Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.
Наше исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида II категории № 367, находящемся по адресу г. Челябинск ул. II Эльтонская д. 22Б. Тел. 775 – 12 – 28. Заведующий – Колчина Валентина Алексеевна.
Наше образовательное учреждение решает вопросы:
Наши приоритетные направления:
Наше учреждение предназначено для детей с нарушением речи. Численность контингента воспитанников составляет – 217 детей.
В МДОУ функционируют: 3 группы раннего возраста; 8 групп дошкольного возраста, из них: 2-я младшая – 2 группы; средняя группа – 2; старшая группа – 1; подготовительная к школе группа – 1; логопедические группы – 2 (старшая и подготовительная к школе группа).
Организация образовательного процесса в МДОУ ДС КВ № 367 осуществляется в соответствии с реализуемыми программами дошкольного образования и регламентируется Типовым положением о дошкольном учреждении, санитарными правилами и нормами:
В
эксперименте принимало участие 40 детей
среднего дошкольного возраста, среди
них 20 человек – экспериментальная
группа и 20 человек – контрольная группа.
2.1 Изучение
агрессивного поведения у
Цель констатирующего этапа: изучить уровень развития агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Нами были выбраны три методики диагностики агрессивного поведения детей дошкольного возраста, которые проводились с экспериментальной и контрольной группами. Диагностика проводилась в детском саду комбинированного вида № 367. Средняя группа «Незабудка» - контрольная, средняя группа «Одуванчик» - экспериментальная.
Родителям детей был предложен опросник «Ребенок глазами взрослого».
Ребенок глазами взрослого (опросник).
Ф.И.
Возраст.
Определить,
каким образом проявляется
В опроснике рассматриваются: вегетативные признаки проявлений; внешние проявления агрессии; длительность агрессии; чувствительность к помощи взрослых; особенности отношения к собственной агрессии; недостаточность в проявлении гуманных чувств; реакция на новизну, ограничение; реактивность (чувствительность к агрессии других), чувствительность к присутствию других; физическая агрессия, направленная на предметы, на животных, на сверстников, на себя, на взрослого; вербальная агрессия; агрессия в виде угроз; другие проявления агрессии.
Сложив полученные балы, мы определим уровень агрессивности у ребенка.
Уровень I – от 0 до 65 балов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладеет собственной агрессивностью.
Уровень II – от 65 до 130 балов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III – от 130 до 195 балов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV – от 195 до 260 балов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку. См. приложение стр. 5.
Следует помнить, что, если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого. (39)
Графическая методика «Кактус».
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. (5) См. приложение стр. 9.
Педагогу
группы и музыкальному руководителю
детского сада был предложен тест
«Уровень агрессивности ребенка». Педагогам
задается 20 вопросов, каждый положительный
ответ на каждое из предложенных утверждений
оценивается в 1 балл. (23) См. приложение
стр. 11.
Экспериментальная группа «Одуванчик».
«Ребенок глазами взрослого» (опросник).
При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и трое с высоким. См. приложение стр. 12, таблица № 1.
Графическая методика «Кактус».
При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, двенадцать – со средним уровнем и двое детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 13, таблица № 2.
Тест «Уровень агрессивности ребенка».
При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе одиннадцать детей с низким уровнем агрессивности, семь – со средним уровнем и двое с высоким. См. приложение стр. 14, таблица № 3.
Результаты тестирования констатирующего этапа в экспериментальной группе.
При обобщении данных с трех методик мы выяснили, что в группе три ребенка с высоким уровнем агрессивности, десять детей со средним уровнем агрессивности и семь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 15, таблица № 4.
Критериально-уровневая шкала агрессивности.
Уровень | Критерии |
Низкий | Редкая вербальная агрессия |
Средний | Говорит обидные слова детям; возникает чувство вины после агрессивных действий; толкается, когда обижают; стремится бросить мяч сильнее, чем этого требуют правила; замахивается, но не ударяет другого; пугает другого; толкает сверстника на глазах у всех. |
Высокий | Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной и физической агрессии; не возникает чувство вины после агрессивных действий; стремится делать на зло другим; яростно сопротивляется при попытке удержать его; первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка; бьет других детей если случайно толкнут; ломает постройку на глазах у всех; толкает других детей в состоянии раздражения; говорит обидные слова взрослым. |
Вывод: благодаря нашему исследованию мы выявили, что в экспериментальной группе три ребенка с высоким уровнем агрессивности, десять детей со средним уровнем агрессивности и семь детей с низким уровнем агрессивности.
Контрольная группа «Незабудка».
«Ребенок глазами взрослого» (опросник).
При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и трое с высоким. См. приложение стр. 16, таблица № 5.
Графическая методика «Кактус».
При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, десяять – со средним уровнем и четверо детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 17, таблица № 6.
Тест «Уровень агрессивности ребенка».
При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, восемь – со средним уровнем и шесть с высоким. См. приложение стр. 18, таблица № 7.
Результаты тестирования констатирующего этапа в контрольной группе.
При обобщении данных с трех методик мы выяснили, что в группе четыре ребенка с высоким уровнем агрессивности, восемь детей со средним уровнем агрессивности и восемь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 19, таблица № 8.
Вывод:
благодаря нашему исследованию мы выявили,
что в контрольной группе 4 детей с высоким
уровнем агрессивности, 8 детей со средним
уровнем агрессивности и 8 детей с низким
уровнем агрессивности.
2.2 Влияние профилактических и коррекционных мероприятий на снижение агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение агрессивного поведения детей среднего возраста.
Цель профилактического комплекса мероприятий: предупредить проявления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста, научить взаимодействию в коллективе сверстников, научить избавляться от негативных эмоций.
Профилактическая работа проводилась в следующих направлениях:
Эту работу мы проводили в МДОУ ДС КВ № 367 с детьми средней группы «Одуванчик». Работа проводилась в первой половине дня со всеми детьми.
Перспективный
план мероприятий, направленных на профилактику
агрессивного поведения детей среднего
возраста.
Февраль | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Расслабляющее упражнение | Уходи злость (16) | Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
II неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Доброе
животное (36) |
Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
III неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Традиции (4) | Сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу. |
IV неделя | Расслабляющее упржнение | Теплый, как
солнце, легкий, как дуновение ветерка. (16) |
Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
Март | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Подвижная игра | Прогулка с компасом (24). | формирование у детей чувства доверия к окружающим. |
II неделя | Групповое развлечение | Групповое пускание мыльных пузырей. (4) | Установление положительного эмоционального настроя в группе. |
III неделя | Психо-гимнастическое упражнение. | Ноги топают. (16) | Помочь детям выплеснуть накопившуюся негативную энергию. |
IV неделя | Расслабляющее упражнение | Маленькие птички. (10) | Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
Апрель | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Встреча в кругу (16) | Установление положительного эмоционального настроя в группе. |
II неделя | Игра-соревнование | Кто быстрее добежит. (4) | Помочь детям выплеснуть накопившуюся негативную энергию и зарядиться положительными эмоциями. |
III неделя | Расслабляющее упражнение | Снежная баба (10) | Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
IV неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Общий круг (24) | Установление положительного эмоционального настроя в группе. |
II неделя | Игра | Обзывалки (36) | Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. |
III неделя | Релаксация | Полет (18) | Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. |
IV неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Рубка дров (16) | Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» её во время игры. |
Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста