Вертикальная симметрия “вперед/назад”.
Рассмотрим эти зоны теперь более подробно.
Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с “романтическими” клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа “Я”, прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”, мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства, или же расширением образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом “оторваться от земли”(в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ “Я”.
Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом “ординарных движений”, движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Но простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).
При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, “перетекания” между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию, — это система первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т.п.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это “нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. также связано с разрушением образа “Я”. В целом, можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.
Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.
Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.
В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома “повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или з....), или борхесовское “Бытие земное. Все в будущем, лежащем за спиною”, или кастанедовская “смерть за левым плечом”.
Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т.д.).
Смысл “Джаза тела” заключается в том, чтобы “научить танцу” все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.
При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.
Включайте музыку и: “Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.
А сейчас устройте танец ваших ступней...”
В течение часа пройдите все три яруса и закончите “Танцем головы на шее”.
После проведите проговор.
4) Танец четырех стихий
Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршон, который вложил огромное количество энергии и времени для практического применения данного направления в жизнь. Психотехника была придумана еще в середине 90-х годов и апробирована на многих и группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет Вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.
Современные исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической
парадигмы обретение
Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития; западный человек признался в своей "зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении здесь присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.
Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему "духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания внутри психологии и психотерапии.
Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.
Динамические визуализации
соединяют достоинства
Холистический подход требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные уровни человеческого существования.
"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ"
- это пять процессов, каждый
из которых состоит из
Последовательность техник внутри четырех первых процессов:
1. Телесный ключ доступа