Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)
  • разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребёнок

    разломал  постройку из кубиков другого, или  девочка замазала рисунок своей  подруги красками);

  • уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарищ и улыбается при виде его возмущения, или ребёнок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовольствием наблюдает ужас и слёзы его владельца).

   2.  Прямая физическая агрессия  представляет собой непосредственное 

        нападение на другого и нанесение  ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую  и реальную форму:

  • символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребёнок показывает кулак другому и пугает его);
  • прямая  агрессия – непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр. (1).

       Таким образом причинами агрессивного  поведения являются многие факторы, как социальные, так и заболевания головного мозга, а так же некоторые соматические заболевания. Среди причин, провоцирующих агрессивность у детей, выделяют эмоциональное неблагополучие в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в различного рода вербальных оскорблениях, косвенной или прямой физической агрессии.

      Приступая к изучению этого явления, перечислим основные признаки для классификации  агрессии.

Классификация проявлений агрессии.

1. Направленность.

      Направленность  агрессивных действий показывает, кто  является жертвой или мнимой причиной агрессии (другой человек, предмет, животное, любое событие окружающей действительности – в общем, любое живое и  неживое). Однако на практике бывает так, что ребенок считает жертву агрессии ее же причиной. Это может выражаться в словах, адресованных обиженному: «Сам и виноват», «напросился»… и т.п.

2. Наблюдаемость  – ненаблюдаемость (скрытость  – открытость).

     Не  всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребенок склонен действовать исподтишка – щипать, толкать других детей, когда этого не видит взрослый. И тогда мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии; словесные виды агрессии тоже могут быть не явными (сравните грубые, нецензурные слова или ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие); не говоря уже о злых мыслях и чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.

3. Временные  признаки.

      Речь  идет о том, как часто возникают  у ребенка состояния агрессии, не только агрессивные физические действия, но и агрессивные чувства и мысли. Если расстройства поведения и эмоций возникает время от времени и ребенок самостоятельно овладевает состоянием обиды, агрессии, то такое поведение, как правило, не вызывает тревог и не рассматривается как нарушение.

      Вместе  с тем социальная опасность расстройства определяется не толко частотой его  проявления, но и самим его «качеством». Например, ребенок тычет другому  в глаз пальцем, опасным предметом  или сбрасывает кошку с девятого этажа. Сама социальная опасность таких поступков позволит предположить патохарактерологическое агрессивное формирование личности ребенка.

4. Пространственно-ситуативные  признаки.

      Пространство, в котором возникает то или  иное агрессивное эмоциональное состояние, можно понимать в широком,  обобщенном смысле: общество, детский сад, психогенная, социально-бытовая ситуация, ближайшее окружение ребенка – родители, семья, предметно-игровая среда в узком, конкретном смысле и месте.

      Ребенок в состоянии или готовности к агрессии может по-разному реагировать на изменения в пространстве, конкретной житейской обстановке, т.е. быть более или менее  чувствительным к новизне ситуации. Например, новая игрушка (не буду – буду ломать), новые люди (не буду – буду хулиганить).

5. Психические  действия. 

      Само  состояние агрессии влияет на внешнее  поведение ребенка и является отражением зачастую менее наблюдаемых  и заметных психических процессов.

      Ребенок в состоянии агрессии живет: действует, чувствует, думает, говорит, воображает, запоминает и т.д. Длительные состояния агрессии могут искажать, накладывать специфические особенности на течение мыслей (часто рисует и представляет в воображении драки, войны, пожары и т.д.), речь (все время говорит грубо, обидно, заносчиво) и т.д.

6. Степень  социальной опасности.

      Агрессивность ребенка может незначительно  или значительно отклоняться  от норм поведения, установленных в  обществе, и быть опасной для здоровья и жизни людей.

      Поведение, отклоняющееся от принятых нравственных, а иногда и правовых норм, за которое ребенок не несет юридической ответственности, принято называть девиантным (англ. deviation отклонение).(Романов)

Типы  агрессивности у детей.

  • Гиперактивно-агрессивный ребенок.

      Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

      Необходимо  грамотно выстроить систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации.

  • Агрессивно-обидчевый и истощаемый ребенок.

      Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и  с болезнью роста, особенностями  созревания нервной системы  организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

      Надо  помочь ребенку разрядить психическое  напряжение, повозиться вместе с ним  в шумной игре, поколотить что-нибудь. И стремиться избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

  • Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

     Если  ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему  людям, то, наверно, в ваших  взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь  и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас свое настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

     Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

  • Агрессивно-боязливый ребенок.

      Враждебность, подозрительность могут быть средством  защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».

      Необходимо  работать со страхами, моделировать опасную  ситуацию и вместе с ребенком преодолевать ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

  • Агрессивно-бесчувственный ребенок.

      Есть  дети, у которых способность к  эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию у другим нарушена. Причины  могут быть  в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в  чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

      Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо  обращается с животными, и при  этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

      Необходимо  стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека, и стимулировать желание помочь.

      Если  это не помогает, необходимо приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись», «погладь по голове», «пожми руку», «предложи игрушку обиженному» и т.д.).(39)

1.3 Пути  снижения агрессивного поведения  в старшем дошкольном возрасте

       Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения агрессивных форм поведения  является развитие мотивационной привязанности в первую очередь собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность может обуславливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам (3).

       Предупреждение и искоренение  агрессивного поведения может  быть осуществлено двумя путями: его надо оставлять без подкрепления, без награды либо за него  надо активно наказывать. Если  не обращать внимание на агрессивное поведение оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает (27).

        Следующим важным условием снижения агрессивного поведения старших дошкольников является работа с семьёй.

       Частью коррекционной работы  психолога с агрессивным ребёнком  является разъяснение родителям  причин возникновения и способов  профилактики подобного поведения  ребёнка.

       На становление агрессивного поведения влияет прежде всего семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия и происходят ссоры, дети, как правило, более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях ребёнка с матерью не было крепкой привязанности, то, возможно, в будущем он окажется подвержен эмоциональным вспышкам. Если один или оба родителя часто проявляют нерешительность, то ребёнок скорее всего, начнёт манипулировать взрослыми с целью достижения желаемого. Аналогичный эффект может иметь и непоследовательность в воспитании ребёнка.

       Если родители подавляют агрессию  ребёнка с позиции силы и/или  отвечают на детскую агрессию  гневной вспышкой, то ребёнок  усваивает эти формы поведения  и применяет их в дальнейшем  в общении с детьми и со взрослыми, а также в играх.

       Для того чтобы устранить нежелательные  проявления агрессии у ребёнка  необходимо уделять больше внимания  детям, стремиться к установлению  тёплых отношений с ними, а  на определенных  этапах развития  проявлять твёрдость и решительность (24).

       Чтобы наказание стало эффективным,  взрослым следует выполнять следующие  правила:

    • наказание должно следовать непосредственно за поступком;
    • наказание должно быть адекватным поступку;
    • наказание не должно быть унизительным для ребёнка;
    • наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
    • наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
    • наказания должны быть последовательными.

       Психолог может предложить родителям  агрессивных детей посещение  совместных занятий с детьми, в процессе которых они смогут установить более доверительные отношения с ребёнком и проанализировать свои взгляды на воспитание (3).

       Одно из следующих направлений  в работе с агрессивным ребёнком  – это работа с гневом.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

       По мнению Вирджинии Н. Квинн  (2000) существует четыре основных  способа выражения гнева:

  • прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям; 
  • выразить грев в косвенной  форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным;
  • сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса;
  • задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться.

       Многие авторы считают, что  одним из лучших способов выражения  гнева является прямое высказывания  своих чувств человеку, который  стал источником гнева. Так Р. Кемпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме (24).

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста