Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7
1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7
1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12
1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18
1.4. Выводы……………………………………………………………...24
2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25
2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25
2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30
2.3. Выводы……………………………………………………………...34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35
3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35
3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41
3.3. Выводы……………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс..doc

— 422.00 Кб (Скачать)


59

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

          ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3                                                                                                   

              1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7

             1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7

             1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12

             1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18

                 1.4. Выводы……………………………………………………………...24

          2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25                      

                 2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25                                                                                                                     

                 2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30

                 2.3. Выводы……………………………………………………………...34

          3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35

                3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35

                 3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41

                 3.3. Выводы……………………………………………………………...48

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50

              БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54

              ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56

              ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57

              ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58

              ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59                                                                                             

 

 

 

 



59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Одной из основополагающих проблем  клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

          Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остаётся психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим заболеванием.

              С воздействием острой психотравмирующей ситуации связано развитие невротических реакций. Как содержательная, так и динамическая характеристика невротических реакций может быть весьма разнообразной. Общим признаком является их относительная кратковременность, исчисляемая обычно часами и сутками. В одних случаях в содержании невротической реакции преобладают субъективные переживания вплоть до выраженной депрессии, состояний тревоги, страха с явлениями навязчивости. В других случаях на первый план выходят внешние проявления – астено-вегетативные нарушения, эмоционально-экспрессивные проявления, особенно при реакциях истерического типа. У личностей с чертами акцентуации возбудимого или эпилептоидного типа превалируют вспышки гнева, злобности.

              Невротические реакции могут быть редкими, единичными, однако при неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии на человека ослабляющих его адаптивные возможности факторов реакции могут учащаться, становиться систематическими, усложняться и углубляться по содержанию.

              Прогностическая значимость той или иной невротической реакции определяется не столько её продолжительностью и глубиной расстройств, сколько общей динамикой нервно-психического состояния. Реакция может остаться эпизодом, развившимся у здорового человека и при нормализации состояния не оставившим никаких последствий. В другом случае реакция того же характера и той же продолжительности может наблюдаться у лица, уже находящегося в болезненном, невротическом состоянии, при этом она вписывается в клинику невроза как его составная часть.

         Неврозы – это группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмоционального напряжения. Главная причина невроза – нарушение системы регуляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительности, т. е. в основе такого нарушения лежит интрапсихический конфликт.

              Невроз сопровождается вегетативными проявлениями, мышечным напряжением, тремором, нарушениями работы сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причём эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Изменяется сон. Он становится поверхностным. Изменяется чувствительность к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычного уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступает, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию. С другой стороны, поведение человека делает его более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.

          Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнаруживается в основе большинства неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла психотравмирующая ситуация. Следует отметить, что переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство эмоциональных, или интрапсихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны. Например, человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

              Таким образом, стресс чаще всего оказывается связанным с социальными явлениями, т. е. психотравмирующий стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека.

              Целью данной работы является выявление психологических особенностей личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс.

              Задачи исследования:

              1. Теоретический анализ литературы по теме ВКР.

              2. Определение состава выборки, подлежащей исследованию.

              3. Выбор психодиагностических методик, необходимых для проведения исследования.

              4. Проведение экспериментального изучения психологических особенностей людей, перенёсших психотравмирующий стресс.

              5. Обобщение и интерпретация полученных результатов.

              Объект исследования: люди, перенёсшие психотравмирующий стресс.

              Предмет исследования: психологические особенности людей, перенёсших психотравмирующий стресс.

              Гипотеза: психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс зависят от уровня стрессоустойчивости.

              Психологические методы исследования: многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «В»), шкала реактивной и личностной тревожности, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), методика «Тип поведенческой активности».

             

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

 

              1.1 Психологические концепции неврозогенеза

 

          На современном этапе развития психологической науки существует множество подходов, имеющих собственный взгляд на понимание этиологии и патогенеза неврозов. Объединяющими эти подходы факторами к оценке неврозогенеза являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности и её базовых параметров – темперамента и характера.

          Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Подтверждает это определение высказывание Г. Селье: «С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым» [25, с. 331].

              При анализе фактора психической травмы выделяются следующие её характеристики:

              - интенсивность;

              - смысл;

              - значимость и актуальность;

              - патогенность;

              - острота появления (внезапность);

              - продолжительность;

              - повторяемость;

              - связь с преморбидными личностными особенностями.

              По мнению Г.К. Ушакова по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности; б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума); 2) ситуационные острые, неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия – кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые; б) неосознаваемые и непреодолимые; 4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а)вызываемые самим содержанием ситуации; б)вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности [28].

              В.Н. Мясищев делил психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчёркивая тем самым семантическую роль событий. Под объективно-значимыми понимаются жизненные события, значимость которых можно считать высокой для большинства людей – смерть близкого, развод. Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (например, потеря марки из коллекции филателиста). В западной психиатрии широко распространена шкала Холмса – Рэя, с помощью которой каждому жизненному событию приписывается строго определённый и выраженный в баллах коэффициент. На основании суммы баллов предполагается судить о силе и интенсивности психического воздействия жизненных событий. Несмотря на субъективность и недостоверность, шкала Холмса – Рэя широко используется в научных исследованиях, затрагивающих проблемы неврозогенеза (см. Приложение 1).

              В.Н. Мясищев рассматривал три основных типа невротических конфликтов, развивающихся из психологических особенностей личности: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический. Истерический тип конфликта определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличает повышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретает история развития личности и процесс формирования системы её жизненных отношений. Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми внутренними потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если одна из них становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для возникновения невроза навязчивых состояний. Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личности и её стремлениями и завышенными требованиями к себе. Особенности конфликта этого типа формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учёта сил и возможностей индивида.

              Из вышесказанного видно, что В.Н. Мясищев в неврозологическом ракурсе был нацелен на поиск морально-нравственных и социально-психологических характеристик человека, формирующих при встрече с психотравмирующей ситуацией особый, типичный стиль невротического поведения. Учение о трёх типах невротического конфликта явилось продолжением и развитием теории системы отношений личности, в которой основной упор делался на изучение механизмов «продуцирования психических травм», бессознательного приписывания тем или иным жизненным событиям психического звучания с последующим аффективно проявляющимся комплексом внутриличностного конфликта. При этом выделялась роль характерологических особенностей [15].

Информация о работе Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс