Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

   В заключение данной главы необходимо указать, что в пенитенциарной практике используются различные программы  и методы ресоциализации.

   Одним из распространенных видов психотерапии в тюрьме на Западе является групповая  психотерапия, суть которой изложил крупнейший криминолог и тюрьмовед Ш. Жермен. Он исходил из того, что индивиды думают, чувствуют и реагируют по-другому, когда они объединены в группу, способную оказывать влияние (хорошее или плохое). Жермен пытался решить, как создать группы, которые могут положительно влиять на мораль заключенных и содействовать их исправлению [75; с. 71].

   Одна  из форм групповой психотерапии - коллективная беседа. Для ее проведения заключенные  объединяются в группы до десяти человек, однородные по интеллектуальному уровню участников. Специальные группы создаются для алкоголиков, наркоманов и так называемых сексуальных преступников. В ходе беседы заключенные обмениваются мнениями по интересующей их теме [76].

   Беседы  проводятся еженедельно (некоторые  группы собираются чаще) и длятся до полутора часов. Беседой руководят специально назначенные сотрудники, обладающие достаточными знаниями по психологии, психиатрии и социологии. Чтобы стимулировать активность участников стихийной дискуссии, руководитель группы не должен высказывать категорических суждений. Он должен уметь устанавливать доверительные отношения с заключенными.

   По  мысли Ш. Жермена, групповые беседы должны помочь преступникам приспособиться к условиям жизни в тюрьме, повысить у них чувство ответственности, развить рассудительность, сделать более восприимчивыми к другим методам воздействия.

   Таким образом, состояние тревожности  у несовершеннолетних осужденных характеризуется  связью тревожности с неудовлетворением  ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением различных компонентов «Я-концепции», ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.

   Тревожность является специфическим эмоциональным  расстройством, которое требует  психотерапевтического воздействия. Тревожность приводит к возникновению нарушений социальных контактов, а также к различным нервным расстройствам. Как было показано в теоретической части, большинство авторов приходят к мнению, что эмоциональные расстройства, вызываемые повышенной тревожностью не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находить отражение, в последующей жизни. Так же было отмечено, что неадекватная самооценка влияет на рост тревожности.

   Особенно, проблема тревожности встает в условиях неопределенности, в которую попадают подростки при совершении преступления. Отбывание ими наказания в условиях воспитательной колонии создает ситуацию, которая наиболее часто вызывает рост тревожности у несовершеннолетних. Именно поэтому, в следующей главе будет проведено экспериментальное исследование особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных.

   Таким образом, в данной главе решены задачи, поставленные во введении.

   1. Рассмотрена тревожность как  философский и психологический  феномен. Рассмотренные теории  позволили сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, мы охарактеризовали тревогу как - неадекватную реакция на ситуацию внешней угрозы; реакцию аналогичную страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; реакцию, проявляющуюся как состояние беспомощности перед лицом угрозы.

   2. Проанализированы причины и особенности  проявления тревожности в подростковом возрасте. Основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте названы негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, показано, что существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Отмечено, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх, а является на первый взгляд беспричинной. Состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения с взрослыми, которые в процессе воспитания мало учитывают состояние ребенка. Подросток чувствует отношение к нему окружающих, старается достигнуть расположение родителей, учителей, одноклассников, и часто негативное отношение так же становится причиной тревожности.

   3. Рассмотрены особенности личности  несовершеннолетних осужденных  и причины проявления ими тревожности.  Выяснено, что состояние тревожности  у несовершеннолетних осужденных  характеризуется связью тревожности  с неудовлетворением ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением различных компонентов «Я-концепции», ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.  
 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 
 

   2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных 

     Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных касающихся различных аспектов развития тревожности, позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фиксирующие особенности тревожности у несовершеннолетних осужденных. В качестве испытуемых выступили несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции       г. Рудного (20 человек). Исследование проводилось с апреля по май 2011 года.

      Проводилась беседа, опрос, сбор данных (в результате анкетирования подростков).

      Анализ  показывает, что основными причинами  совершения правонарушений и преступлений подростками являются:

      – неблагополучная обстановка в семье  – 64,8% (аналогичный показатель прошлого года – 44,8%);

      – нетрудоспособность родителей – 31% (аналогичный показатель прошлого года – 30,5%);

      – пьянство родителей – 14% (аналогичный  показатель прошлого года - 25,1%);

      – аморальный образ жизни родителей  – 4,8% (аналогичный показатель прошлого года – 4,4%);

      – крайне сложное материальное положение  – 38% (аналогичный показатель прошлого года – 45,3%);

      – невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей – 20% (аналогичный показатель прошлого года - 29,6%);

      – слабый контроль за поведением – 63% (аналогичный показатель прошлого года – 71,9%). 34% несовершеннолетних  из неполных семей, у 47% родители (один или оба) безработные.

      Часто несовершеннолетние находятся в  условиях, способствующих совершению правонарушений, так 28,7% подростков не учатся, 37% совершили самовольный уход из дома по тем или иным причинам, 26% и ранее уходили самовольно из дома на срок от 4 дней до 2 месяцев, 7,8% находились в розыске.

      Среди них 83,3% имели систематические прогулы  школьных занятий (в беседе с психиатром поясняли: «Просто не хотел идти, прогуливал…»), 58,3% дублировали учебный год. 44,3% несовершеннолетних проживают в неполных семьях (21% без отца), 20% остались без попечения родителей (аналогичный показатель прошлого года - 15,3%).

      Имели повторные ЧМТ 78%, из них проходили в связи с этим стационарное лечение 33,3% подростков. 50% обследуемых несовершеннолетних наносили себе телесные повреждения, 26% - получали побои в семье (в 80% случаев наносил отец). 27% употребляли токсические вещества (бензин, клей), 39% - алкоголь, 18% несовершеннолетних нарушали закон, будучи в нетрезвом состоянии. Около 50% подростков проводят свободное время на улице, иногда - в компьютерных клубах, играя в игровые автоматы.

      В ходе исследования выявлено в личностной сфере уступки своим слабостям и желаниям у 9 обследуемых (25%), сильные телесные импульсы и чрезмерная озабоченность силой у 14 (43,8%), мужественность у 15 (46,8%), враждебность у 8 (25%), примитивная агрессия у 17 (53%). Тревога, связанная с мышлением или воображением у 13 (40,6%), ориентация на окружение 7 (21,8%), отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности – 15 (46,9%), ощущение недостаточности достигнутого у 7 (21,8%), сознательное усилие против агрессивного чувства у 14 (43,8%), стремление избавиться от неприятной ситуации с чувством сильной фрустрации 18 (56%), зависимость у 16 (50%), грубость и черствость у 15 (46,8%), озабоченность будущим у 11 (34%). 

      Структура подростковой преступности.

      Вид правонарушений       % в структуре
      Кражи       67%
      Грабежи       12%
      Разбой       4%
      Насильственные  действия сексуального характера        2%
      Побои       4%
      Причинение  тяжкого вреда здоровью       3%
      Умышленное  причинение тяжкого вреда здоровью       2%
      Развратные  действия       1%
      Умышленное        1%
      Умышленное  уничтожение или        1%
      Применение  насилия в отношении       1%
      Приведение  в негодность транспортных       2%

       

     Цель нашей работы выявить особенности тревожности у несовершеннолетних осужденных. Для достижения цели были использованы методики, наиболее часто используемые в психологической практике для выявления особенностей тревожности. Тест на исследование тревожности. Представленная далее методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. (В приложении даются описания этих шкал).

     Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию: «Прочтите  внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Оценка результатов проводилась следующим образом:

     При помощи ключа к данной методике, представленного в приложении, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

     Инд. трев. = Общ. кол-во баллов / 20

     Выводы  об уровне развития

     3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность.

     3,0-3,4 балла— высокая тревожность. 

     2,0-2,9 балла — средняя тревожность. 

     1,5-1,9 балла — низкая тревожность. 

     0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность. 

     Результаты  методики занесены в таблицу 2.1.1  

     Таблица 2.1.1 Уровень тревожности несовершеннолетних осужденных

Ф.И.О. Возраст (лет) Балл  Уровень
Фархад  А. 15 3,1 высокая тревож.
Роман Ш. 16 3,4 высокая тревож.
Генадий К. 17 2,5 средняя тревож.
Аманбек В. 16 3,4 высокая тревож.
Юрий  В. 15 3,6 очень высокая  тревож.
Мейрам  Ж. 17 1,9 низкая тревожность 
Алексей Д. 17 3 высокая тревож
Сергей  Л. 18 3,9 очень высокая  тревож.
Дмитрий Н. 16 2,1 средняя тревож
Евгений У. 17 3,3 высокая тревож.
Юрий  Г. 18 2,5 средняя тревож
Валентин  Д. 15 3,7 очень высокая  тревож.
Андрей  Р. 18 4 очень высокая  тревож.
Нурлан  К. 16 2 средняя тревож
Сергей  М. 15 3,1 высокая тревож.
Талгат  Б. 17 4 очень высокая  тревож.
Максим  Л. 16 2,4 средняя тревож
Сергей  Г. 15 2,1 средняя тревож
Владимир  В. 17 4 очень высокая  тревож.
Газиз Г. 16 2 средняя тревож

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных