Психологическое восприятие рекламной информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей современной рекламной фотографии и изучение социально-психологических эффектов, которые могут возникать при восприятии современной рекламной фотографии.
Предмет исследования: компоненты, которые составляют структуру образа, а также социально-психологические эффекты, которые возникают при просмотре современной рекламной фотографии.
Объект исследования: потенциальные потребители, женщины в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и от тридцати до сорока пяти лет.

Содержание

Введение……………………………………………………2стр;
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКЛАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ
Рекламная фотография…………………….5стр;
Реклама: законы и эффективность рекламной фотографии…6;
Реклама как искусство…………………….7стр;
Психологическое восприятие рекламной информации…..7стр;
Особенности восприятия современной рекламной фотографии…11стр;

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМНОЙ ФОТОГРАФИИ
2.1. Программа, цель и задачи эмпирического исследования…..13стр;
2.2. Методы и процедура исследования
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая лиля.docx

— 62.70 Кб (Скачать)

  Гипотеза, в которой говориться о том, что  с помощью специально разработанной  трех – компонентной структуры анализа  образа можно выделить социально-психологические  особенности современной рекламной  фотографии подтвердилась, так как  трех – компонентная структура анализа  образа включает студиум- это описательная сторона образа (сюда включаются предмет, расшифровки и описания); пунктум- аффективная, эмоциональная, чувствительная сторона (сюда входит эффект непосредственного сопереживания) и образ- средство, как связь между студиум и пунктум, это построение образа, конструирования его в восприятии, и это говорит о сложном построении рекламной фотографии. И с помощью этих компонентов можно выявить целостный образ рекламной фотографии, который сформировался в сознании потенциального потребителя. Такой компонент как  пунктум содержится в каждой рекламной фотографии и за счет выделенных Бартом его особенностей можно заключить что фотографии наделенные этим компонентом, слоем, закрепляются на неосознаваемом эмоциональном уровне потенциального потребителя и способствуют развитию желания приобрести рекламируемый предмет, так как он в рекламной фотографии затронул их эмоции, вызвал положительный или отрицательный след в эмоциональной сфере личности. Например, на одной из фотографий была изображена машина, яркая, броская, красная и много элементов вокруг нее, и респондентами она воспринялась как   яркая машина в сером  потоке других машин; большие возможности, проявления индивидуальности; победа, красота, сила для нее характерна; стремление идти против течения, и она затронула чувственную сторону респондентов и вызвала желания иметь такой же автомобиль; купить новую машину; поменять цвет машины; прокатиться на этой машине; купить ее; поехать куда-нибудь на ней отдохнуть. Также фотография вызывает  радость, удивление, теплые радостные чувства;   веселье; чувство свободы. Это и говорит о положительной аффективной стороне восприятия образа и способствует возникновению ситуации в которой может возникнуть выбор: какой автомобиль приобрести, и можно предположить, что этот образ возникнет в первую очередь и возможно станет решающим в этом выборе. И в соответствии с этим можно сказать, что эта рекламная фотография успешна и выполняет функцию не только привлечение внимания, но и вызывает желание приобрести рекламируемый товар.  

  Гипотеза  в которой говориться о том, что  трех – компонентная структура анализа  образа способствует выделению социально-психологических  эффектов («эффект зрелища», «эффект  «взгляда», «эффект визуального  удовольствия»), которые оказывают  психологическое воздействие на восприятие современной рекламной  фотографии- тоже подтвердилась. Так  как в результате качественного  контент-анализа были четко структурированы  и занесены в таблицы описания рекламных фотографий, это и способствовало выделению социально-психологических  эффектов («эффект зрелища», «эффект  «взгляда», «эффект визуального  удовольствия»)

  Эти эффекты проявляются и имеют  систему взаимосвязи между собой, и накладывают отпечаток на восприятие и интерпретацию современной  рекламной фотографии:

  -эффект  «взгляда» проявляется в лишении  человека чувства укорененности  в пространстве и времени. По  всей видимости визуальная реальность  включает человека в особого  рода игровую ситуацию, уничтожающую  разницу между игрой и реальностью. 

  Тем самым она компенсирует ему, хотя и иллюзорно, его реальную ограниченность, и прежде всего — подчиненность  монотонности жизни. В этом, однако, можно видеть не только компенсацию, но и особый тип духовности, особое состояние человеческого духа с  его мелочными суетными попытками  объять необъятное, но одновременно с  его трагическим сознанием невозможности  овладеть миром.

  - визуальная  реальность современной рекламной  фотографии – это «большой  мир» для самоидентификации. Свое  самоопределение человек, как  известно, обретает лишь посредством  связей. Видимо, реальность рекламы   связывает человека с миром  в целом. Она дает человеку  возможность узнать то, чего он, ограниченный физическими условиями  пространства и времени, ни  при каких обстоятельствах не мог знать раньше. Мир для современного человека. Хотя можно констатировать и потерю идентичности, так как процесс самоидентификации строится не на проекции с настоящим реальным человеком, а с виртуальным образом;

  - в  визуальной реальности нет ничего  скрытого, отсутствует понятие интимности  личных границ;

  - происходит  «преображение эстетики». Стираются  границы «высокого» и «низкого»  за счет смешения различных  стилистических форм в самой  фотографии. Происходит выход за  пределы традиционного понимания  «красоты»;

  - идеальное  рекламное  тело, презентируемое  посредством фотографии, - это транссексуальное  тело. Мужчины больше не выглядят  как мужчины. Они выглядят красивее  женщин. Они становятся похожи  на то, что когда-то мы называли  женщиной, ведь она теряет признаки  классической красоты. Это может  быть связано с расширением  эмансипации, как женщин, так и  мужчин. Теперь каждый из полов  имеет право на тело, презентируемое  рекламной фотографией.  Ведь  аудиторию любого глянцевого  издания составляет как один  пол, так и другой. Хотя вернее  будет заметить, что аудитория  «визуаов»  – это один пол. 

  О присутствии  выделенных социально-психологических  эффектов при восприятии и интерпретации  фотографии, а также о  наличии  психологического воздействия выделенных категорий современной рекламной  фотографии можно судить исходя из того факта, что в процессе эмпирического  исследования  система взаимосвязи  социально-психологических эффектов действительно оказалась неким  вариантом «терминологии» для интерпретации  фотографии. Фактически взяв за основу экспериментального исследования вольный  рассказ о фотографии, мы смогли структурировать его. То, что при  помощи системы связи выделенных эффектов, мы получили более «короткий» структурированный текст при исходной смысловой нагрузке, означает, что эффекты, которые мы выделили, представляют именно свойства описываемых объектов, то есть рекламных фотографий. Таким образом,  при помощи именно этой «терминологии» повествование о  предъявляемой фотографии становятся очевидным образом проще свободного повествования.

  Также выделенные социально-психологические  эффекты оказывают психологическое  воздействие на восприятие современной  рекламной фотографии. Это видно  из таблицы и выражается в:

    Таблица 1. Результаты качественного контент-анализа  описательных характеристик выделенных социально-психологических эффектов. 

    Категория Критерий Описание 1 группа Описание 2 группа

    «Эффект зрелища» 1. Развлекательный - «дерзкая»;

    - «яркая»;

    - «веселая»

    -«забавная»

    -«запоминающаяся»;

    - «интересная»;

    - «зрелищная»;

    - «броская»;

    - «выделяющаяся»;

    - фотография  с «захватывающим образом»;

    - «шокирующая»  фотография

    - «гламурная  нота»

    - «красочная»

    - «романтическая» - «яркая»;

    - «интересная»;

    «запоминающаяся»;

    - «броская»;

    - «интригующая»

    - «впечатляющая»

    - «вдохновляющая»

    - «оригинальная»

    -«креативная»

    - «изысканная»

          3. Игровой - «игровая фотография»;

    - «настоящая  игра людей»;

          - «игра между мужчиной и женщиной»

          4. «Очевидность невозможного» - «фотографий – фантазия»;

    - «в прострации»;

    -«нереалистичная»;

    - «состаренная»;

    - «искусственная»;

    - «сказочная»

    - «мистическая»

    - «волшебная» - «вне временных рамок»;

    -  «фотография-иллюзорная»;

    - «старая  фотография»;

    - «экзотическая»

    - «искусственная»;

    «Эффект «взгляда» 1. Сексуальность

    «порочная»  фотография;

    - «кричащая»  фотография;

    - «завораживающая»

    - «очень  интимная фотография»;

          - «разврат на фотографии»

    -«связанна  с греховностью» 

    -«пошлая»

    - «очень  интимная фотография»; 

          2. Презентация идентичности - «я не могу себя соотнести с этим образом»;

    - «странный  образ, но мне нравится»;

    - «хочу  так, как она» - «мне бы тоже так хотелось»;

    - «хочу  быть такой»

    «Эффект желания» 1. «Просматриваемость» деталей - «детализированная»;

    Слишком много деталей «фотография, рассчитанная на то, чтобы её долго рассматривали»;

    - «детальная  прорисовка кадра»

    - «четкость  букв»

          2. Получение удовольствия от просмотра - «настоящее счастье»;

    - «я получаю  удовольствие от просмотра»;

    - «чудесно  ощущение от работы»;

    - «радость»;

    - «на фотографию  хочется смотреть и смотреть»;

    - «веселье»

    -«симпатия»

    -«желание  помочь»

    -«желание  вступить в коммуникацию»

    -«узнать  больше»

    -«увыдеть  продолжение сюжета» - «мне она очень нравится»;

    - «приятно»

    - «чувство  свободы»

    - «восторг»

    -«желание  дать совет»

    -«желание  вступить в коммуникацию» 
     
     
     

  - получении  удовольствия, испытании чувства  счастья от просмотра фотографий;

  - наличии  процессов идентификации при  просмотре фотографий и одновременном  процессе потере себя, выражающихся  в соотнесения себя с виртуальным  образом, репрезентируемом посредством  фотографии;

  - наличие  патриархального взгляда на презентируемым  образ;

  - наличие  зрелищного эффекта при восприятии  фотографии, то есть восприятии  её в качестве развлечения,  игры, «спектакля» с неким подобием  катарсиса, выражающегося  в  реакции шока;

  - действительное  наличие некоторых высоко эстетических  имитаций рекламной фотографии  художественному фотоизображению; 

  - отсутствие  каких-либо границ при восприятии  рекламной фотографии, будь то  пространственно – временная  связь или граница между «высоким»  и «низким» в эстетическом  плане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Настоящая работа была посвящена изучению особенностей современной рекламной фотографии и изучению социально-психологических  эффектов, которые могут возникать  при восприятии современной рекламной  фотографии. Были исследованы компоненты, которые составляют структуру образа, а также социально-психологические  эффекты, которые возникают при  просмотре  современной рекламной  фотографии. Также была изучена трех- компонентная структура анализа  образа («студиум», «пунктум»,  «образ-средство»), которая способствует выделению  социально-психологических эффектов («эффект зрелища», «эффект «взгляда», «эффект визуального удовольствия»), которые оказывают психологическое  воздействие на восприятие современной  рекламной фотографии. Было сделано описание социально-психологических эффектов («эффект зрелища», «эффект «взгляда», «эффект визуального удовольствия»), и выделен еще один эффект «желания». В теоретической части курсовой работы рассмотрен междисциплинарный подход в изучении рекламной фотографии с выделением современных терминологических средств описания, а именно социально-психологических компонентов («студиум», «пунктум»,  «образ-средство»), социально-психологических эффектов: «эффекта зрелища», «эффекта «взгляда»», «эффекта визуального удовольствия».

Информация о работе Психологическое восприятие рекламной информации