Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)
 

     В результате выяснилось, что более  половины, состоящих на учете несовершеннолетних  60% -  12 человек испытывают тревожность. При этом, качественный анализ факторов, вызывающих у них тревогу позволил представить их в виде 4 групп:

     Первая  группа 17% подростков 6 человек –  факторы тем или иным образом  связаны с процессом ресоциализации. Данное исследование показывает, что  многие подростки испытывают затруднения  в учебе, связанные с несформированнностью учебных компонентов. Они ощущают неуверенность в собственных силах и ощущениям неопреодолимости трудностей, страхам перед неизвестностью.

     Ко  второй группе факторов вызывающих тревогу  у несовершеннолетних осужденных относятся  факторы базирующиеся системе межличностных  отношений выявляемые в 32% случаев от общего числа опрошенных. Наиболее характерными из них являются: межличностные конфликты и их следствия; страх одиночества; комплекс неполноценности во взаимоотношениях, проявляющиеся в неуверенности субъекта в том, что он интересен людям, боязни отвержения, неумелой презентации; трудности в установлении контактов с окружающими и т.д.

     В третью группу факторов, вызывающих тревогу  у осужденных составляют социальные факторы, связанные с системой специфических  отношений в условии колонии, в которой они отбывали наказание. В этой группе факторов выделили две подгруппы, в первую из них входят текущие трудности главным образом связанные с бытовыми проблемами жизни в условиях воспитательной колонии. 11 % случаев 4 человека. Ко второй подгруппе 9% случаев 3 человека можно отнести факторы тревоги экзистенционального характера, связанные с субъективной оценкой совершенного преступления; с осмыслением своего места в мире; ощущением бессмысленности своего существования, страхом грядущей смерти своей или близких людей; инвалидности; неизлечимых заболеваний.

     Ниже  на диаграмме наглядно показаны результаты методики. Таким образом, данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее  большинство несоврешеннолетних (12 человек – 60%) испытывают комплекс трудностей психического социально – психологического социального и бытового характера.

     Из  них 35% показали очень высокий уровень  тревожности, 25% - высокий уровень  тревожности. 35% несовершеннолетних осужденных находятся на среднем уровне тревожности по методике Спилбергера - Ханина. Это говорит о повышенном уровне общего уровня тревожности у осужденных, что является выражением неудовлетворенности их значимых потребностей. Это объясняется тем, что подростки испытывают потребность в самовыражении, они активны и стремятся реализовать свои устремления в определенной деятельности. Однако в условиях воспитательной колонии, а также после освобождения эти устремления реализовать в достаточной мере сложно. То есть, повышенный уровень тревожности может привести к негативным последствиям – развитию невротических синдромов, и кроме того затруднению воспитательной работы направленной на исправление несовершеннолетних преступников.

     Методика  № 2 (Личностная шкала проявления тревоги  – Тейлор-Т.А.Немчинов)

     В процессе общения с  подростками в уголовно-исполнительной инспекции г. Рудного с ними был  проведен опрос. Нами была использована личностная шкала проявления тревоги (J. Teylor, 1953) опросник предназначен для измерения тревожности адаптирован Т.А. Немчиным.

     Опросник  состоит из пятидесяти утверждений. Для удобства каждое утверждение  предлагается подросткам на отдельной  карточке. Согласно инструкции, испытуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями (опросник дан в Приложении). Тестирование продолжается в зависимости от индивидуальных особенностей 15-30 минут.

     Суммарная оценка:

     40-50 баллов рассматривается как показатель  очень высокого уровня тревоги; 

     25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги;

     15-25 баллов – о среднем (с тенденцией  к высокому) уровне;

     5-15 баллов – о среднем (с тенденцией  к низкому) уровне и

      0-5 – о низком уровне тревоги.  Данный опросник является надежным  источником информации самооценки  уровня тревожности. Результаты методики  занесены в таблицу 2.3 

     Таблица 2.1.2 Уровень тревожности воспитанников  по Тейлору 

Ф.И.О. Балл  Уровень
Фархад  А. 26 высокая тревож.
Роман Ш. 29 высокая тревож.
Генадий К. 19 средняя тревож.
Аманбек В. 31 высокая тревож.
Юрий  В. 32 высокая тревож.
Мейрам  Ж. 14 низкая тревожн.
Алексей Д. 28 высокая тревож
Сергей  Л. 38 высокая тревож.
Дмитрий Н. 22 средняя тревож
Евгений У. 24 высокая тревож.
Юрий  Г. 20 средняя тревож
Валентин  Д. 36 высокая тревож.
Андрей  Р. 34 высокая тревож.
Нурлан  К. 15 низкая тревож
Сергей  М. 29 высокая тревож.
Талгат  Б. 29 высокая тревож.
Максим  Л. 18 средняя тревож
Сергей  Г. 14 низкая тревож
Владимир  В. 37 высокая тревож.
Газиз Г. 14 низкая тревож
 

     Данные  представленные в таблице в основных чертах повторяют результаты предыдущей методики на выявление уровня тревожности.

     Большинство несовершеннолетних участвовавших  в диагностике показали высокий  уровень тревожности – 60%. По 20% подростков характеризуются со средним и низким уровнем тревожности. В большинстве случаев несовершеннолетние испытывают различные симптомы тревожности (ситуативной), которые при непринятии воспитательных мер переходят глубоко в личностный план, вызывая фрустрации, неврозы.

     Далее было проведено анкетирование на выявление уровня адаптации подростков к условиям воспитательной колонии. Методика № 3 – Диагностики социально-психологической  адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Воспитанникам был предложен  личностный опросник (Приложение 3), который предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями.

     Данный  методический прием является одной  из форм «нейтрализации» установки  тестируемых на социально-желательные  ответы. В методике предусмотрена  достаточно дифференцированная, 7- бальная  шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» - не решаюсь отнести это к себе.

     Адаптация воспитанниковв познавательной сфере связана также с мотивацией учебной деятельности. Обучение в колонии является важным фактором ресоциализации осужденных подростков. Поэтому уделим внимание этой стороне проблемы. Так, по данным анкетирования, познавательные мотивы преобладают лишь у 29.2%, 4.6% учатся потому, что этого требует администрации колонии, 84.7%  учатся потому, что это необходимо для будущего, 1.5 %  равнодушны к учебе, 1.7%  хотят оставить обучение.  
 Анализ материалов анкет показал также, что для большинства воспитанников характерно снижение работоспособности и повышения уровня тревожности. У подростков, в первом полугодии, наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием сильной усталости в конце учебного дня.  
Результаты анкетирования показали, что трудности социально – психологической адаптации у подростков в условиях воспитательной колонии возникают не только в учебной деятельности но и в межличностных отношениях. При высокой значимости отношений со сверстниками 54.5% респондентов и воспитателями и 43.7% респондентов –состояние неудовлетворенности этими отношениями испытывают собственно 22% -  29.2 % - опрошенных подростков. При этом, опрошенные подростки полагают, что трудности в общении связаны с их застенчивостью 13.2 % - неумелой презентацией и внешним видом, 13.9 % – отсутствием инициативы со стороны партнера по общению, только 19.6 % порошенных не испытывают трудности в межличностном взаимодействии. Перечисленные факты указывают на высокую актуальность для осужденных несовершеннолетних проблемы межличностных отношений.По данным нашего исследования, процесс социально – бытовой адаптации является наиболее болезненным для подростков. Из 20 опрошенных осужденных, 16 человек указали на существующие у них бытовые проблемы. Только 25 %  человек  нормально адаптировались к условиям своего отряда.По мнению воспитанников, многие трудности устранимы, если организовать в колонии работу службу «доверия», проводить информирование, консультировать по отдельным дисциплинам и областям знания, внести  изменения в форму проведения досуга и организацию учебного процесса в БВК. 

     2.2. Проведение формирующего  этапа по коррекции  тревожности и  анализ эффективности  коррекционной работы 

     Исследование  показало необходимость коррекции  личностной и ситуативной тревожности у подростков. Для работы с подростками были разработаны ряд занятий с применением различных коррекционных приемов направленных на саморегуляцию и адаптацию личности. Работа проходила в условиях образовательного учреждения, как части воспитательной колонии. Работа по преодолению тревожности осуществлялась на основе методики обучения навыкам контроля при повышенной тревожности, которая является одной из форм поведенческой терапии. АМТ была разработана в 1971 году Ф.Ричардсоном [5]. Теоретическим обоснование указанной методики служит предположение что подростки могут быть обучены идентификации сигналов, которые присутствуют при возникновении состояния тревоги (Занятия даны в ПРИЛОЖЕНИИ). Основные техники АМТ проводились в группах для 8 человек.

     Занятия организовывались таким образом, чтобы  самый тревожный подросток сумел  получить необходимые навыки. Например, если он не сумел приобрести навык  достижения релаксации, переход ко второму занятию теряет всякий смысл. Поскольку сцены релаксации должны быть созданы для всех воспитанников, это совершенно естественно увеличивает время каждого занятия. В целом продолжительность первого занятия составила 75 минут. Для обеспечения формирования навыка релаксации у всех участников группы первое занятие повторялось. Правило удлинения времени и повторы занятий при необходимости также распространяются на все последующие занятия техники АМТ. На занятие, посвященное формированию ситуации тревоги уровня интенсивности 60, также отведено 75 минут (занятие 2 по индивидуальной технике АМТ). То же относится к формированию ситуации тревоги , с уровнем интенсивности 90 (занятие 4 по индивидуальной технике АМТ).

       Занятия для стандартной группы  в 6-8 человек организованы следующим  образом. Занятие 1 — объяснение, идентификация сцены релаксации и тренинг релаксации. Занятие 2 — повторение занятия 1. Занятие 3 — идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 60), инструкция по релаксации, а также инструкция по активации тревоги с последующим контролем релаксации. Занятие 4 — самостоятельная релаксация, инициируемая подростками, активация тревоги с последующим релаксационным контролем — внимание к ранним сигналам тревоги. Занятие 5 — повторение занятия 4. Занятие 6 — идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 90), самостоятельная релаксация, осуществляемая В занятия были включены так же некоторые общие способы и приемы коррекционной работы: 1. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто людей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь «выбраться из чертова колеса». 2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Воспитаннику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное — с другим, а уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз. 3. «Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию. 4. «Использование роли». В трудной ситуации воспитанникам предлагается ярко представить себе образ для подражания (например любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей. 5. Контроль голоса и жестов. Воспитаннику  объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков. 6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения. 7. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд. 8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение. 9.«Репетиция». Психолог проигрывает с воспитанником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, подросток как бы выполняет задание педагога перед аудиторией, психолог исполняет роль «строго педагога», «насмешливого товарища», детально отрабатывая способы действия выступающего. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее подростка, меняет тон разговора с ним — становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем. 10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, подростку  предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась. 11. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. Необходимо также обучать подростка умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний. После проведения формирующего этапа исследования была проведена диагностика тревожности и социальной адаптации.

     Тест  на исследование тревожности (Опросник Спилбергера – Ю.Л.Ханина) Таблица 2.4.1           Уровень тревожности несовершеннолетних осужденных

Ф.И.О. Балл  Уровень
Фархад  А. 3,1 высокая тревож.
Роман Ш. 3,4 высокая тревож.
Генадий К. 2,4 средняя тревож.
Аманбек В. 3,4 высокая тревож.
Юрий  В. 3,1 высокая тревож.
Мейрам  Ж. 1,9 низкая тревожность 
Алексей Д. 3 высокая тревож
Сергей  Л. 3,4 высокая тревож.
Дмитрий Н. 2,2 средняя тревож
Евгений У. 3,3 высокая тревож.
Юрий Г. 2,5 средняя тревож
Валентин  Д. 3,1 высокая тревож.
Андрей  Р. 2 средняя тревож.
Нурлан  К. 2 средняя тревож
Сергей  М. 3,1 высокая тревож.
Талгат  Б. 4 очень высокая  тревож.
Максим  Л. 2,4 средняя тревож
Сергей  Г. 2,1 средняя тревож
Владимир  В. 4 очень высокая  тревож.
Газиз Г. 2 средняя тревож

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных