Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)
 
 

   Дипломная работа на тему: 

   Психологические особенности проявления тревожности у  несовершеннолетних осужденных 
 
 
 

                                                СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ  ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

   В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

   Отбывая наказание в виде лишения свободы  в воспитательном учреждении, несовершеннолетний осужденный не только изолируется от общества, но и включается в систему воспитательных воздействий, способствующих перестройке личности из социально опасной в общественно полезную.

   В процессе перевоспитания осужденный сталкивается с психологическими барьерами, оказывающими влияние на его поведение, которые препятствуют быстрой перестройке личности. Возникающие с первых дней пребывания в колонии адаптационные барьеры  вызывают у подростков повышенную эмоциональную напряженность, глубокие, острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. Барьеры общения влекут за собой появление напряженности во взаимоотношениях, рост количества конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность. Проблемы межличностных взаимоотношений, строгая иерархичность, кастовость общества осужденных вызывают постоянную угрозу для жизни и здоровья, которая является фактором, деформирующим психику осужденного. Это все крайне неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевой сфере, формирует личность, неспособную к эффективному общению с окружающими людьми. Возникающий смысловой барьер ведет к невыполнению требований осужденным со стороны администрации, что, в конечном счете, влечет за собой нарушение условий отбывания наказания. При эмоциональном барьере несовершеннолетний осужденный испытывает сильные переживания, которые негативно влияют на осмысленность его действий. Эмоциональные переживания мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедить его в неправильности действий и поступков. Мотивационные барьеры возникают у осужденного, который испытывает потребность в нормальном существовании, но, столкнувшись с криминальной субкультурой, не имеет возможности ее осуществления. В результате подростки, недостаточно знающие себя, свои потребности, возможности и способности испытывают чувство тревожности.

   Актуальность  проблемы тревожности как психологической  особенности личности осужденных находящихся  в местах лишения свободы выражается в

   значительном  интересе, который представляет данная проблема для психологии и социальной педагогики. Тревожность, и другие эмоциональные  расстройства и нарушения поведения  часто встречаются в у осужденных.

   Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога - "страх неизвестно чего".

   Термин "тревога" или, точнее, "тревожность" используется также для обозначения  относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это  состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

   «Тревожность  - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью» [l].

   Тревожность как «…склонность человека испытывать в различных ситуациях страх, беспокойство, тревогу, которые не направлены на какой-либо конкретный предмет или  явление, но влияющее на суждения и  решения. Тревожность может рассматриваться как свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояний тревоги» [2].

   Тревожность это склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности несовершеннолетних. Ее изучением и разработкой занимались такие ученые как А.М. Прихожан [3], Е. Савина [4], С.С. Степанов [5], Е.И. Рогов [6], Л.В. Макшанцева [7] и другие.

   Изучением проблемы тревожности, а также тревожности  у лиц в условиях отбывания  наказания занимались также ученые А.М.Прихожан [8], М.Р.Оганесян [9], Ш.Жермен [10], А.И.Миллер [11], С.Д. Исакова [12], Е.Б. Ковалева [13], А.М. Прихожан [14], Е.Е. Ромицина [15].

   Актуальность  темы обусловлена тем, что в настоящее  время увеличилось число тревожных  несовершеннолетних, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, особенно которые находятся в местах лишения свободы. Необходимо своевременно распознавать таких несовершеннолетних и выявлять социально-психологические причины существующей тревожности, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у них невротических состояний и неврозов.

   По  мировой статистике, «реальный факт тревожности» - 15% , в Казахстане - 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в Казахстане всего 15 можно отнести к людям не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые находятся в заключении. Специфические условия содержания в заключении, постоянное понимание неизбежности наказания усиливают состояние тревожности и  особенно это негативно влияет на личность осужденных.

   Цель  данной дипломной работы – рассмотреть  тревожность как психологическую  особенность личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

   Объект  исследования – эмоциональная сфера личности несовершеннолетних осужденных.

   Предмет – особенности проявления тревожности  несовершеннолетних осужденных.

   Выдвигается следующая гипотеза: тревожность  личности несовершеннолетних осужденных может являться специфической чертой лиц имеющих трудности с адаптацией в условиях заключения и может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на поведенческой терапии с осужденными.

   Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

   1. Рассмотреть тревожность как  философский и психологический феномен.

   2.  Рассмотреть особенности личности  несовершеннолетних осужденных  и причины проявления ими тревожности.

   3. Провести экспериментальное исследование  особенностей тревожности у несовершеннолетних  осужденных находящихся в местах лишения свободы.

   4. Разработать и апробировать методику  коррекционной работы с осужденными  по снижению уровня тревожности.

   Методология и методика дипломной работы: в  основу исследования легли теоретические  идеи А.М.Прихожан, В.М. Астапова, а также  Ф.Ричардсона о коррекции тревожности методом поведенческой терапии (АМТ).

   В исследовании были использованы следующие  методы:

   - анализ теоретических источников  по проблеме исследования;

   - экспериментальные методы (тестирование, анкетирование);

   - методы статистической обработки данных.

   Теоретическую основу исследования составили труды и научные подходы философов, педагогов, психологов по определению понятия «тревожность»; научные разработки по проблемам сущности и психолого-педагогические исследования по изучению тревожности несовершеннолетних осужденных; труды отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы тревожности несовершеннолетних осужденных.

   Теоретическая и значимость исследования заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья осужденных в условия отбывания ими наказания в колонии.

   Практическая  исследования заключается в:

   - проведении экспериментального  исследования особенностей тревожности  у несовершеннолетних осужденных  находящихся в местах лишения  свободы.

   - разработана и апробирована методика коррекционной работы с осужденными по снижению уровня тревожности.

   Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ

   1.1 Тревожность как  философский и  психологический  феномен

 

   Тревожность в современном мировой науке  рассматривается с различных  позиций, многочисленными научными течениями, учеными.

   С одной стороны, как указывали  Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги» [16]. Ей придается значение основного  «жизненного чувства современности». С другой (З.Фрейд) - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т. п.

   Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено  очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций поданной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.

   Перед тем как рассматривать тревожность подчеркнем разницу между тревогой и страхом. На первый взгляд, как указывает В.М.Астапов, разница проста:

   - страх – это реакция на конкретно  существующую угрозу;

   - тревога- это состояние неприятного  предчувствия без видимой причины [17].

   Однако, часто в научной литературе не всегда соблюдается это разделение. Так, З.Фрейд рассматривает часто  тревогу с точки зрения аффекта, игнорируя объект, который ее вызывает. А тревогу он определяет как «естественное  и рациональное» явление, реакция на восприятие внешней угрозы (по Фрейду объективная тревога), то есть, что другие авторы определяют как страх. Кроме того, З.Фрейд употребляет термин «Angst», то есть боязнь.

   По  определению Е.Зетцеля, страх –  это нормальная реакция на ситуацию внешней опасности. Тревога, же это преувеличенная, неадекватная реакция на ситуацию реальной опасности, даже если она малозначительна [18].

   П.Тиллих считает, что страх и тревога  неразделимы – они тесно связаны  друг с другом. Он определяет тревогу  как страх перед неизвестным.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  тревога это базисная реакция, общее  понятие, а страх – это выражение  того же самого качества, но в объективной  форме (на определенный объект). Именно поэтому тревога в дальнейшем будет рассматриваться в тесной связи со страхом.

   Необходимо, отметить, что количество публикаций в большей степени относится  к западной науке. В отечественной  литературе исследований по проблемам  тревожности довольно мало, и они  носят достаточно фрагментарный  характер. Я думаю, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия [19].

   Основную симптоматику тревожности и страха рассматривали, древнегреческие мыслители (Диоген), арабские философы, мыслители европейского среднивековья. Известно высказывание арабского философа XI в. - Ала ибн Хазма из Кордовы, приведенное в своей книге Ч.Д. Спилбергером:  «Я нахожу важной только эту цель - избежать тревоги... Я открыл не только то, что все человечество рассматривает эту цель как хорошую и желательную, но также и то, что ни один человек ничего не сделает и не скажет ни единого слова, не надеясь посредством этого действия или слова освободить свой дух от тревоги» [20; с. 16].

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных