Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7
1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7
1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12
1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18
1.4. Выводы……………………………………………………………...24
2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25
2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25
2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30
2.3. Выводы……………………………………………………………...34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35
3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35
3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41
3.3. Выводы……………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс..doc

— 422.00 Кб (Скачать)

Таблица 3.6.

Тип поведенческой активности

Номер группы

Частота, чел.

Частость, %

 

А1

 

АБ

 

Б1

 

Б

1

чел.

%

0

4

1

0

0

80

20

0

2

чел.

%

3

2

1

0

50

33,3

16,7

0

3

чел.

%

4

0

2

3

44,5

0

22,2

33,3

Всего

чел.

%

7

6

4

3

35

30

20

15

 

себя, потере интереса к работе и общению. Таким образом, личностные изменения людей, перенёсших психотравмирующий стресс происходят не только в эмоциональной сфере, но и в поведении.

              На этом обработка данных окончена.

             

              3.3. Выводы

 

              Для доказательства гипотезы исследования были использованы четыре опросника:

              - многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «В»);

              - шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера;

              - клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);

              - методика «Тип поведенческой активности».

              По результатам опросника FPI из испытуемых, способных с разной степенью удовлетворённости противостоять стрессу, были составлены три группы. В первую группу вошли испытуемые с высоким уровнем стрессоустойчивости, во вторую – со средним и в третью – с низким.

              Средние баллы по шкалам опросника FPI указывают на то, что такие особенности невротических расстройств как депрессивность, раздражительность, невротичность и эмоциональная лабильность наиболее сильно проявились только у испытуемых третьей группы.

              Измерение тревожности также показало поуровневые изменения: низкий уровень реактивной тревожности в первой группе поднимается до высокого в третьей; высокая личностная тревожность также характерна только для третьей группы, умеренная – для первой и второй.

              Клинический опросник выявлял насколько испытуемые оценивали своё текущее состояние как болезненное. В первой группе были зафиксированы показатели абсолютного здоровья, во второй группе уровень здоровья превышает болезненный более, чем в 3 раза, в третьей наоборот – уровень болезни выше в 13 раз.

              При помощи методики «Тип поведенческой активности» установлено, что для 33,3% испытуемых с низкой стрессоустойчивостью типичными реакциями на стресс являются поведенческие изменения в виде снижения уровня притязаний, замкнутости, отгороженности от окружающего мира.

              Таким образом, проведённое исследование показало, что люди, обладающие хорошей защищённостью к воздействию стресса, не имеют негативных личностных изменений, а показатели испытуемых с низким уровнем стрессоустойчивости свидетельствуют о выраженном невротическом синдроме со значительными психосоматическими нарушениями.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. На работе и дома – в течении дня одна ситуация сменяет другую, общая совокупность которых образует жизненное пространство личности. Если обратиться от этого «горизонтального» измерения к «вертикальному» - сменяющим друг друга годам жизни, то и здесь видится череда событий, обстоятельств, ситуаций, составляющих и образующих общий жизненный путь человека.

              Среди множества этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ситуации, какие бы проблемы или трудности они не содержали (поскольку они являются повторяющимися, для них используются привычные способы преодоления), а те которые требуют поиска нового решения, выхода или непривычных ресурсов их преодоления.

              Следует различать обстоятельства жизни и их восприятие, переживание человеком, которые в совокупности и образуют его жизненную ситуацию. Следовательно, чтобы понять поведение человека, причины его поступков, его эмоциональное самочувствие, недостаточно знания объективных обстоятельств и факторов его жизни, важно знать их субъективное восприятие и интерпретацию.

              Человек не просто существует в некоей ситуации, но интерпретирует события и складывающиеся обстоятельства своей жизни, что определяет его отношение к ним, их эмоциональное переживание и значение. При этом влияние субъективных представлений зачастую оказывается сильнее объективных факторов.

              Таким образом, интерпретация внешних обстоятельств подразумевает приписывание им определённого значения, которое становится решающим фактором в отношении к ним.

              Чем более определённой является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. В случае пожара в общественном здании самые разные люди, независимо от их индивидуальных особенностей, убеждений и вкусов, часто поддаются панике, спасаются бегством, переживают эмоциональные потрясения. Хотя в их поведении можно увидеть и индивидуальные особенности, ситуация, в которой они оказались столь однозначна, что фактически не оставляет места субъективным интерпретациям. А если внешняя ситуация является менее определённой, в её восприятии в большей степени проявляются индивидуальные особенности участников. Например, начальник устраивает своим подчинённым «разнос». Для одного из них это «справедливая критика», для другого – ничего не значащее «сотрясение воздуха», а третий кипит от возмущения и с трудом сдерживается, чтобы не отреагировать.

              Таким образом, ситуация, с психологической точки зрения, - это внешние обстоятельства в их восприятии и интерпретации человеком.

              Соответственно, критические жизненные ситуации – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, требующую своего решения или преодоления.

              В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний, используется понятие стресса.

              В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его жизнедеятельности или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжёлых продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и так далее.

              Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей (например, «предстартовое волнение» у спортсмена). Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, человеческие ресурсы могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации жизнедеятельности.

              Реакцией на стресс или фрустрацию могут быть, с одной стороны, невротические расстройства, при которых преобладают психологические или психопатологические проявления, и психосоматические расстройства, проявляющиеся соматическими эквивалентами психических расстройств, с другой стороны. Эти группы нарушений демонстрируют различные способы переработки внутриличностного конфликта: психический и соматический. Психический способ может проявляться как в условиях острого, так и в условиях хронического стресса; соматический способ в большей степени связан с хроническим воздействием фрустрации и стресса.

              Проявлением длительного воздействия стресса являются конфликты и кризисы. Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, связан с какой-то отдельной проблемой или сферой жизнедеятельности, то кризис имеет более глобальный характер. В психологии понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы событиями ни вызывался кризис (потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса), он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности личности, становится доминантой внутренней жизни и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

              Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную деятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в её наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими. Успешное преодоление кризиса является стратегически значимой задачей для личности, а результатом его разрешения часто становится появление новых личностных качеств.

              Преодоление критических жизненных ситуаций, идёт ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе, в первую очередь, зависит от уровня стрессоустойчивости. Люди с более высоким уровнем имеют не только больше шансов справиться с жизненным кризисом, но могут успешно выполнять профессиональные обязанности.

              В ходе данного исследования установлена взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и психологическими особенностями личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс.

              Люди, имеющие высокий уровень стрессоустойчивости, характеризуются уверенностью в себе, оптимистичностью, активностью, высокой стабильностью эмоционального состояния и хорошим умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях.

              Для лиц, обладающих низким уровнем стрессоустойчивости, характерно проявление депрессивности в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к окружающим, а также неустойчивости эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Состояние большинства людей, неустойчивых к стрессу, сопровождается значительными вегетативными нарушениями.

              Гипотеза считается доказанной.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

              1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 1997. – 368 с.

              2. Александров А.А. Современная психотерапия. – М., 1998. – 335 с.

              3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993. – 400 с.

              4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2000. – 551 с.

              5. Берн Э. Групповое лечение. – Екатеринбург, 2003. – 352 с.

              6. Берн Э. Познай себя. – Екатеринбург, 2004. – 368 с.

              7. Бурлачук Л.Ф., Коржов Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.

              8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2004. – 520 с.

              9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999. – 332 с.

Информация о работе Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс