Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7
1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7
1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12
1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18
1.4. Выводы……………………………………………………………...24
2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25
2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25
2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30
2.3. Выводы……………………………………………………………...34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35
3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35
3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41
3.3. Выводы……………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс..doc

— 422.00 Кб (Скачать)

              За каждым этим проявлением стоит тот или иной аффект, т. е. чувства радости или тоски, тревоги или внутреннего беспокойства. Между эмоциональным стрессором и характером висцеральных расстройств не существует каких-либо постоянных качественных взаимоотношений. Внутренние органы у каждого человека вовлекаются в патологический процесс по-своему, и предсказать это крайне сложно. Нозологическая принадлежность проявляется лишь в субъективном суждении больного о характере и локализации исходного стимула данного психосоматического состояния. Душевные страдания способны выражаться самыми разными висцеральными проявлениями. Один ищет успокоения в вине, другой уходит в себя, а третий решается уйти из жизни.

              Проводником или посредником между центральной нервной системой и внутренними органами выступает вегетативная нервная система. Она же является важнейшим «органом выражения аффекта», более информативным, чем поведение человека, контролируемое волей. Чувствительность и ранимость вегетативной нервной системы проявляется не только при чрезвычайных воздействиях, но и в ходе адаптации и в ответ на слабые эмоциональные стимулы. Значение имеет любое субъективно важное для индивида событие. Оно может оказаться исходным пунктом болезненных расстройств. В этот ряд жизненных коллизий, таких, как потеря близких людей, входит и обманутая любовь и другие «обманы жизни», связанные, например, с оскорблением чувства собственного достоинства, вызывающие у слабой или астенизированной личности тяжёлые соматические расстройства. Решающее значение имеют не столько тяжкие потрясения, сколько длительно действующие мелкие «укусы». Они незаметно подтачивают силы человека, вызывая обычно хронические патологические процессы.  Психовегетативный синдром во многих случаях общего невроза является ведущим проявлением заболевания. Психовегетативная симптоматика при затянувшихся эмоциональных расстройствах может привести к фиксации чувства страха или тревоги, сопрягаясь при этом с функциональными нарушениями внутренних органов и систем человека. Таким образом, подтверждается слитность психического с соматическим. Этот биологический факт может в конечном счёте определить всю жизнедеятельность человеческого организма [20].

              Аранжировка вегетативных расстройств обусловлена силой, частотой, продолжительностью и характером эмоциональных стимулов, степенью участия периферических эффекторных аппаратов и различной последовательностью вовлечения их в патологический процесс. Свою окраску патологического процесса вносит эндокринная система. Считается, что эмоции тревоги и страха, а также чувство беззащитности и ожидания боли связанны с повышенным содержанием в крови адреналина, в свою очередь, аффекты гнева и ярости обязаны увеличению норадреналина. Видимо, избыточное содержание в крови катехоламинов обусловлено интенсивностью аффекторного возбуждения. Другие гормоны также вносят в клиническую картину болезни свой вклад. Гормональная окраска стрессовой ситуации определяется гипоталамусом, отделом головного мозга, сопрягающим центральную нервную систему и эндокринные органы.

              Висцеровегетативная симптоматика в структуре эмоциональных расстройств являет собой фиксацию чувства страха или тревоги в том или ином органе и означает возможность чисто психогенного происхождения соматических нарушений. Вегетативная нервная система выступает в роли «приводного ремня» психического для соматики. Эта психовегетативная организация составляет ту центральную ось, на которой разыгрываются все жизненные процессы в организме. Нейроэндокринные механизмы входят сюда как неразрывная часть физиологических механизмов. Крайние степени дезинтеграции нейрофизиологических процессов ставят организм под угрозу поражения какого-либо органа и даже смерти. Внезапная смерть в результате нарушений ритма сердца при тяжёлых психических воздействиях не редкость в клинической практике [19].

              Психовегетативные процессы формируются в функциональных системах организма, куда вместе с эмоциями входят и внутренние органы. Это единство направлено на быстрое решение приспособительных задач организма. Этот же путь используется при формировании болезненного состояния во время стресса. Выбор органа или системы, подвергающейся разрушительному воздействию стресса, для каждого человека индивидуален и определяется функциональным или морфологическим состоянием объекта. «Слабым» звеном может оказаться орган подвергавшийся ранее инфекционной атаке или травматическому воздействию. Поэтому требования, которые предъявляет ему стресс, оказываются чрезмерными. Развивается картина болезни. Таким образом, эмоции приобретают исключительное значение в приспособительных процессах организма. В конфликтной ситуации формируется постоянное эмоциональное возбуждение отрицательного биологического знака, что ведёт к генерализации эффекта на мозговые структуры и висцеральные функции. При этом неизменным опосредующим звеном между функциями коры головного мозга и процессами, протекающими во внутренних органах, является гипоталамус, создающий гормональный фон развивающейся реакции. Таким образом, гормоны и медиаторы становятся непосредственными исполнителями «приказа» высших структур мозга.

              «Протравка» биологических мембран клеток гормонами и медиаторами является первым звеном всех последующих биохимических внутриклеточных процессов. Происходит смыкание функциональных сдвигов и структурных перестроек в организме. Какой глубины сдвиги произойдут в клетке, зависит от интенсивности воздействия и исходного состояния тканевых структур. Реакция организма может пройти на физиологическом уровне или вызвать необратимые морфологические сдвиги. Таким образом, функциональные расстройства внутренних органов представляют собой клиническое отражение общей психовегетативной неустойчивости организма, а структурные перестройки создают патологическую основу болезни.

              В роли пускового фактора могут выступать внушённая идея или страх болезни, необычные стимулы от внутренних органов или кровеносных сосудов, или сопряжённые с прежним опытом всевозможные поводы, т. е. экстеро- или интерорецептивный раздражитель любой биологической модальности (зрительной, слуховой).

              Наибольший вес как этиологический фактор стресс имеет при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, а также язвенной болезни 12-перстной кишки и бронхиальной астме. В первых двух формах болезней на первый план выступает повышение тонуса симпатической нервной системы, что хорошо согласуется с физиологической сущностью эмоционального стресса, при котором гиперкатехоламинемия является основным звеном адаптационного процесса, а увеличение глюкокортикоидов в крови повышает чувствительность адреналиновых рецепторов. В итоге эти два процесса приводят к повышению тонуса артериальных сосудов и гиперкинетическому эффекту в системе кровообращения.

              При язвенной болезни и бронхиальной астме повышается тонус парасимпатической нервной системы, результатом которого становится гиперсекреция соляной кислоты в желудке и увеличение тонуса бронхиального дерева при бронхиальной астме. На первый взгляд это противоречит физиологической сути стресса. Однако установлено, что повышение тонуса парасимпатической нервной системы осуществляется гипоталамусом – центральным органом стрессорной реакции, а увеличение тонуса того или иного отдела нервной системы – преобладанием какого-либо из них.

              Взаимоотношения симпатической и парасимпатической нервной системы у каждого человека генетически детерминировано. Поэтому конечный итог стрессорного воздействия предсказать трудно, так как возникновение болезни обусловлено многими обстоятельствами. К ним относятся реакции генетических структур, определяющиеся индивидуальной чувствительностью человека к воздействующему фактору, а также условия внешней среды и психологический статус на момент воздействия.

              Для ишемической болезни сердца существенным обстоятельством является психологический статус условно относимый к группе «А». Характерным для этой группы является амбициозность и честолюбие, способность энергично добиваться поставленной цели, активность на работе и дома, нетерпеливость, ощущение нехватки времени, агрессивность и неумение отдыхать. Эти люди чаще заболевают ишемией и гипертонией.

 

              2.2. Основные формы психосоматических расстройств

 

          Под психосоматическими расстройствами понимаются симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.

              Психосоматическая медицина различает три группы психосоматических расстройств: конверсионные симптомы, функциональные синдромы (органные неврозы) и психосоматические заболевания (психосоматозы).

              При конверсионных симптомах невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, а демонстрация симптомов может пониматься как попытка разрешения конфликта. Отнесение конверсионных симптомов к психосоматическим можно считать обоснованным в тех случаях, когда они не сопровождаются другими диссоциативными расстройствами, в частности психопатологическими (амнезией, фугой, трансом, состояниями овладения). В противном случае их следует рассматривать как невротические [13].

              Функциональные синдромы представляют собой набор симптомов, затрагивающих разные органы и системы: сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную, дыхательную, мочеполовую и двигательную (см. Приложение 3).

              Функциональные нарушения сердечного ритма (так называемые «неврозы сердца») включают нарушения сердечной деятельности, проявляющиеся тахикардией, ощущением учащённого сердцебиения, сердечными спазмами и короткими аритмиями. Пациенты указывают на чувство сдавливания в области сердца, сопровождающееся одышкой, страхом удушья и развития инфаркта миокарда [13].

              У эмоционально нестабильных лиц довольно легко развивается психогенная тошнота и рвота. Это своеобразный способ выражения эмоционального состояния, причиной которого может стать не только чувство боли, страха или печали, но и положительная эмоция, если она проявляется достаточно интенсивно. Психогенная тошнота в клинике тревожной депрессии – это прежде всего страх, а в истоках психогенной рвоты лежит выраженная депрессивная реакция.

              Ведущим симптомом функциональных абдоминальных нарушений при тревожно-депрессивном состоянии выступает боль – совокупность различных по локализации и характеру болезненных ощущений. Эти ощущения очень лабильны по своему характеру, интенсивности и локализации. Учёные выделяют две формы болевого синдрома: психогенная и фантомная (например, в ампутированной конечности).

              К группе психосоматических заболеваний в узком смысле относятся соматические болезни, роль психического фактора в этиопатогенезе которых является существенной, а иногда главенствующей. Психический фактор в случаях психосоматических заболеваний выступает в виде личностной предиспозиции, выборе специфических способов переработки конфликтов и традиционных характерологических стилей поведения во фрустрирующих ситуациях (см. Приложение 4).

              Стресс по-разному действует в молодом и пожилом возрасте. В молодости эмоциональные переживания могут протекать с выраженными вегетативными проявлениями, но не сопровождаются классическими проявлениями клинической картины ишемической болезни сердца. А в том случае, когда они появляются, лишь отдалённо напоминают отдельные симптомы заболевания («маски» болезни). Иначе протекают реакции на стресс у пожилого человека. Кардиологи отмечают, что стенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психические перегрузки. Иногда незначительные переживания могут вызвать тяжёлые клинические проявления.

              По схожему сценарию разыгрываются эпизоды гипертонических кризов. У молодого человека подъём артериального давления ограничивается головной болью, а в пожилом возрасте может привести к тяжёлым нарушениям мозгового кровообращения.

              Особую форму клинического выражения имеет стресс у лиц, легко поддающихся внушению. Внешнее стрессорное воздействие преломляется через сознание пациента в форму тех или иных страданий, где ведущим становится симптом или синдром соматической болезни. Установлено, что при стрессорном влиянии концентрация катехоламинов в крови возрастает. Под воздействием катехоламинов могут развиваться спазмы коронарных сосудов с клинической картиной, напоминающей стенокардию. Обычно появление болевого синдрома в прекардиальной области сочетается с ощущением беспричинной усталости, одышки и более или менее выраженной тревогой. При опросе больных установлена связь ангинозных приступов с постоянной аффективной напряжённостью.

              Психологические проблемы бронхиальной астмы сложнее для понимания этиологии и патогенеза заболевания. Бронхиальная астма - собирательное понятие и включает целую группу расстройств, объединяемых единым синдромом удушья, но разной этиологии. Среди многих вариантов бронхиальной астмы клиницисты выделяют нервно-психическую форму с указанием видов нервно-психических изменений. К этой группе больных относятся лица, перенёсшие нервно-психические стрессорные воздействия: трудные ситуации дома, на работе или утрата близких людей. При этом должны учитываться особенности характера больных (мнительность, боязливость, склонность к ипохондрии), а также наличие у больного функциональных расстройств нервной системы, травмы черепа. Условно-рефлекторные приступы удушья легче развиваются у лиц с истероподобными, неврастеноподобными и психастеноподобными чертами характера.

              Роль стресса в возникновении язвенной болезни 12-перстной кишки врачами не оспаривается, но является не единственной причиной заболевания. Конституциональные (генетические) предпосылки признаются большинством учёных. Острые стрессорные язвы желудка не являются прямым началом заболевания. Развитие язвенной болезни происходит на фоне повышения тонуса парасимпатической нервной системы под влиянием многократных стрессорных воздействий. Функциональные системы, формирующиеся под влиянием стресса принципиально не отличаются от таковых при развитии ишемической болезни сердца, только эффекторным органом «выбирается» в данном случае желудочно-кишечный тракт. В дальнейшем болезнь может развиваться двумя путями. Один из них ведёт к язвенной болезни при соответствующей предпосылке, другой путь формирует целую группу депрессивно-ипохондрических расстройств, в основе которых лежат функциональные нарушения различных отделов пищеварительного тракта и протекают они как «маски» отдельных заболеваний. Например, расстройство аппетита, свойственное многим заболеваниям, носит сугубо неврогенные черты. К ним относятся психогенная анорексия и булемия. В начале развития они не имеют в своей основе анатомического субстрата. Только в последующем развиваются вторичные морфологические дефекты.

Информация о работе Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс