Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

Двухфазное дыхание

Двухфазное дыхание  представляет собой технику создания осознанности и осуществления контроля за дыханием. Оно улучшает способность овладения всеми другими упражнениями. Разработана она была для тех, кто уже в определенной степени освоил технику связного дыхания.

Это упражнение необходимо отрабатывать в присутствии того, кто уже его освоил. Начинаем с  того, что отмечаем наличие двух фаз вдоха и двух фаз выдоха. Каждое из них выделяется в свою очередь в активную и пассивную фазы.

Если вы начинаете  с легкими, наполненными воздухом, —  первая фаза выдоха — пассивная. Иначе  говоря, если вы задерживаетесь на сильном вдохе, то все, что необходимо сделать, это расслабить мышцы, и выдох произойдет сам по себе. Это пассивная фаза — тело осуществляет выдох за вас. Если вы выдохнете или с силой заставите выйти весь воздух, выдавите все, что можно, при выдохе, тогда вдох произойдет сам по себе, если вы расслабитесь. Это пассивная фаза вдоха, это тело совершает вдох за вас.

Активная фаза имеет  место тогда, когда вы сами осуществляете вдох или выдох. И начинается эта фаза тогда, когда заканчивается пассивная фаза. Другими словами, снова начав с полного вдоха, вы расслабляетесь и позволяете совершаться выдоху. В определенный момент система теряет свою энергию и пассивный выдох заканчивается. Тогда вы начинаете активно выдыхать, выжимать воздух в качестве активной фазы. Таким образом, выдох преднамеренно удлиняется далее нейтрального пункта (важно знать, что это тот момент, когда в практике ребефинга вы бы начали следующий вдох, поскольку в ребефинге нет активного выдоха). При этом, когда вы вступаете в действие там, где тело его прекратило, вы должны сохранять ту же мускульную координацию и мускульное качество, которое проявляло тело на пассивной стадии.

После того, как вы выжали весь объем воздуха максимально  и теперь пусты, просто расслабьтесь, и пусть произойдет пассивная  фаза вдоха. И снова, когда усилие тела нейтрализуется и вдох прекращается, вы вступаете в действие и продолжаете его, продлевая тем самым активную фазу вдоха. Очень внимательно проследите, как тело осуществляет пассивный вдох и когда вы преднамеренно продолжаете его, то сохраняете то же качество и мускульную координацию, которая была у тела.

 

Дыхание хаоса.

      Жизнь  современного человека всегда  требует контроля и структурированности.  Очень важно быстро отдохнуть  от однообразия и напряжения, которые вызываются умственной  или другой монотонной  деятельностью.

      Это  упражнение я придумал три года назад в Новосибирске.

Я всегда делаю это  упражнение,  когда меня работа «достает».

      Расслабьте  плечи, запрокиньте голову назад  и сделайте 20 мощных глубоких  вдоха и выдоха, а последний, 21 выдох после вдоха сделайте  форсированным на выдохе и звучным.

      Вы опять  готовы к работе.

      Если  Вы хотите пройти процесс с  использованием дыхания хаоса,  то обратитесь к квалифицированному  ведущему, который прошел один  из профессиональных тренингов  на нашей специализации. Этот  процесс мощный и приводит к сильным телесным, энергетическим и эмоциональным переживаниям.

 

Подражательная система дыхания

Упражнения этого раздела  дыхательной гимнастики имитируют поведение животных, которые принюхиваются, почувствовав близкое нахождение жертвы или заподозрив приближение хищника. Дыхание выполняется с разной эмоциональной окраской: радость, удивление, гнев, настороженность. Вдох всегда производится через нос, вдох резкий, короткий, активный. Выдох пассивный, без акцентирования на нем. Ритм дыхания от 60 до 180 раз в минуту. Во время выполнения упражнения проделывается 10—12 активных вдохов с определенной эмоциональной окраской, а затем 1—2 полных дыхательных упражнения. После чего вновь выполняется активное подражательное дыхание и вновь 1—2 полных дыхательных упражнения. Причем после перерыва возможна смена эмоционального фона

Хаотическое дыхание

Расслабьтесь. Стоя, ноги на ширине плеч, делать резкие, неритмичные  вдохи и выдохи, дыхание связное, с акцентом на выдохе, при этом руки согнуты в локтях, кулаки у плеч, с силой, ритмично ударять ими по бокам. Упражнение выполняется в течение 10–15 минут.

Данное упражнение великолепно  помогает при "разогреве" для вхождения  в более глубокий процесс связного дыхания.

Дыхание муладхары

Поставить ноги шире плеч, расслабить анус, делать частые и сильные толчки ногами, приподнимаясь и опускаясь на носках. При этом связно дышать и на выдохе издавать крики, соответствующие тем животным, которые вызывают вашу симпатию.

Упражнение  продолжается в течение 10–15 минут.

Упражнение  рекомендуется делать с использованием ритмичной музыки.

Дыхание со звукоформами

Это дыхание  в своей практике я использую  в двух случаях:

  • когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
  • если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.

Это дыхание  связное, быстрое и глубокое. При  этом на выдохе произносятся следующие  звуки Х — С — Ш (по три  раза). Один цикл дыхания выглядит следующим  образом:

Х — Х —  Х

С — С —  С

Ш — Ш —  Ш

И так несколько  десятков циклов.

После этого вы можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.

 

3.3. Танцевально-двигательные практики

На тренингах личностного  роста и трансформации ТДТ  используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений “новой психотерапии”.

Основные техники ТДТ  вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями  известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей:

  • присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению (“зеркало”);
  • преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальттерапии — оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие;
  • работа с мышечными блоками и последовательностями сложно координированных действий в телесно–ориентированной терапии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.

Таким образом, можно  сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что  и другие направления “новой волны” психотерапии, работает с ними на своем   поле — в теле и движении.

Кроме техник–приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст ДМД. Это такие упражнения как “континуум” (в его многообразных российских вариантах), “аутентичное движение”, контактная импровизация, “танец пешеходов”(pedestrian dance), “джаз тела” Габриэлы Рот и  др.

Язык танца, язык движения не требует перевода, но требует  особого настроя, особой глубины  восприятия. И когда этот настрой  есть, танец становится праздником, праздником тела и души,  для которого нет границ.

1) Тропа танца

Процесс “Тропа танца” (Dancing Path), известный также как  “Танец пяти движений”, в России культивируется многими лидерами с начала 90-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов в групповой форме работы. Авторство его принадлежит “городскому шаману” Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения “женской” энергии.

2. Staccato — резкие, сильные и четкие движения, “мужские” движения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lirical — тонкие, изящные движения, “полет бабочки”, или “падающего листа”.

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, “пульсирующая статуя”.

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом  процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор. “Танец пяти движений” рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или  ритмы движения в контексте терапии  и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают “мужские”, резкие и сильные движения. “Я не такая, мне это не нравится”, — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным “черным пятном” являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем “отпускать” себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности (А. Гиршон, 1995).

В своей работе при  применении “Танца пяти движений”  мы обычно предлагаем людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; какие движения занимали больше пространства, а какие можно выражать только в небольшом объеме, и т.п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.

Таким образом, эта техника  может выполнять несколько функций:

диагностическую — человек обнаруживает “освоенные и неосвоенные” качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже “запретную”;

тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений;

терапевтическую — в сочетании с другими техниками осознания и трансформации “Тропа танца” позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Формат ТДТ позволяет  проработать динамический аспект паттернов  мышечного напряжения, этого важного  компонента “целостностей психической  реальности” (в нашей терминологии). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно–ориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, техники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирования подавленных комплексов, блоков, матриц и т.д.

Движение дает богатейший материал для метафор различных  аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются  и проживаются тотальностью тела/сознания.

Танец зачастую может  быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуированных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения.

В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Телесное движение является тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

 2) Трансовые танцы

Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.

В трансовых танцах человек  достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.

Мы уже указывали  на то, что танец является одним  из древнейших способов вхождения в  измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения