Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Одной из основополагающих проблем клинической психологии считается проблема реакций личности на психотравмирующий стресс. Под стрессом в психологии понимается воздействие на человека, его организм и личность, фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Главными вопросами данной работы являются вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств и методах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………………….7
1.1. Психологические концепции неврозогенеза………………………7
1.2. Клинические проявления невротических расстройств…………..12
1.3. Этапы формирования невротических симптомов………………..18
1.4. Выводы……………………………………………………………...24
2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА…………………..25
2.1 Физиологические механизмы психосоматических заболеваний...25
2.2. Основные формы психосоматических расстройств……………...30
2.3. Выводы……………………………………………………………...34
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ СТРЕСС…………………35
3.1. Методы сбора первичной информации…………………………...35
3.2. Обработка и представление эмпирических данных……………...41
3.3. Выводы……………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочная шкала общественной приспособляемости Холмса-Рэя…………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие невротического расстройства………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Виды функциональных синдромов………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классические психосоматические заболевания…59

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности личностных изменений людей, перенёсших психотравмирующий стресс..doc

— 422.00 Кб (Скачать)

              При анализе работ психологов и психиатров, нацеленных на выявление специфических преморбидных психологических особенностей больных неврозами, отмечается теоретическая и экспериментальная разработка нескольких феноменов и процессов: темперамента, характера, личности, а также отдельных психических функций. На патогенетическую значимость особенностей высшей нервной деятельности указывал ещё И.П. Павлов. Основными поставщиками неврозов, по И.П. Павлову, являются крайние варианты нормы, прежде всего слабый тип, однако не исключено их возникновение и у представителей сильного типа при значительной выраженности патогенного воздействия.

              Существенным для неврозогенеза являются особенности акцентуации характера. Наличие акцентуаций в условиях психотравматизации может стать благоприятной почвой для возникновения неврозов и невротических реакций. К тому же, отдельным типам акцентуации характера свойственны определённые формы невротических расстройств. Астеноневротический и лабильный типы акцентуаций предрасполагают к возникновению неврастении; сенситивный и психастенический служат благоприятной почвой для развития обсессивно-фобического невроза. Истерический невроз возникает на фоне истероидной акцентуации.

              В некоторых психологических работах было отмечено, что у лиц без значительных патологических отклонений и акцентуаций характера имеется особая степень выраженности некоторых преморбидных особенностей темперамента, характера и личности. Для группы больных неврастенией характерны повышенная ответственность и добросовестность в сочетании с высокой чувствительностью к критике. Они отличаются хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Вместе с этим, характеру больных неврастенией свойственны низкие показатели уступчивости при средней степени выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность и адаптивность. Больные истерией в преморбиде отличаются завышенной самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, сочетающейся с низкой степенью решительности и целенаправленности и высокой степенью внушаемости и самовнушаемости. Часто выявляются сочетания выраженной сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью. Высокая потребность в контактах и лидерстве сочетается со средней степенью уступчивости и ответственности. В преморбиде больных неврозом навязчивых состояний обращает на себя внимание низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью – черты, свойственные психастеническому типу. Характерным для части больных является сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности и в связи с этим наличие постоянной фиксации больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах, чему способствует также их повышенная склонность к самовнушению [16].

              В психологических подходах к изучению неврозогенеза можно отметить два направления, по разному оценивающих процесс восприятия и осознания информации и его роль в возникновении невротических нарушений. Первое акцентирует внимание на количественных показателях информации, второе – на качественных. К первому относится положение М.М. Хананашвили об «информационной триаде», лежащей в основе невроза. В неё включены:

              - необходимость обработки и усвоения большого объёма высоко-значимой информации (необходимость принятия решения);

              - хронический дефицит времени;

              - высокий уровень мотивации.

              При наличии «информационной триады» закономерно возникает невроз и разнообразные психосоматические расстройства. По мнению П.В. Симонова, невроз – это «болезнь неведения», что, в противовес представлениям М.М. Хананашвили отражает позицию о патогенетической значимости отсутствия или недостаточного количества информации – неведения о том, что может случиться с человеком в ситуации конфликта, чего от него ждут окружающие [15].

