Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

      1. Может являться специфической  чертой лиц имеющих трудности с адаптацией в условиях заключения

      2. Может быть снижена при проведении  коррекционной работы, основанной  на поведенческой терапии с  несовершеннолетними.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

  1. Змановская  Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.:ACADEMIA, 2003.
  2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.:2001.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
  5. Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема «Учительская газета» №13-2002
  6. СибЮрВестник №3-2001 Н. П. Еремина «Вопросы уголовного права».
  7. Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. - М.: 2000.
  8. Астапов В.М. Тревожность у детей. -М., 2001.-159 c.
  9. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал. - 1992. - Т.13, 5. С. 4-7.
  10. Вольская М. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов. // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. 4.- С. 193-197.
  11. Диагностика тревожности: [Тест, разраб. амер. психологами Р. Тэммл и В. Амен, позволяющий диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет] /Р. Тэммл, В. Амен. //Детский психолог, 1995. 9. - C. 3-10.
  12. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000. 464 с.
  13. Исакова С.Д. Причины тревожности у детей дошкольного возраста. // Психологическая служба в обществе: Проблемы и перспективы развития. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. -Ч.2. - C. 30-33.
  14. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 /Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 1998.-20 c.
  15. Колпакова М.Ю. Корни тревоги. - 2003. - 3. - С. 74-86.
  16. Колпакова М.Ю. Диалог с тревожным ребенком: [По данным психол. исслед.] // Современная психология: состояние и перспективы исследований. - М., 2002. -Ч.3. - C. 186-201.
  17. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003. 160 с.
  18. Кутепова Н.Г. Роль семьи в формировании тревожности у дошкольников. //Перспективы развития практической психологии. - Шадринск, 2001. -Ч.2. - C. 169-174.
  19. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. //Психологическая наука и образование, 1998. 2. С. 12-14.
  20. Мэш Э., Вольф Д. Детская психопатология. Нарушения психики ребенка. СПб., 2003. 384 с.
  21. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. кн. 3: Психодиагностика. М., 1998. 632 с.
  22. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1998. 367 с.
  23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. - 304 с.
  24. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование, 1998. 2. С.9-11.
  25. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личност. аспект): Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07./Рос. акад. наук. Психол. ин-т. - М., 1995. - 46 c.
  26. Психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. 560 с.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М., Кн. 1., 2002. 384 с.
  28. Ромицина Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности. СПб., 2006. 112 с.
  29. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М., 1995. 168 с.
  30. Хрестоматия: тревога и тревожность. /Сост. и ред. В.М. Астапова. СПб., 2001. 420 с.
  31. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. Кошелевой. - М., 1997. 216 с.
  32. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Смысл - 1999.
  33. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. 1995.
  34. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Владос - 2003.
  35. Антонин Ю.М., Гулъдман В.В. Криминальная патопсихология. М.: Владос, 1991. - С. 124;
  36. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., ПЕРСЭ, 2001.
  37. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных / Под общ. ред. А.И.Ушатикова. - Рязань, 1997.
  38. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. - М.: Речь. - 1999.
  39. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. - М.: Владос. - 2000.
  40. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Наука. 1993.
  41. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка. // Вести. Моск. ун-та. - Серия 14.- Психология. - 1986. - 3. - С. 2130.
  42. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: 1994.
  43. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. Петровского. - М., Наука. - 1979.
  44. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М.: Наука. - 1979. -288с.
  45. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей. // Вопросы психологии - 1, - 1996э
  46. Гринберг Д. Управление стрессами. - М.: Владос. - 2002.
  47. Дарвин Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных.- СПб.: Питер, 2001.-384с.
  48. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1986.
  49. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания. - Рязань, - 1981.
  50. Гернет М.Н. Общественные причины преступности. - М.: Владос. - 1989.
  51. Заруцкая Г.В, Савина О.О. Смысл и достоинство в школе: современные проблемы адаптации детей и подростков. М.: Наука.- 1999.
  52. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - М., 1995.
  53. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. -М., 1971. - С. 148.
  54. Изард К. Эмоции человека. - М., Владос. - 2002.
  55. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. /Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с
  56. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер. - 2001.
  57. Кант И.. Соч., т. V. - М., Наука. - с. 268
  58. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. - М; Смысл. - 2000.
  59. Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г, Криминальная психология. Рязань, - 1997. - С. 129.
  60. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХXI в. - Дубна, 2001.
  61. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - С.-Петербург, Речь,. - 2002..
  62. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1965.
  63. Кьеркегор С. Понятие страха. М., 1993, с. 143
  64. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии, 1969. - 1.
  65. Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков. // Психол. журн.Т.8. - 1987. - 2. С. 112-117.
  66. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Владос. -2002.
  67. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Смысл. - 2001.
  68. Немов Р.С. Психология. / книга 3. М.: Владос. - 2001.
  69. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг как средство перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях ВТК. - Пермь, 1984
  70. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПБ.: Питер. - 2000.
  71. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований. 1999.
  72. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб.: 1995.
  73. Обозов Л.Н. Психодиагностика. М.: Речь. - 1999.
  74. Пирожков В.Ф. Преступный мир молодежи. - Тверь, 1994.
  75. Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. - М.: Владос. 1993.
  76. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. 1998. - 2.
  77. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Москва. Воронеж, 2000.
  78. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.
  79. Психология личности: Хрестоматия. - СПб.: Питер - 1997.
  80. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) - М.: Владос. 1996.
  81. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Бахрах - М.: 2000. С.672.
  82. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: Владос. - 2000.
  83. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с агнл. - М. 1990.
  84. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека. // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. Т.51. 2. С.158-165.
  85. Сперлинг Абрахам П. Психология. //Пер. с англ., А.П. Сперлинг. - Минск: Попурри, 2002. - 432с.
  86. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты. М. - 1984.
  87. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И. М.: Владос. 1997.
  88. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Практикум. - Ростов на Дону. - Феникс 2001.
  89. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Наука. - 1975. - с.237.
  90. Трудные судьбы подростков. Кто виноват? М.: Владос. - 1996. - С. 120-122.
  91. Философская энциклопедия, т. V. М.: Наука. - 1978. - с. 139.
  92. Фресс П. Природа эмоций.  //Психология аномального развития ребенка. - Т.1. М.: Владос. - 2002.
  93. Философия. - / Под ред. Ефанова А.Т. М.: Владос. - 2002.
  94. Шнайдер Г.Й. Криминология. - М, 1994. - С. 416.
  95. Шопенгауэр А., Афоризмов житейской мудрости. М., 1991, с. 348-349
  96. Эриксон Э. Детство и общество. /Пер. с англ. Обнинск, 1993.
  97. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение. /Пер. с нем.- СПб.: Наука, 2000. - 272 с.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тестовый  материал (Шкала Тейлора)

1. Обычно  я спокоен и вывести меня  из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли.  
5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие. 11. У меня редко бывает сердцебиение.  
12. Обычно мои руки достаточно теплые. 13. Я застенчив не более чем другие. 14. Мне не хватает уверенности в себе. 15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. Мой желудок сильно беспокоит меня. 18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. Мне нередко снятся кошмарные сны. 22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. 23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 24. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. 26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. 27. Я работаю с большим напряжением. 28. Я легко прихожу в замешательство. 29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо. 30. Я склонен принимать все слишком всерьез. 31. Я часто плачу 32.  Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. 33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 34. Я часто боюсь что вот-вот покраснею. 35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня. 37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. 38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. 39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. 40. Даже в холодные дни я легко потею. 41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 42. Я — человек легко возбудимый. 43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. 44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя. 45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. 47. Я почти все время испытываю чувство голода. 48. Я обычно чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей. 49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением. 50. Ожидание всегда нервирует меня. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

     Каждый  ответ «Да» на высказывание 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «Нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12,13оценивается в один балл. 

                                                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2  

               Шкала ситуационной тревожности 

Суждения  шкалы  Выбираемые  ответы
нет, это не так  пожалуй, так  верно совершенно  верно
1 Я спокоен  1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2    • 3 4
3 Я нахожусь в  состоянии напряжения 1 2 3 4
4. Я внутренне  скован 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен  1 2 3 4
7. Меня волнуют  возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я ощущаю душевный покой  1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытываю  чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю  1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности  и напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен  1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбуждён  и мне не по себе 1 2 3 4
19. М не радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно  1 2 3 4

Примечание: Справа в таблице в соответствующих  тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое  получает испытуемый за избранный им ответ. Шкала личной тревожности 

№ п/п  Суждение  Никогда Почти никогда  Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое  настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным  1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь  1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно пережигаю  неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности  1 2 3 4
29 Я слишком переживаю  
из-за пустяков
1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает  уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным  1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен  1 2 3 4
37 Всякие пустяки  отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что  я чувствую себя неудачником  1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек  1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
 

   Ключ к  методике оценки ситуационной  и личностной тревожности 

Номер суждения Ситуационная  тревожность (ответы)
1. 4-3-2-1
2 4-3-2-1
3. 1-2-3-4
4. 1-2-3-4
5. 4-3-2-1
6. 1-2-3-4
7. 1-2-3-4
8. 4-3-2-1
9. 1-2-3-4
10. 4-3-2-1
11. 4-3-2-1
12 1-2-3-4
13. 1-2-3-4
14. 1-2-3-4
15 4-3-2-1
16. 4-3-2-1
17. 1-2-3-4
18. 1-2-3-4
19. 4-3-2-1
20. 4-3-2-1

 

                                                                                                                                                   

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Стимульный  материал (Тест Роджерса – Даймонда).

 
1. Испытывает неловкость, когда вступает  с кем-нибудь в разговор.2. Нет  желания раскрываться перед другими. 3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу. 4. Предъявляет к себе высокие  требования. 5. Часто ругает себя  за сделанное. 6. Часто чувствует себя униженным. 7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.8. Свои обещания выполняет всегда 9. Теплые, добрые отношения с окружающими. 10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне. 11. В своих неудачах винит себя. 12. Человек ответственный; на него можно положиться. 13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны. 14. На многое смотрит глазами сверстников. 15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать. 16. Собственных убеждений и правил не хватает. 17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности. 18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения. 19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема. 20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра. 21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой. 22. Люди, как правило, ему нравятся. 23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает. 24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко. 25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. 26. С окружающими обычно ладит. 27. Всего труднее бороться с самим собой. 28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих. 29. В душе — оптимист, верит в лучшее. 30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.31. К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают. 32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему носится, любит его. 34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться. 35. Человек с привлекательной внешностью. 36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом. 37. Приняв решение, следует ему. 38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей. 39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя |как будто не в чем. 40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает. 41. Всем доволен. 42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя. 43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным. 44. Уравновешен, спокоен. 45. Разозлившись, нередко выходит из себя. 46. Часто чувствует себя обиженным. 47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности. 48. Бывает, что сплетничает. 49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его. 50. Довольно трудно быть самим собой. 51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего. 53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть. 54. Старается не думать о своих проблемах. 55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным. 56. Человек стеснительный, легко тушуется. 57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца. 58. В душе чувствует превосходство над другими. 59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я. 60. Боится того, что подумают о нем другие. 61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших. 62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения. 63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив. 64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями. 65. Себя просто недостаточно ценит. 66. По натуре вожак и умеет влиять на других. 67. Относится к себе в целом хорошо. 68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем. 69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными. 70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности. 71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него. 72. Доволен собой. 73. Невезучий. 74. Человек приятный, располагающий к себе. 75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность. 76. Презирает лиц противоположного пола, не связывается с ними. 77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг - не получится. 78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило. 79. Умеет упорно работать. 80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру. 81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается. 82. Всегда говорит только правду. 83. Встревожен, обеспокоен, напряжен. 84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит. 85. Чувствует неуверенность в себе. 86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки. 87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими. 88. Человек толковый, любит размышлять. 89. Иной раз любит прихвастнуть. 90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может. 91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь. 92. Никогда не опаздывает. 93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы. 94. Выделяется среди других. 95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться. 96. В себе все ясно, себя хорошо понимает. 97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми. 98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; совсем может справиться. 99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят. 100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли. 101. Все свои привычки считает хорошими.
 

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных