Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ, ФИЛОСОФОВ 7-28
1.1. Тревожность как философский и психологический феномен 7-16
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 16-21
1.3. Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных…………………………………………………………………..21-28

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 29-50
2.1. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных……………………………………………………………… 29-35
2.2. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы 35-50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….47-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 50-54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………55-60

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных.doc

— 589.50 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, результаты повторно проведенной  методики на выявление тревожности  по методике Спилбергера дало следующие  результаты: - очень высокий уровень  тревожности наблюдается у 10% испытуемых, то есть по сравнению с констатирующим этапом количество воспитанников проявляющих характерные признаки высокой тревожности снизилось на 25% (ранее 35%).  высокий уровень тревожности выявлен у 45% подростков, то есть по сравнению с начальным этапом исследования (25%) данная группа воспитанников расширилась. Это произошло вследствие перехода в данную группу подростков, ранее проявляющих очень высокую тревожность. То есть, если ранее данные испытуемые постоянно испытывали нервное напряжение, фрустрации, то методика АТМ позволила несколько нормализовать ситуацию. - средний уровень тревожности проявился у 40% испытуемых, по сравнению с констатирующим этапом здесь также заметна положительная динамика (с 35%). Что касается наличия низкого уровня тревожности, то на данном уровне находится один подросток, как и на констатирующем этапе (Талгат Б.) Ниже дана сводная таблица по констатирующему и контрольному этапу.

     Таблица 2.4.2 Сводная таблица констатирующего  и контрольного этапов (методика №1)  

Уровень Констатирующий  этап Контрольный
Очень высокий  35% 10%
Высокий 25% 45%
Средний 35% 40%
Низкий  5% 5%
 

     Сравнение приведенных процентных отношений  указывает на снижение уровня тревожности  у испытуемых после проведения формирующего этапа исследования. Если на констатирующем этапе 35% воспитанников показали очень высокую тревожность, то на контрольном этапе очень высокий уровень показали лишь 10% несовершеннолетних осужденных. То есть, 25% подростком снизили уровень своей тревожности. Вследствие этого возрос высокий уровень тревожности у воспитанников (это указывает на переход на этот уровень очень тревожных подростков). На низком уровне, как и на констатирующем этапе исследования находятся 5% осужденных.

     Методика  № 2 (Личностная шкала проявления тревоги – Тейлор-Т.А.Немчинов)

     Результаты  методики занесены в таблицу 2.4.3

     Таблица 2.4.3 – Уровень тревожности по Тейлору (контрольный этап)

Ф.И.О. Балл  Уровень
Фархад  А. 26 высокая тревож.
Роман Ш. 29 высокая тревож.
Генадий К. 14 низкая тревож.
Аманбек В. 31 высокая тревож.
Юрий  В. 32 высокая тревож.
Мейрам  Ж. 14 низкая тревожность 
Алексей Д. 28 высокая тревож
Сергей  Л. 23 средняя тревож.
Дмитрий Н. 22 средняя тревож
Евгений У. 21 средняя тревож.
Юрий Г. 20 средняя тревож
Валентин  Д. 22 средняя тревож.
Андрей  Р. 34 высокая тревож.
Нурлан  К. 15 низкая тревож
Сергей  М. 29 высокая тревож.
Талгат  Б. 29 высокая тревож.
Максим  Л. 18 средняя тревож
Сергей  Г. 14 низкая тревож
Владимир  В. 37 высокая тревож.
Газиз Г. 14 низкая тревож
 

     Анализ  проведенного формирующего воздействия  показывает, что в процессе занятий  основанных на поведенческой терапии (АМТ) подростки стали меньше проявлять  признаки тревожности в ситуациях  общения с администрацией колонии. Об этом свидетельствует и снижение несовершеннолетних осужденных с высоким уровнем тревожности  - 45% (на констатирующем этапе выявлено 60%). Однако большинство подростков, все продолжают считать большинство ситуаций общения, как в отряде, так и в общении с администрацией угрожающими. Средний уровень тревожности показали 30% подростков (было 20%). Здесь так же, рост характеризуется уменьшение воспитанников  с высоким уровнем тревожности. Низкий уровень выявлен у 25% испытуемых. Эти воспитанники как показала диагностика, редко проявляют признаки тревожности. Они довольно спокойно чествуют себя в обществе сверстников, в общении с администрацией колонии ведут себя спокойно, активно участвуют в «активе» отряда.  
Ниже дана сводная таблица результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.

     Тест  на исследование тревожности (Опросник Черепанова Н.В.) Таблица 2.4.1           Уровень тревожности несовершеннолетних осужденных

Ф.И.О. Балл  Уровень
Фархад  А. 3,1 высокая тревож.
Роман Ш. 3,4 высокая тревож.
Генадий К. 2,4 средняя тревож.
Аманбек В. 3,4 высокая тревож.
Юрий  В. 3,1 высокая тревож.
Мейрам  Ж. 1,9 низкая тревожность 
Алексей Д. 3 высокая тревож
Сергей  Л. 3,4 высокая тревож.
Дмитрий Н. 2,2 средняя тревож
Евгений У. 3,3 высокая тревож.
Юрий  Г. 2,5 средняя тревож
Валентин  Д. 3,1 высокая тревож.
Андрей  Р. 2 средняя тревож.
Нурлан  К. 2 средняя тревож
Сергей  М. 3,1 высокая тревож.
Талгат  Б. 4 очень высокая  тревож.
Максим  Л. 2,4 средняя тревож
Сергей  Г. 2,1 средняя тревож
Владимир  В. 4 очень высокая  тревож.
Газиз Г. 2 средняя тревож
 

     Таблица 2.4.4 Сводная таблица констатирующего  и контрольного этапов (методика №2)

Уровень Констатирующий  этап Контрольный
Высокий 60% 45%
Средний 20% 30%
Низкий  20% 25%
 

     Сравнение приведенных процентных отношений  указывает на снижение уровня тревожности  у испытуемых после проведения формирующего этапа исследования. Если на констатирующем этапе 60% воспитанников показали высокую тревожность, то на контрольном этапе высокий уровень показали 45% несовершеннолетних осужденных. На среднем уровне тревожности, на констатирующем этапе находилось 20% воспитанников, на контрольном выявлено 30%. И, наконец, низкий уровень возрос на 5% (с 20% на констатирующем до 25% на контрольном). Таким образом методика № 2 так же указывает на положительное влияние формирующего этапа исследования в снижении тревожности подростков. Методика № 3 – Диагностики социально-психологической адаптации           К. Роджерса и Р. Даймонда (констатирующий этап контрольный этап и). 

     Таблица № 2.4.5

Ф.И.О. Возраст Констат. Контрол. Изменение
Адаптация (%)  
Фархад  А. 15 44,65 49,63 4,98
Роман Ш. 16 53,23 52,53 -0,7
Генадий К. 17 64,2 65,4 1,2
Аманбек В. 16 49,64 44,65 -4,99
Юрий  В. 15 49,43 52,44 3,01
Мейрам  Ж. 17 40,21 42,32 2,11
Алексей Д. 17 54 54,44 0,44
Сергей  Л. 18 41,37 44,6 3,23
Дмитрий Н. 16 44,57 47 2,43
Евгений У. 17 72,94 74,48 1,54
Юрий  Г. 18 52,53 56 3,47
Валентин  Д. 15 60,29 64,8 4,51
Андрей  Р. 18 68,64 68,84 0,2
Нурлан  К. 16 56,04 58 1,96
Сергей  М. 15 66 66,51 0,51
Талгат  Б. 17 45,12 56,34 11,22
Максим  Л. 16 41,97 48 6,03
Сергей Г. 15 69,76 68,32 -1,44
Владимир  В. 17 57, 62 64,44 6,82
Газиз Г. 16 55,75 53,02 -2,73
 

     Как мы видим из таблицы в целом, контрольный  этап выявил положительную тенденцию  к снижению уровня тревожности и  повышению уровня социально-психологической  адаптации к условиям БВК. Так  как, после проведенного формирующего эксперимента ситуация изменилась, то нам необходимо узнать, можно ли опираясь на эти данные утверждать что формирующий эксперимент удался.

     Как видно из результатов повторного исследования, большинство подростков показали более высокие результаты, и характеризуются как более  адаптированные, чем в начале экспериментального исследования. Только в нескольких случаях (4 человека) выявлена отрицательная динамика в социально-психологической адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии. Если говорить об Алексее К. и Романе Ш., то данный результат в принципе закономерен, так как эти подростки характеризуются с отрицательной стороны. Антисоциальное поведение в их случае часто направлено на ближайшее окружение.В случае же Сергея Г. , характеристика которого в целом положительна, такие результаты могут объясняться повышенным уровнем тревожности, который был выявлен как на начальном этапе исследования, так и после проведения формирующего этапа.

     Также мы использовали опросник позволяет  выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера ( STPI – State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

     Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Описание  теста

     Опросник  делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению бьша модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету.

Информация о работе Психологические особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных