Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

   К числу философов, которые, по общему мнению, в наибольшей степени оказали  влияние на современные представления  о тревожности и страхе, относится, прежде всего, Б. Спиноза. Известно изречение Спинозы: «Нет страха без надежды, нет надежды без страха» [21; c.193]. Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности.

   Спиноза, в соответствии с характерной  для мыслителей XVII в. верой в разум  человека, считал, что переживание  тревоги и страха, являющееся признаком  слабости души, можно преодолеть только мужеством разума. Паскаль, исходивший, как известно, из идей ограниченности человеческого разума и возможности постичь истину только «логикой сердца», напротив, отмечал, что он, как и другие встречавшиеся ему люди, переживает постоянное беспокойство, не поддающееся доводам рассудка. Он подчеркивал влияние эмоций на поведение человека и невозможность рационально, с помощью разума преодолеть страх. Отметим, что в определенной степени подобные разногласия актуальны и теперь. Они ярко проявляются, например, в дискуссиях о сравнительной эффективности методов рациональной и глубинной психотерапии для преодоления тревожности [22].

   Известно, что Б. Спиноза, как и многие мыслители  до и после него (Демокрит, Лукреций Кар, Юм, Гольбах, Фейербах и др.), именно с чувством тревоги и страха связывал происхождение религии. Этот вопрос до настоящего времени активно обсуждается в философии и теологии [23].

   Так, польский психолог Т. Маргула пишет  по этому поводу, что только религии, ориентированные на подчинение человека, используют страх, предъявляя его как способ защиты от зла. Именно это, а также приписывание Богу абсолютной ответственности за все происходящее привело, по мнению автора, к доминированию страха в христианском средневековье. Все, что человек не мог объяснить, все переломные моменты его жизни от рождения до смерти вызывали страх. Поэтому требовались и создавались закреплявшиеся в религии ритуалы, которые были призваны защитить его от этого страха. Подобные религии, отмечает автор, трактуют страх «как неотъемлемый элемент живущего в обществе человека, как механизм защиты от зла». Но существуют и другие направления религиозной мысли, такие, например, как буддизм, для которых страх - враг номер один. «Путь Будды» - это путь освобождения от страха, поскольку идеал - это гармония, умиротворение, спокойствие духа [24; с. 13].

   А.М.Прихожан приводит высказывание Дж. Локка тревога  — это «беспокойство души при  мысли о будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится» [25; c.17]. Существенными характеристиками тревоги, страха, по его мнению, являются, во-первых, связанность с модусом страдания, т. е. со злом, и, во-вторых, представленность его в будущем как нужды, потребности в преодолении будущего зла.

   Страх перед природой, природными явлениями анализируется И. Кантом. В работе «Критика способности суждения». Кант пишет: «Если нам требуется судить о природе динамически как о возвышенной, она должна представляться нам как внушающая страх... В самом деле, в эстетическом суждении (без посредства/понятия) о превосходстве над препятствиями можно судить только по степени сопротивления. А то, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно - предмет страха. Следовательно, для эстетической способности суждения природа может считаться силой, стало быть, динамически возвышенным, лишь поскольку она рассматривается как предмет страха» [26; c. 217].

   А.М.Прихожан приводит фрагмент из «Афоризмов житейской  мудрости» А. Шопенгауэра, который  во многом предвосхищает современные психотерапевтические концепции по «работе с тревогой»: «Важный пункт житейской мудрости состоит в правильном распределении нашего внимания между настоящим и будущим, чтобы ни одно из них не вредило другому. Многие слишком живут в настоящем - это легкомысленные. Другие, слишком поглощены будущим - это тревожные и озабоченные. Редко кто сохраняет здесь надлежащую меру... Таким образом, вместо того чтобы исключительно и непрестанно заниматься планами и заботами относительно будущего или предаваться тоске о прошлом, мы никогда не должны бы забывать, что только настоящее реально и только оно достоверно; будущее же почти всегда слагается иначе, чем мы его воображаем... Только настоящее истинно и действительно, оно - реально заполненное время, и в нем исключительно лежит наше бытие» [27; c. 415].

   Общепризнано, что наибольшее влияние на психологические  и психиатрические разработки страха и тревоги содержаться в трудах С.Кьеркегора. Ему принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального. Важно подчеркнуть, что Кьеркегор рассматривает совершенно особый страх - страх, порождаемый «ничто»: «Но какое же воздействие имеет «ничто»? Оно порождает страх» [28, с. 143].

   Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

   Особое  внимание Кьеркегор уделяет тем  интимно-личностным переживаниям, которые  не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. Страх-тоска, по мнению Кьеркегора, - это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» [29, с. 144].

   Перейдем  теперь к изложению понимания  тревоги и страха в теориях экзистенциализма. Эти взгляды во многом заложили основу таких направлений современной психологической мысли, как гуманистическая (экзистенциальная) психология и антропологическая психиатрия. Страх и тревога в этих теориях являются важнейшими онтологическими категориями или, используя терминологию М. Хайдеггера, - экзистенциалами, т. е. выражением неразрывного единства, слияния модусов бытия человеческого сознания и бытия мира. При этом экзистенциалом является именно глубинный, иррациональный, метафизический страх-тревожность, а не эмпирический страх-боязнь [30].

   Напомним, что в основе экзистенциализма лежит  постулат о первичности экзистенции (существования) по отношению к «эссенции» (бытию). Предметы, вещи конечны и  определенны, они имеют свое бытие. Человек же существует, он ответствен за свои решения, поскольку обладает внутренней свободой и способностью выбора среди множества возможностей самореализации. Для религиозного экзистенциализма вся система делаемых человеком выборов — это проявление недостижимого стремления к божественному. В том направлении, которое условно обозначается как «атеистический экзистенциализм», — это движение к «ничто», являющемуся глубочайшей тайной и смыслом экзистенции.

   Так, в работах М. Хайдеггера метафизический страх, тревожность обусловлены основным направлением экзистенции — к пределу, к смерти, в «ничто». И именно экзистенциальный страх, тревога могут спасти человека от навязанной пошлой формы существования, жизни в мире вещей, бегства от правды о своем существовании, отсутствия рефлексии о смысле существования - от всего того, что Хайдеггер обозначает понятием «неподлинность», указывая, что в этом случае человек не живет, ему «живется». Его жизнь теряет главный элемент - модус будущего (не совпадающего, по Хайдеггеру, с физическим временем), который только и придает жизни - «здесь бытию» - подлинное существование. В случае неподлинности будущего не существует, а жизнь становится бесконечным повторением, т. е. становится не подлинной. Лишь осознание того, что нашей экзистенции присущ экзистенциальный страх - страх смерти, страх утраты самосознания и чувство вины за отказ от выбора и самореализации, может освободить человека от власти неподлинного существования и заставить его осознать свою свободу [31; 384].

   Таким образом, страх и вина для Хайдеггера - важнейшие факторы, заставляющие человека зажить «подлинной жизнью». Но жизнь в страхе очень тяжела для него, он должен понять и принять страх, а для этого необходимо заглянуть туда, откуда исходит этот страх, - за границу бытия, в «ничто». «Страх обнаруживает «ничто» - это и есть та экзистенциальная проблема, которую каждый человек решает в одиночку и сам для себя. Благодаря этому решению он получает шанс обрести подлинное существование, вычленить себя из мира вещей и людей.

   По К. Ясперсу, тревожность (экзистенциальный страх) - одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия («бытия в мире») в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Тревожность — важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», т. е. такой, которая только и позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу за пределы бытия. Именно подобные ситуации позволяют, а точнее, заставляют человека оставаться человеком, чувствующим ответственность за свою экзистенциальную сущность [32; 251].

   Говоря  о понимании тревожности экзистенциалистами, нельзя не остановиться на работах  Ж.П. Сартра. Хрестоматийным стало высказывание Сартра о том, что страх порождается  переживанием собственной свободы: «Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься» [33, с. 139].

   Эмоции, в том числе и страх, Сартр  определяет как некий особый способ понимания и превращения мира, особый, экзистенциальный слой нерефлексированного сознания. Эмоция, по словам Сартра, - это магическое, колдовское поведение. И истинный смысл страха - и боязни какого-то конкретного объекта, и смутного, неопределенного страха, который человек испытывает, например, в темноте, - в том, что «это сознание, нацеленное на отрицание, через магическое поведение, объекта внешнего мира, сознание, которое может доходить до самоуничтожения, чтобы вместе с собой уничтожить объект. И в противовес этому радость - «это магическое поведение, которое стремится реализовать посредством колдовства обладание желанным объектом как мгновенной целостностью» [34, с. 133].

   В трудах Р. Мэя, созданных на стыке  психологии, экзистенциальной философии  и психиатрии, тревожность рассматривается  во всех возможных аспектах: от биологического до социального. Тревожность понимается как переживание, возникающее у человека при столкновении бытия с небытием и в борьбе с ним. Тревожность порождается конфликтом, который (как и у С. Кьеркегора) создает не боязнь смерти самой по себе, а боязнь нашего отношения к ней: она одновременно нас и притягивает, и отталкивает. Борьба бытия с небытием имеет экзистенциальный характер - это борьба за подлинное существование, за реализацию своих возможностей. Позже Р. Мэй сформулировал это следующим образом: «Тревожность - состояние человеческого существа в конфликте с небытием, конфликте, который 3. Фрейд мифологически изобразил в своем инстинкте смерти. Одна сторона этой борьбы - это борьба против чего-то в самом себе, но это все равно борьба за существование, за реализацию своих возможностей» [35, с. 32]. Такую экзистенциальную тревожность, порождаемую борьбой за подлинное существование и парадоксом существования - свободой человека и конечностью его бытия, - автор считает важнейшим конструктивным началом в жизни человека, отличая ее от тревожности как клинического и патологического симптома.

   Таким образом, философское изучение тревоги  внесло большой вклад в развитие научных представлений о тревожности. Научно-психологическое же исследование тревожности как указывает А.М.Прихожан [36; c. 36] началось с Ч. Дарвина. Как известно, его взгляды на страх основываются на двух основных положениях: во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора: во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Это обеспечивает, по Дарвину, и особые свойства страха, в том числе и возможность изменения его интенсивности - от умеренного внимания до крайнего ужаса. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха — от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса [37].

   Многие  взгляды Дарвина вполне актуальны  для современных теорий тревоги  и страха. Это, прежде всего представления  о врожденных предпосылках тревоги, о ее различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях - сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях.

   В теории Джемса - Ланге тревоге и  страху также уделяется большое  внимание. Страх рассматривался У. Джемсом как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. «Прогресс, наблюдаемый в постепенном развитии животного царства вплоть до человека» характеризуется главным образом «уменьшением числа случаев, в которых представляются истинные поводы для страха» Судя по описанию, тревога понималась Джемсом как одна из форм страха. По его мнению, в обыденной жизни человека его времени страх существовал лишь в форме напоминаний: «Ужасы земного существования могут для нас стать надписью на непонятном языке... такие ужасы рисуются нам в виде картины, которая могла бы украсить ковер на полу той комнаты, где мы так уютно расположились и откуда благодушно смотрим на окружающий мир» [38, с. 307].

   Согласно  взглядам классиков теории научения и представителей ее более современных ответвлений, тревожность и страх - очень близкие явления. И тревожность, и страх - эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения [39].

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных