Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7
1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7
1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12
1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18
1.4. Выводы……………………………………………………………...24
2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25
2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25
2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30
2.3. Выводы……………………………………………………………...34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35
3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35
3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41
3.3. Выводы……………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс..doc

— 422.00 Кб (Скачать)

              Резюмируя вышеизложенный материал необходимо упомянуть, что невротические и психосоматические расстройства часто встречаются в практике клинического психолога, что требует знаний диагностических критериев данных расстройств, а также представлений об их этиопатогенетических корнях. Построение эффективного психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии этих расстройств напрямую связано с теоретическими воззрениями практического психолога-психотерапевта.

 

              2.3. Выводы

 

          Под психосоматическими расстройствами понимаются симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.

              Психосоматическая медицина различает три группы психосоматических расстройств: конверсионные симптомы, функциональные синдромы (органные неврозы) и психосоматические заболевания (психосоматозы).

              К группе психосоматических заболеваний в узком смысле относятся соматические болезни, роль психического фактора в этиопатогенезе которых является существенной, а иногда главенствующей. Психический фактор в случаях психосоматических заболеваний выступает в виде личностной предиспозиции, выборе специфических способов переработки конфликтов и традиционных характерологических стилей поведения во фрустрирующих ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС

 

              3.1. Методы сбора первичной информации

             

              Для проведения исследования необходимо определить состав выборки и подобрать психодиагностические методики. В соответствии с целью исследования выборка составлена из людей, сталкивающихся со стрессовыми ситуациями в сфере семейных отношений или профессиональной деятельности. Состав выборки имеет следующие характеристики: объём – 20 человек, гетерогенный половозрастной состав – 25-45 лет (см. таблицу 3.1.).

              В ходе исследования использованы четыре психодиагностические методики:

              - многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «В»);

              - шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера;

              - клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);

              - методика «Тип поведенческой активности».

              Личностный опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник содержит 12 шкал, общее количество вопросов – 114.

              Шкала 1 (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

              Шкала 2 (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить

Таблица 3.1.

Состав выборки

Номер испытуемого

Возраст

Образование

(1-среднее;

2-среднее-специальное;

3-высшее)

Работа требует

(1-общения с людьми;

2-физического;

3-интеллектуаль-ного;

4-эмоционального напряжения)

1. Андрей

30

1

4

2. Ольга

37

1

1

3. Юлия

        33

         1

          1

4. Николай

30

3

2

5. Елена

25

1

3

6. Анна

        25

         1

          1

7. Максим

        28

         2

          2

8. Ирина

        26

         1

          4

9. Дмитрий

25

1

1

10. Людмила

        44

         1

          1

11. Алексей

        35

         2

          4

12. Мария

        25

         3

          3

13. Кирилл

        28

         3

          3

14. Юрий

       44

         2

          3

15. Нина

45

1

1

16. Денис

        28

         3

          3

17. Надежда

37

1

2

18. Олег

        34

         3

          4

19. Клавдия

        42

         1

           1

20. Сергей

32

2

2

 

психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

              Шкала 3 (депрессивность) диагностирует признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде.

              Шкала 4 (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

              Шкала 5 (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении.

              Шкала 6 (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки соответствуют хорошей защищённости к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

              Шкала 7 (реактивная агрессивность) выявляет наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки говорят о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

              Шкала 8 (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки отражают наличие тревожности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

              Шкала 9 (открытость) характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут способствовать анализу искренности ответов испытуемого, что соответствует шкалам лжи других опросников.

              Шкала 10 (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной нтровертированности.

              Шкала 11 (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки характеризуют не только высокую стабильность эмоционального состояния, но и хорошее умение владеть собой.

              Шкала 12 (мускулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности по мужскому типу, низкие – по женскому.

              После завершения обследования первичные оценки по каждой шкале переводятся в станайны (минимум–1, максимум–9).

              Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности является надёжным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

              Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожности [18].

              Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний направлен на диагностику характера невротической реакции. Опросник содержит шесть клинических шкал [15].

              1. Шкала тревоги указывает на наличие немотивированных страхов, опасений, неуверенности в себе и в окружающих, пониженной самооценки.

              2. Шкала невротической депрессии отражает уровень снижения настроения, пессимистичность, удручённость собственным положением, желание уйти от решения сложных жизненных ситуаций.

              3. Шкала астении свидетельствует о поведении по типу «раздражительной слабости».

              4. Шкала истерического типа реагирования выявляет лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций).

              5. Шкала обсессивно-фобических нарушений выявляет у обследуемого наличие фобий, навязчивых мыслей, невротических ритуалов как средства защиты от тревожности.

              6. Шкала вегетативных нарушений позволяет оценить такие проявления невротических состояний, как нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях.

              Методика «Тип поведенческой активности» используется для выделения групп риска психической дезадаптации, предболезненных расстройств со стороны психической сферы или начальных проявлений нервно-психических, психосоматических расстройств или тенденции к саморазрушающему поведению.

              При помощи данной методики диагностируются пять типов поведенческой активности: А, А1, АБ, Б1, Б.

              Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью типа А характерны: преувеличенная потребность в деятельности, неумение отдыхать, постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения. Неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания, острое чувство нехватки времени. Энергичная, эмоционально выразительная речь, подкрепляемая жестами и мимикой, нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи. Склонность к соперничеству и признанию, агрессивность по отношению к противодействующим субъектам, экстернальный локус контроля, лёгкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями. В условиях дефицита информации при необходимости принятия решения возрастает реактивная тревожность, возможна потеря контроля за ситуацией, что приводит к эмоциональной нестабильности, понижению стрессоустойчивости и снижению поведенческого контроля в целом.

              Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны: повышенная активность, целеустремлённость. Нехватка времени для отдыха компенсируется расчётливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения. Энергичная, выразительная речь и мимика. Стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворённость достигнутым; неустойчивость настроения и поведения в стрессо-насыщенных ситуациях. Стремление к соревновательности, но без агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

              Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не выявляют склонности к доминированию, но в определённых ситуациях уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность, устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

              Для лиц, у которых диагностируется  тенденция к поведенческой активности типа Б1, характерны: рациональность и неторопливость в делах и общении, сочетание интенсивной работы с отдыхом; естественная смена видов деятельности; долгое обдумывание планов сочетается с тщательным их выполнением. Внешняя сдержанность в движениях и речи сочетается с выдержкой и невозмутимостью при неудачах; устойчивость к действию фрустрирующих ситуаций, внутренняя эмоциональная стабильность и сдержанность в проявлении аффектов и чувств к другим людям.

Информация о работе Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс