Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

   Мы  систематически проводили работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста три раза в неделю в течении трех месяцев.

   Наша  коррекционная и профилактическая работа была направлена на преодоление  испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а так же на сотрудничество и взаимодействие с окружающими.

  • Основными средствами в нашей работе являются психогимнастические упражнения (доброе животное, традиции, ноги топают, волшебный шар, встреча в кругу, общий круг, пожелания, мой хороший попугай), релаксация (теплый, как солнце; маленькие птички; снежная баба; полет), подвижные игры (прогулка с компасом, кто быстрее, рубка дров, сороконожка, липучка, тух-тиби-дух), сюжетно-ролевые игры (мишка обидел друга).

   Во  время исследования нами был составлен  перспективный план профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста, на три месяца. План коррекционных мероприятий был разработан совместно с психологом II категории Захарцевой Натальей Анатольевной. Профилактические и коррекционные мероприятия включают в себя: психогимнастические упражнения, релаксацию, занятия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-упражнения. Ведущая роль в наших мероприятиях отводится играм, т.к. это главный вид деятельности детей дошкольного возраста.

      После проведения формирующего этапа мы провели  сравнительный анализ, благодаря  которому выяснили, что проведенная  нами работа дала положительный результат. А именно – количество детей с  низким и средним уровнем агрессивности, в экспериментальной группе «Одуванчик», увеличилось. А в контрольной группе «Незабудка» - осталось на прежнем уровне.

      Значит гипотиза нашла свое подтверждение, составленные нами профилактический и коррекционный комплексы мероприятий может быть использован для работы в ДОУ по снижению агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

      1. Агрессивные дети / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4.
      2. Агрессивный ребёнок: особенности педагогического воздействия / Н.Я. Петрусь // Педагогика. – 2007. – № 3. – с. 117 – 120.
      3. Агрессивное поведение дошкольника: статья первая / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – с. 73 – 78.
      4.   Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? / М.А. Шиманская // Дошкольная педагогика. – 2005. - № 4. – с. 50 – 55.
      5. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. Спб., 2004.
      6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.
      7. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С.

          Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 702 с.

      1. Вопросы детской психологии  / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 227 с.
      2. Где начинается «дедовщина»? / Е. Клепцова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – с. 22 – 25.
      3. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?»:   

    федеральная целевая программа «Культура  России» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. –  Ярославль: Академия развития. – 158 с.

      1. Детская агрессивность / Г. Фигдор // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – с. 93 – 99.
      2. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика. – 2003. – № 5. – с. 14 – 18.
      3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
      4. Жить с  агрессивными детьми: пер. с нем. / К. Бютнер. – М.: Педагогика,

   1991. – 144 с. 

      1. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей / А.А. Романова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 1. – с. 32 – 35.
      2. Избавляем от агрессии с помощью игры / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – с. 77 – 80.
      3. Индивидуальная программа коррекции агрессивности у ребёнка / Л.В. Игнатова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006 – № 6. – с. 107 – 112.
      4. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – с. 55 – 58.
      5. Колосова, С.Л. Детская агрессивность/ С.Л. Колосова. – Спб. И др.: Питер, 2004. – 224 с.
      6. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Попул. пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кржева. – Ярославль. – Академия развития, 1996. – 205 с.
      7. Кто заказывает драку: агрессия и её неистовые ревнители / А. Замостьянов // Народное образование. – 2005. – № 9. – с. 209 – 217.
      8. урчинка, М.Ш. Ребенок «с характером»: Настол. кн. родителей/ М.Ш. Курчинка. – СПб.: Питер Пресс и др., 1996. – 350 с.
      9. Лаврентьева, Г.П. Методическое пособие / Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. – М., 1992. – 98 с.
      10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО «Издательство «Речь»», 2001.
      11. Опасности большого города и детская агрессивность / Т.В. Черникова, С.В. Глухова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 6. – с. 101 – 103.
      12. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному / С.Л. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – с. 24 – 30.
      13. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
      14. Популярная психология: от конфликтов к обретению «Я» / Т.В. Барлас. – М.: Академия, 1997. – 159 с.
      15. Психологические тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах. /М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2 
      16. Психология: учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
      17. Психология детства: учеб. Пособие для высших учеб. Заведений  / В.В. Зеньковский. – М.: деловая книга, 1995. – 347 с.
      18. Психологический словарь «Педагогика» 1983.
      19. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
      20. Проблема во взаимодействии со сверстниками у детей 5 – 7 лет / Т.Н. Икрянникова // начальная школа: Плюс до и после. – 2005. – № 7. – с. 62 – 64.
      21. Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – с. 102 – 107.
      22. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.   А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.
      23. Режиссёрская игра на песке: коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников / Т. Беневольская // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – с. 26 – 31.
      24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие/ Е.И. Рогов. – М.: - ВЛАДОС, 1996. – 374 с.
      25. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у  детей/ А.А. Романов . – М.: Школа пресса, 2003. – 46 с.
      26. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1991. №1.
      27. Толковый словарь русского языка: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.
      28. Уроки психологического здоровья: руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребёнка дошкольного и мл. школьного возраста / В.В. Ветрова.
      29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших и средних пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 269 с.
      30. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. Зазульская // Ребёнок в детском соду. – 2006. - № 1. – с. 2 – 8.
      31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
      32. Что такое психология: пер. с франц. в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
      33. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2003.
      34. Школа эмоций / М.Ю. Стожарова // Ребёнок в детском саду. – 2006. – №2. – с. 58 – 61.
      35. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – 5-ое изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 235 с.
      36. Эльконин, Д.Б. Детская психология: (развитие ребенка от рождения до семи лет)/ Д.Б. Эльконин, Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии. – М.: Учпедгиз, 1960. – 328 с.
      37. Эмоциональное здоровье вашего ребенка/ Пер. с англ. П.К. Руспана. – М.: Авиценка: ЮНИТИ, 1996. – 398 с.

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста