Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа
В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60
Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.
Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.
К 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
Ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.
Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос – о чувствах, переживаемых на уроке, – и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его.
Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Некоторые
из пунктов опросника
- на бланке отмечено 1, 2, 3, 4.
- вес для подсчета: 4, 3, 2, 1.
Такими пунктами являются:
- По шкале тревожности: 1, 4, 19.
- По шкале познавательной активности: 23, 29.
Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.
Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов – тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний – и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы подростоков, а также показатель разброса данных – среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и в различных возрастных группах.
Данные для подростков приведены в таблице:
Уровень эмоции | Класс | Тревожность | Познавательная активность | Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно | на уроке | обычно | на уроке | обычно | на уроке | ||
Низкий | 7-й | 10-17 | 10-18 | 10-21 | 10-20 | 10-14 | 10 |
8-й | 10-16 | 10-18 | 10-22 | 10-20 | 10-16 | 10-11 | |
9-й | 10-17 | 10-17 | 10-23 | 10-17 | 10-16 | 10-11 | |
10-й | 10-17 | 10-17 | 10-23 | 10-20 | 10-16 | 10-11 | |
Средний | 7-й | 18-23 | 19-24 | 22-29 | 21-27 | 15-22 | 11-17 |
8-й | 17-24 | 19-25 | 23-28 | 21-28 | 17-25 | 12-19 | |
9-й | 18-24 | 18-26 | 24-30 | 18-28 | 17-27 | 12-21 | |
10-й | 18-25 | 17-23 | 24-31 | 21-29 | 17-25 | 12-18 | |
Высокий | 7-й | 24-40 | 25-40 | 30-40 | 28-40 | 23-40 | 18-40 |
8-й | 25-40 | 26-40 | 29-40 | 29-40 | 26-40 | 20-40 | |
9-й | 25-40 | 27-40 | 31-40 | 29-40 | 28-40 | 22-40 | |
10-й | 26-40 | 24-40 | 32-40 | 30-40 | 26-40 | 19-40 |
По каждой шкале во всех возрастных группах обнаруживается значительный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чувствительности описываемой методики к индивидуальным различиям, об ее пригодности для изучения эмоциональных компонентов учебной деятельности отдельного ученика в ходе работы школьного психолога.
Коррекционная работа, которая была нами, была проведена, действительно способствовала снижению уровня тревожности у несовершеннолетних, кроме того, коррекционная работа оказала влияние на адаптацию осужденных в условиях к условиям пребывания в БВК. Формирующий этап, на котором проводились занятия с использованием методов поведенческой терапии (АМТ) был направлен на обучение подростков умению рассматривать тревогу как особенность поведения и тем самым реализовывать свое поведение с эталоном спокойствия. Это и способствовало снижению тревожности. А так как, мы доказали, что тревожность и адаптация тесно взаимосвязаны, то проведенная система занятий способствовала адаптации подростков к условиям колонии.
Таким образом, в практической части мы изучили особенности тревожности у несовершеннолетних осужденных, выявили взаимосвязь тревожности высокой тревожности и низким уровнем адаптации. На констатирующем этапе были выявлены воспитанники с высоким уровнем тревожности, после чего сними была проведена коррекционная работа с применением на занятиях методов поведенческой. Проведенный контрольный этап исследования показал эффективность коррекционной работы, так как было выявлено снижение уровня тревожности у 25% воспитанников. Также было выявлено увеличение уровня адаптированности к условиям воспитательной колонии. Они стали себя лучше чувствовать в условиях изоляции. Итак, экспериментальное исследование показало, что необходимо уделять больше внимания работе с подростками по снижению уровня тревожности и адаптации воспитанников к условиям пребывания в воспитательной колонии.
Таким образом, в ходе исследования был выявлен ряд проблем. Первая группа проблем связана с ростом тревожности как личностного качества индивида. Тревожность как качество личности формируется у подростков, в условиях пребывания в воспитательной колонии. Первоначально, попадая в стены колонии, подростки сталкиваются с трудностями, обусловленными необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям жизни. Пребывание в колонии означает ограничение экспансии, свободы личности в рамках процесса ресоциализации, являющегося целью пребывания несовершеннолетних преступников в БВК. Подросток борется за свою независимость, отказываясь приспосабливаться к окружающей действительности. В процессе неудачной адаптации возрастает число ситуаций, в которых подросток чувствует давление со стороны, чувствует себя неуютно, и постепенно происходит «погружение» тревожности в глубь психики. То есть, тревожность закрепляется как личностная черта Вторую группу составляют глубинные проблемы. Как показало исследование, многие подростки попадают в колонию уже с нарушенной психикой – расстройство поведения, неврозы. Все эти признаки свидетельствуют о наличии высокой личностной тревожности, которая формировалась в рамках семьи, улицы и т.д. Эту группу составляют такие особенности личности, которые препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию индивида и среды, снижают таким образом, способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя, достижения цели и, в конечном итоге к самоактуализации. В отличии от проблем осужденных в рамках сложившихся стереотипов, привычных способов действий. Кроме того, внутренний мир, смысловая сфера личности осужденного подростка связывают ее с реальностью мира как целого и составляют основу смыслового уровня регуляции жизнедеятельности. Данный уровень определяют поведение человека согласно системе его отношений с миром (смысловая логика жизненной необходимости). Это предопределяет рост тревожности к неизвестному будущему.
Как
отмечает Д.А.Леонтьев появлением самодетерминации
личности предполагают преодоление
любых регуляций на основе осознанного
выбора. Выбор, свободы и ответственность
является специфическими человеческими
феноменами. Они выступают как способы
существования личности, как способы ее
самоосуществления, могут занимать центральное
место в отношениях человека с миром, становятся
стрежнем его жизнедеятельности, наполняться
ценностным содержанием. Эти феномены
выступают как форма самодетерминации
личности и функционируют на экзистенциональном
уровне личностной регуляции. Поэтому
работа по снижению уровня тревожности
должна строится в процессе коррекции
поведения несовершеннолетних преступников.
Необходимо повышение самоконтроля, увеличения
степени ответственности, требуемой от
подростка. Все это эффективно используется
в методике АМТ (Обучение навыкам контроля
при повышенной тревожности), которая
была использована нами на формирующем
этапе исследования. Как показал анализ,
именно проведенные занятий основанные
на методике АМТ позволило в какой то мере
снизить уровень тревожности у подростков.
То, есть можно говорить об результативности
проведенного нами исследования.