Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, чем старше были подростки, тем ярче определяется тип "мальчиковой" или "девочковой" тревожности. Те метаморфозы, которые претерпевает тревога подростков по мере их взросления, отражаются в первую очередь в переживаниях девочек. Для мальчиков же и в 11-12, и в 15-16 лет основной причиной беспокойства оказывается угроза возможного насилия (наказания или физической травмы). А такие нюансы отношений, как отвержение, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют их значительно реже.

   Таким образом, основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте являются негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Следует отметить, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх. Состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения с взрослыми, которые в процессе воспитания мало учитывают состояние ребенка. Это проявляется в предъявлении повышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнить – возникает внутренний конфликт, который развивается в состояние тревожности [64].

   Кроме того, подросток чувствует отношение  к нему окружающих, старается достигнуть расположение родителей, учителей, одноклассников, и часто негативное отношение  так же становится причиной тревожности.  
 

   1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных  

   В воспитательных колониях отбывают наказание  несовершеннолетние осужденные к лишению  свободы, а также осужденные, оставленные  в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители юношеского и подросткового возраста (16-17 лет) и 14-15-летние подростки, осужденные за тяжкие преступления. К последним ранее уже применялись различные меры административного воздействия, но они не дали положительных результатов” [65].

   В подростковом возрасте формируются  моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным  моральным и правовым запретам, ведется  поиск пределов допустимого в  поведении (Л.Б.Филонов). В то же время  он характеризуется дисгармонией социально-нравственного и физического созревания, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, преобладанием возбуждения над торможением. Указанные особенности типа нервной системы могут обусловливать нарушения дисциплины, общественного порядка, норм уголовного закона.

   Нервная система подростка, находящегося в  ВК, отличается повышенной чувствительностью  патогенного характера, которая  при сильном переутомлении может  привести к различным функциональным расстройствам, повышенной тревожности. В связи с диспропорцией между половым созреванием и социальной зрелостью им трудно контролировать возникшие половые инстинкты [66].

   Информация, получаемая подростками-правонарушителями  из сомнительных источников, способствует ущербному развитию личности: появляется интерес к порнографии, половым извращениям, гиперсексуальности, ранним половым связям.

   У многих подростков отмечается моральное  иждивенчество, отставание формирования чувства долга и гражданской  зрелости, инфантилизм, несоответствие внешних форм поведения и внутренних глубинных процессов.

   Самовоспитание  у подростков-делинквентов имеет  отрицательную направленность, а  в основе общения лежат круговая порука и ложный героизм. То есть, подростки  воспитываются на отрицательных  примерах из окружающей жизни. Познавательные интересы у подростков-правонарушителей либо не развиты, либо утрачены, либо приобрели криминальную направленность.

   Общение в преступной среде порождает  противоречивость взглядов, суждений, оценок, неверное толкование нравственных понятий.

   Категории “честность”, “принципиальность”, “честь”, “гордость”, “товарищество” имеют  для воспитанников узкогрупповое  значение. У них часто выражен  скептицизм, цинизм, нигилизм, неуважение к людям труда и самому труду [67].

   Многим  воспитанникам свойственна неадекватная самооценка которая часто становится причиной повышенной тревожности. Они нередко стремятся любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрируют свое превосходство над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

   Несоответствие  уровня притязания избранному пути рождает  так называемых неудачников, лиц, стремящихся  к поведенческой автономии (способствует возникновению “двойной жизни”). В связи с ограничением родственных и дружеских связей происходят существенные сдвиги в эмоциональной сфере.

   Среди осужденных подросткового возраста выделяются инфантильные воспитанники (В. Ф.Пирожков, 1989). Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, недоразвитость чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. У них налицо нравственный и правовой инфантилизм: безразличное отношение к нормам морали и права, нетребовательность к себе и другим, активное безнравственное и противоправное поведение. Эти лица не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым. Некоторые воспитанники подросткового и юношеского возраста страдают психическими болезнями, склонны к аутоагрессии, побегам, симуляции и аггравации, употреблению алкоголя и наркотиков [68].

   Коррекция самооценки осужденных широко применяется  в некарательных мерах воздействия: гештальттерапии, модификации поведения, клиническом подходе.

   Совершению  несовершеннолетними преступлений, как правило, предшествуют нарушения поведения (уклонение от учебы и труда, злоупотребление спиртными напитками, девиация сексуального поведения, проявление агрессии, аутоагрессии и др.). Этому в немалой степени способствуют акцентуации характера. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях - к аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная - к развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная - к психогенным депрессивным состояниям. Социальная изоляция - сильнейший фрустрирующий фактор для несовершеннолетних правонарушителей, способствующий развитию агрессивности. Многие воспитанники - подростки и юноши - имеют психологическую предрасположенность к агрессивному поведению. Например, к участию в драках многих побуждает сама среда колонии, культ силы как способ самоутверждения. Агрессия может быть мотивом защитной реакции (отстоять свой статус, избежать репутацию “слабака”) [69].

   Отношение воспитанников к своим недостаткам  зависит от норм и ценностей, преобладающих  в данной группе. Исходя из степени  самокритичности, отношения к своим  недостаткам, понимания необходимости  работать над собой И.И. Купцов выделяет следующие группы воспитанников [70]:

   - знающие свои недостатки, стремящиеся  их устранить, знающие пути  их преодоления и умеющие их  преодолеть;

   - осознающие свои недостатки, стремящиеся  их ликвидировать, но не знающие,  как это сделать; 

   - знающие свои недостатки, но не стремящиеся их ликвидировать;

   - ошибочно считающие свои недостатки  достоинствами, поэтому не видящие  необходимости их ликвидировать; 

   - безразлично относящиеся к своим  недостаткам; 

   - знающие свои достоинства, но  не способные полностью их реализовать.

   Несовершеннолетие правонарушители по-разному относятся  к отбыванию наказания, что обусловлено  как их криминальным опытом, так  и личностными качествами.

   Наиболее  типичными состояниями в период следствия и начальный период отбывания наказания в колонии являются тревога, тоска, безнадежность, отчаяние, фрустрация.

   На  вопрос: “Что вы переживали после ареста и суда?” - одни воспитанники ответили: “Я переживал сильно, даже хотел  удавиться от горя и стыда”, “Я очень  боялся того, что меня ожидает в колонии”, “Переживал арест и суд, винил себя”, “Очень переживал, не спал много ночей, много курил”, “Было очень стыдно, чувствовал себя раздавленным”. Другие правонарушители указали: “Я не переживал”, “Арест и суд перенес без всякого волнения”, “Не переживал, ибо знал, что все равно посадят” [71; 152].

   Несовершеннолетние  правонарушители группируются, активно  ищут общение, которое отвечало бы их интересам, установкам и ценностным ориентациям, обеспечивало им личную безопасность и защиту в группе.

   В этой связи одни воспитанники стремятся  занять высокий статус в отделении, отряде, колонии и демонстрируют  знание тюремных правил, обычаев и  традиций, пропагандируют колонистскую романтику, волевые качества, нарушают режим. Соблюдение несовершеннолетними осужденными тюремных традиций и обычаев закрепляет искаженные нравственные ценности, интересы и ценностные ориентации. Других несовершеннолетних отличает повышенная внушаемость, инфантильность поведения, третьих - забитость, конформизм, психические отклонения, из-за которых над ними постоянно издеваются [72].

   Повышенная  восприимчивость и впечатлительность, высокая подверженность воздействию  усугубляются разнородными по направленности влияниями среды осужденных, сотрудников  колонии, родителей (родственников), друзей на свободе.

   Деев  В.Г. указывает, что при исследовании 500 подростков-рецидивистов и контрольной  группы несудимых Шелдон и Элеонора Глюк установили, что имеющие судимость  чаще, чем их законопослушные сверстники из контрольной группы, были лишены любви родителей, братьев или сестер и что лишь немногие из них (в отличие от ребят из контрольной группы) сердечно относились к своим родителям или идентифицировали себя с отцом. Отцы подростков-преступников отличались непредсказуемостью в своей воспитательной практике, часто применяли телесные наказания [73; 47].

   Наиболее  подвержены тревожности, осужденные с  положительной мотивацией. Они переживают вину за совершенное преступление, намерены создать семью, работать и  не совершать больше преступлений.

   Воспитанников характеризуют личностная тревожность, невротизм, депрессия. У них проявляются  акцентуации характера: истероидная, эпилептоидная, сензитивная, циклоидная и эмоционально-лабильная.

   У лиц с большими сроками наказания  состояние фрустрации сопровождается аффективными вспышками, которые при слабости волевого самоконтроля часто приводят к конфликтам [74].

   Осужденные  остро воспринимают сам факт изоляции от общества. Часто, у них происходят нервно-психические срывы, возникают  стрессовые состояния (фрустрации, депрессии, тоски, обреченности). У большинства осужденных отмечается высокая тревожность, вызванная отчуждением родных и окружающих (побои в семье, разводы, нелюбовь со стороны родителей).

   Есть  свои особенности у несовершеннолетних осужденных женского пола.

   Женщины, совершившие насильственные преступления, нередко имеют завышенную самооценку, эгоистичны, стремятся к доминированию. Для них характерна высокая тревожность, иногда чувство вины в совершенном  преступлении, отсутствие стойких асоциальных взглядов, за исключением женщин, убивших посторонних лиц.

   По  данным исследования Е.В. Середы, имеются  специфические личностные особенности  у женщин, посягнувших на жизнь  своих мужей, и у женщин, посягнувших  на жизнь своих новорожденных  детей. У женщин, совершивших убийство своих мужей, отмечается высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие вины и чувства раскаяния в совершенном преступлении. Основной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности. С одной стороны, они стремятся к общению в связи с наличием в характере депрессивных признаков, а с другой - боятся общения, поскольку подозревают большинство людей в недоброжелательности.

   Для осужденных женщин, совершивших корыстные  преступления, характерно сохранение семейных отношений, достаточно высокий уровень образования. Некоторые из них не думали, что могут оказаться в местах лишения свободы.

   Поведение женщин-преступниц во многом определяется отношением к преступлению и наказанию (положительное, отрицательное и  неустойчивое).

   Женщины очень эмоциональные, поэтому они  предпочитают выяснять отношения громко, их драки в основном сводятся к  визгу и шуму. По словам бывалых  осужденных, только женщины способны избить мокрыми полотенцами до синевы или сделать из врага решето при  помощи обыкновенных ножниц.

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных