Мы
систематически проводили работу по
профилактике и коррекции агрессивного
поведения у детей среднего дошкольного
возраста три раза в неделю в течении трех
месяцев.
Наша
коррекционная и профилактическая
работа была направлена на преодоление
испытываемых агрессивным ребенком
проблем в общении со сверстниками
и близкими взрослыми, а так же
на сотрудничество и взаимодействие с
окружающими.
- Основными
средствами в нашей работе являются психогимнастические
упражнения (доброе животное, традиции,
ноги топают, волшебный шар, встреча в
кругу, общий круг, пожелания, мой хороший
попугай), релаксация (теплый, как солнце;
маленькие птички; снежная баба; полет),
подвижные игры (прогулка с компасом, кто
быстрее, рубка дров, сороконожка, липучка,
тух-тиби-дух), сюжетно-ролевые игры (мишка
обидел друга).
Во
время исследования нами был составлен
перспективный план профилактических
и коррекционных мероприятий, направленных
на снижение агрессивного поведения у
детей среднего дошкольного возраста,
на три месяца. План коррекционных мероприятий
был разработан совместно с психологом
II категории Захарцевой Натальей Анатольевной.
Профилактические и коррекционные мероприятия
включают в себя: психогимнастические
упражнения, релаксацию, занятия, сюжетно-ролевые
игры, подвижные игры, игры-упражнения.
Ведущая роль в наших мероприятиях отводится
играм, т.к. это главный вид деятельности
детей дошкольного возраста.
После
проведения формирующего этапа мы провели
сравнительный анализ, благодаря
которому выяснили, что проведенная
нами работа дала положительный результат.
А именно – количество детей с
низким и средним уровнем агрессивности,
в экспериментальной группе «Одуванчик»,
увеличилось. А в контрольной группе «Незабудка»
- осталось на прежнем уровне.
Значит
гипотиза нашла свое подтверждение, составленные
нами профилактический и коррекционный
комплексы мероприятий может быть использован
для работы в ДОУ по снижению агрессивного
поведения у детей среднего дошкольного
возраста.
Список
литературы.
- Агрессивные
дети / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное
воспитание. – 2003. – № 4.
- Агрессивный
ребёнок: особенности педагогического
воздействия / Н.Я. Петрусь // Педагогика.
– 2007. – № 3. – с. 117 – 120.
- Агрессивное
поведение дошкольника: статья первая
/ Л. Пасечник // Дошкольное воспитание.
– 2008. – № 5. – с. 73 – 78.
- Агрессивный
ребёнок: кто он и как ему помочь? / М.А.
Шиманская // Дошкольная педагогика. –
2005. - № 4. – с. 50 – 55.
- Агрессия
у детей и подростков: Учебное пособие
/ Под ред. Н.М. Платоновой. Спб., 2004.
- Венгер А.Л.
Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. М., 2003.
- Возрастная
психология: учебное пособие для студентов
вузов / Г.С.
Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 702
с.
- Вопросы детской
психологии / Л.С. Выготский. – СПб.:
Союз, 1997. – 227 с.
- Где начинается
«дедовщина»? / Е. Клепцова // Дошкольное
воспитание. – 2007. – № 10. – с. 22 – 25.
- Детская
агрессивность: 100 ответов на родительские
«почему?»:
федеральная
целевая программа «Культура
России» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. –
Ярославль: Академия развития. – 158 с.
- Детская
агрессивность / Г. Фигдор // Дошкольное
воспитание. – 2006. - № 2. – с. 93 – 99.
- Детская
агрессивность как предмет педагогического
исследования / И.С. Зимина // Педагогика.
– 2003. – № 5. – с. 14 – 18.
- Детская
практическая психология: Учебник / Под
ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
- Жить с
агрессивными детьми: пер. с нем. / К. Бютнер.
– М.: Педагогика,
1991.
– 144 с.
- Игровые
задачи как средство коррекции расстройств
поведения и эмоций у детей / А.А. Романова
// Дошкольная педагогика. – 2003. – № 1. –
с. 32 – 35.
- Избавляем
от агрессии с помощью игры / Т. Севастьянова
// Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12.
– с. 77 – 80.
- Индивидуальная
программа коррекции агрессивности у
ребёнка / Л.В. Игнатова // Управление дошкольным
образовательным учреждением. – 2006 –
№ 6. – с. 107 – 112.
- Как снизить
агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное
воспитание. – 2003. – № 8. – с. 55 – 58.
- Колосова,
С.Л. Детская агрессивность/ С.Л. Колосова.
– Спб. И др.: Питер, 2004. – 224 с.
- Кряжева,
Н.Л. Развитие эмоционального мира детей:
Попул. пособие для родителей и педагогов/
Н.Л. Кржева. – Ярославль. – Академия развития,
1996. – 205 с.
- Кто заказывает
драку: агрессия и её неистовые ревнители
/ А. Замостьянов // Народное образование.
– 2005. – № 9. – с. 209 – 217.
- урчинка,
М.Ш. Ребенок «с характером»: Настол. кн.
родителей/ М.Ш. Курчинка. – СПб.: Питер
Пресс и др., 1996. – 350 с.
- Лаврентьева,
Г.П. Методическое пособие / Г.П. Лаврентьева,
Т.М. Титаренко. – М., 1992. – 98 с.
- Лютова Е.К.,
Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми. – СПб.: ООО «Издательство «Речь»»,
2001.
- Опасности
большого города и детская агрессивность
/ Т.В. Черникова, С.В. Глухова // Управление
дошкольным образовательным учреждением.
– 2003. – № 6. – с. 101 – 103.
- Особенности
дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным
поведением при переходе от дошкольного
возраста к младшему школьному / С.Л. Колосова
// Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – с.
24 – 30.
- Поливанова,
К. Н. Психология возрастных кризисов.
М.: Академия, 2000.
- Популярная
психология: от конфликтов к обретению
«Я» / Т.В. Барлас. – М.: Академия, 1997. – 159
с.
- Психологические
тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах. /М., Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2
- Психология:
учебное пособие для учащихся пед. училищ
по спец. № 2002 / Л.А. Венгер, В.С. Мухина.
– М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
- Психология
детства: учеб. Пособие для высших учеб.
Заведений / В.В. Зеньковский. – М.: деловая
книга, 1995. – 347 с.
- Психологический
словарь «Педагогика» 1983.
- Психологический
словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ:
Транзиткнига, 2006. – 479 с.
- Проблема
во взаимодействии со сверстниками у детей
5 – 7 лет / Т.Н. Икрянникова // начальная
школа: Плюс до и после. – 2005. – № 7. – с.
62 – 64.
- Проблема
речевой агрессии в педагогическом развитии
/ Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание.
– 2004. – № 9. – с. 102 – 107.
- Развитие
социальных эмоций у детей дошкольного
возраста / Под ред. А. В. Запорожца,
Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.
- Режиссёрская
игра на песке: коррекция агрессивных
проявлений старших дошкольников / Т. Беневольская
// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10.
– с. 26 – 31.
- Рогов, Е.И.
Настольная книга практического психолога:
учебное пособие/ Е.И. Рогов. – М.: - ВЛАДОС,
1996. – 374 с.
- Романов,
А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность
у детей/ А.А. Романов . – М.: Школа пресса,
2003. – 46 с.
- Румянцева
Т.Г. Понятие агрессивности в современной
зарубежной психологии // Вопросы психологии,
1991. №1.
- Толковый
словарь русского языка: Ок. 65000 слов и
фразеологических выражений / С. И. Ожегов;
Под ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 26-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство
Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,
2008. – 736 с.
- Уроки психологического
здоровья: руководство для психологов,
педагогов и родителей по развитию личности
ребёнка дошкольного и мл. школьного возраста
/ В.В. Ветрова.
- Урунтаева,
Г.А. Практикум по дошкольной психологии:
пособие для студентов высших и средних
пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 269 с.
- Формирование
доброжелательных отношений между дошкольниками
/ О. Зазульская // Ребёнок в детском соду.
– 2006. - № 1. – с. 2 – 8.
- Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности.
– М., 1994.
- Что такое
психология: пер. с франц. в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа.
– М.: Мир, 1992. – 496 с.
- Хухлаева
О.В. Коррекция нарушений психологического
здоровья дошкольников и младших школьников:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр Академия,
2003.
- Школа эмоций
/ М.Ю. Стожарова // Ребёнок в детском саду.
– 2006. – №2. – с. 58 – 61.
- Широкова,
Г.А. Справочник дошкольного психолога/
Г.А. Широкова. – 5-ое изд. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 235 с.
- Эльконин,
Д.Б. Детская психология: (развитие ребенка
от рождения до семи лет)/ Д.Б. Эльконин,
Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии. –
М.: Учпедгиз, 1960. – 328 с.
- Эмоциональное
здоровье вашего ребенка/ Пер. с англ. П.К.
Руспана. – М.: Авиценка: ЮНИТИ, 1996. – 398
с.