 

              1.2. Клинические проявления невротических расстройств

 

              Наиболее часто встречающимся клиническим проявлением невротических расстройств является посттравматическое стрессовое расстройство. Оно возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, которые способны вызвать дистресс практически у любого человека.

              Посттравматическое стрессовое расстройство обусловлено следующими факторами:

              - военными действиями;

              - природными и искусственными катастрофами;

              - террористическими актами;

              - службой в армии;

              - отбыванием заключения в местах лишения свободы;

              - насилием и пытками.

              Типичными признаками психического расстройства у участников перечисленных событий являются эпизоды повторного переживания психической травмы в виде навязчивых воспоминаний, кошмарных сновидений, отчуждения от других людей, утраты интереса к жизни и эмоциональной притупленности, уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о трагическом событии. Подобное психическое состояние не редко провоцирует иные аномальные формы поведения, ведёт к аддикциям, желанию отстраниться от реальности, уйти в мир фантазий с помощью наркотиков и алкоголя.

              Распространённость посттравматического стрессового расстройства в России уступает социально-стрессовым расстройствам в широком понимании этого термина. Естественно, что количество лиц, подвергающихся прямому физическому и психическому насилию или участвовавших в боевых действиях несравнимо с числом тех, кто испытывает так называемый «стресс повседневной жизни» и находится в сложных жизненных ситуациях, обусловленных макросоциальными факторами. Считается, что наиболее часты среди социально-стрессовых расстройств: невротические и психосоматические нарушения, делинквентные и аддиктивные формы аномального поведения, донозологические психические расстройства психической адаптации.

              По мнению Ю.А. Александровского, складывающаяся в постсоциалистическом обществе социально-психологическая ситуация приводит к ломке общественного сознания и смене жизненных ориентиров. Развивающиеся вследствие этого массового проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, является коллективной психической травмой, естественной «экспериментальной моделью» социальных стрессовых расстройств [3].

              Клинически социально-стрессовые расстройства проявляются следующими невротическими симптомами: вегетативные дисфункции, нарушения ночного сна, астенические и истерические расстройства, панические расстройства; и отклонениями поведения в виде заострения личностно-типологических черт характера, развитием саморазрушающей нецелесообразности поведения, утраты «пластичности общения» и способности приспосабливаться к происходящему с сохранением перспектив, появления цинизма, склонности к антисоциальным действиям.

              В современных условиях психика многих людей оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни, что приводит к развитию разнообразных поведенческих девиаций, связанных с кризисом идентичности. Б.С. Положий выделяет четыре варианта кризиса идентичности, проявляющегося как на донозологическом, так и на нозологическом уровне: аномический, диссоциальный, негативистический и магический.

              Под аномическим вариантом кризиса идентичности понимается поведение людей, характеризующееся утратой жизненного тонуса, прежних интересов, снижением активности и целеустремлённости, своеобразной аутизацией, доминированием тревожно-депрессивного фона настроения, неверием в собственные силы, ощущением своей малозначимости.

          Диссоциальный вариант кризиса идентичности выражается такими свойствами, как: стремление к агрессивному поведению по отношению к лицам, высказывающим несовпадающую с их точку зрения, абсолютная нетерпимость к окружающим, доминирование угрюмо-злобного аффекта, сочетающееся с лёгкой внушаемостью.

              Негативистический вариант проявляется упрямством, нарочитым недовольством всеми, скептически-пессимистической оценкой происходящего, уклонением от любой активности по декларируемой причине безрезультатности какой-либо деятельности.

              В магический вариант кризиса идентичности входят такие поведенческие проявления, как: интерес ко всему иррациональному, мистическому, переключение всей деятельности (даже в ущерб себе и близким) на активность в сфере поиска истины, смысла жизни.

              В посттравматическом, социально-стрессовом расстройствах и кризисах идентичности отражаются глобальные макросоциальные процессы, изменить которые личность не в силах. Если при микросоциальных контактах возможно действительное «продуцирование личностью психотравм», то при макросоциальных появление событий, становящихся психотравмирующими от личности человека не зависит.

              К типичным психическим реакциям на стресс относятся расстройства адаптации в виде депрессивных реакций, реакций с преобладанием тревоги или нарушением поведения, диссоциативные расстройства.

              Расстройства адаптации считаются состояниями субъективного дистресса и проявляются, в первую очередь, эмоциональными расстройствами в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию. Психотравмирующий фактор может поражать интегральность социальной сети человека (потеря близких, переживание разлуки), широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей, а также затрагивать микросоциальное окружение. В случае депрессивного варианта адаптационного расстройства в клинической картине появляются такие аффективные феномены как горе, понижение настроения, склонность к уединению, а также суицидальные мысли и тенденции. При тревожном варианте доминирующими становятся симптомы беспокойства, неусидчивости, тревоги и страха, спроецированной в будущее, ожидание несчастья. Одним из своеобразных вариантов адаптационных расстройств считается паническое расстройство, характеризующееся повторяющимися приступами тяжёлой тревоги и паники, которые не ограничиваются определённой ситуацией или обстоятельствами и могут возникать непредсказуемо даже для самого человека. При этом возникают периоды выраженной тревоги с двигательным беспокойством, нарушениями поведения в виде ажитации, страха приближающейся смерти, который выражается тяжёлыми вегетативными проявлениями: учащённым сердцебиением, болями в груди, ощущениями удушья, головокружением и чувством нереальности происходящего.

              В условиях острых психических травм при невозможности, неумении или нежелании разрешить возникши проблемы нередко наблюдаются диссоциативные (конверсионные) расстройства. Они характеризуются частичной или полной утратой нормальной интеграции между памятью на прошлое, осознанием идентичности и непосредственных ощущений, с одной стороны, и контролированием движений собственного тела, с другой.

              Диссоциативная амнезия проявляется потерей памяти на недавние существенно значимые события, вызвавшие шоковую аффективную реакцию. Диссоциативный ступор характеризуется временным состоянием обездвиженности вслед за воздействием острой психотравмы. Пациент может на время замирать, слабо реагировать на внешние стимулы, быть отрешённым. Типичным для него является снижение активности. При диссоциативной фуге наблюдается сочетание признаков диссоциативной амнезии с внешне целенаправленными действиями, во время которых больной поддерживает упорядоченное поведение, ухаживает за собой. Трансы и состояния овладения характеризуются временной потерей чувства личностной идентичности и осознавания окружающего. Пациенты не в состоянии контролировать свои поступки и убеждены, что управляются другой личностью, духом или «силой». Диссоциативные расстройства моторики проявляются в виде расстройств движений, ощущений, утраты чувственного восприятия. Возможны признаки анестезии, потери чувств, глухоты, аносмии, «сужений полей зрительного восприятия». Психотическим вариантом реагирования на острый стресс являются синдром Ганзера и пуэрильный синдром. При синдроме Ганзера после психотравмирующего воздействия возникает сложное психическое расстройство, характеризующееся псевдодеменцией, неспособностью ответить на простые вопросы, мимоговорением и поведением глубоко интеллектуально сниженного человека. При пуэрильном синдроме поведение человека отличается детскостью. Речь становится шепелявой, используются типичные для детей неологизмы, коверкание слов, неправильное построение фраз, детские интересы в выборе игр и игрушек.

              Длительные и хронические психотравмирующие воздействия на человека приводят к формированию типичных невротических симптомокомплексов: астенического, депрессивного, ипохондрического, ананкастического.

              Астенический синдром в рамках невротических расстройств является неспецифическим ответом личности и организма на психотравму. Он проявляется такими симптомами как раздражительность, эмоциональная лабильность, непереносимость громких звуков, яркого света, периоды негодования в случаях критики, снижение работоспособности в силу быстрой утомляемости, физическая слабость и сонливость в течении дня, нарушение сна с преобладанием расстройств засыпания, кошмарных сновидений и отсутствие чувства свежести после пробуждения. Депрессивный синдром характеризуется выраженным понижением настроения, фиксацией на психотравмирующей ситуацией, появлением мыслей о бесперспективности жизни, невозможности найти выход из сложившейся ситуации. Ипохондрический симптомокомплекс проявляется фиксацией внимания пациента на состоянии своего физического здоровья с преувеличением тяжести имеющихся расстройств; может сопровождаться тревогой и страхом.

Информация о работе Психологические особенности личностных изменений людей, перенесших психотравмирующий стресс