Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:07, шпаргалка
Длительное время подчеркивалось значение особенностей личности в возникновении психосоматических нарушений (например, Dunbar описал «коронарную», «аллергическую», «гипертоническую», «ревматоидную» и др. личности). Позднее полагали, что возникновение конкретных психосоматических нарушений предопределено устойчивостью определенных эмоциональных состояний (один из основоположников психосоматической медицины, Weitzsaker, утверждал, что злоба и ожесточенность обусловливают возникновение болезней сердца; бессилие и зависимость приводят к расстройствам пищеварительного тракта; сексуальное напряжение способствует нарушению системы дыхания и т. п.).
15. Психотерапевтическое воздействие группы.
В течение последних десятилетий как практики, так и исследователи пытаются найти ответ на вопрос: что делает групповую психотерапию эффективной? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований путем опроса клиентов, испытавших воздействие групп самого разнообразного характера, групповых терапевтов, а также квалифицированных экспертов.
Молено утверждать, что воздействие групповой психотерапии опирается на три важнейших компонента, характеризующих любой психотерапевтический процесс: чувства, мышление и поведение. В психотерапевтических группах терапевт прежде всего побуждает участников группы назвать свои чувства и выразить их. Эмоциональный катарсис составляет важную часть психотерапевтического воздействия, но он во многих случаях недостаточен. Не менее важно понять свою жизненную ситуацию, смысл переживаний. Итак, участники группы должны выполнить и определенную когнитивную работу. Наконец, в определенный момент важнейшим становится реальное действие, поведение, которое и является проводником настоящих терапевтических изменений. Объединение чувств и понимания, реализация нового опыта в конкретном поведении в реальных жизненных ситуациях и делают возможным изменения, которых добивается групповая (и не только) психотерапия.
Однако
такое понимание
1. Взаимопонимание (сплоченность) группы. ^
2.
Универсализация (
3. Исследование реальности (охватывает элементы коррекции опыта первичной семьи и межличностного обучения).
4. Альтруизм.
5. Перенос (охватывает элементы межличностного обучения, сплоченность группы и имитационного поведения).
6.
Терапия наблюдением (
7.
Взаимодействие (охватывает элементы
межличностного обучения и
8. Интеллектуализация (охватывает элементы информирования).
9. «Проветривание» (катарсис).
Спустя три десятилетия I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 11 основных терапевтических факторов. В настоящее время на этот «каталог» ссылается большинство исследователей и практиков групповой психотерапии.
1. Поощрение надежды. Ем больше человек надеется на помощь, тем лучше результат психотерапии.
2. Универсальность. Терапевту важно сходство проблем участников группы. Является одним из ценных факторов.
3. Информирование. Призыв к обмену информацией участников группы.
4. Альтруизм. Оказание поддержки, утешение друг друга. Участники группы могут дать многое друг другу: поддержку, внушение, успокоение, понимание, чувства.
5.
Коррекция опыта первичной
6.
Совершенствование социальных
7. Имитационное поведение. Проявляется тогда когда участники обмениваются опытом, когда имитируется позитивное поведение участников группы или терапевта, при этом усматривается подходящая модель для изменения поведения.
8. Сплоченность группы. Обеспечивает эмоциональную связь и стабильность группы.
9. Катарсис.