Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

   Наше  исследование проводилось в муниципальном  дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида II категории № 367, находящемся по адресу г. Челябинск  ул. II Эльтонская д.  22Б. Тел. 775 – 12 – 28. Заведующий – Колчина Валентина Алексеевна.

   Наше  образовательное учреждение решает вопросы:

    • охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
    • развития индивидуальных способностей;
    • осуществления необходимой квалифицированной коррекции нарушений речи детей;
    • приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
    • организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

    Наши  приоритетные направления:

    • физкультурно-оздоровительное;
    • коррекция речи.

   Наше  учреждение предназначено для детей  с нарушением речи. Численность контингента  воспитанников составляет – 217 детей.

   В МДОУ функционируют: 3 группы раннего  возраста; 8 групп дошкольного возраста, из них: 2-я младшая – 2 группы; средняя  группа – 2; старшая группа – 1; подготовительная к школе группа – 1; логопедические группы – 2 (старшая и подготовительная к школе группа).

   Организация образовательного процесса в МДОУ ДС КВ № 367 осуществляется в соответствии с реализуемыми программами дошкольного  образования и регламентируется Типовым положением о дошкольном учреждении, санитарными правилами  и нормами:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
  • «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Каше Г.А., Филичевой Т.Б.
  • «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркина Г.В.
  • «Росток» Шестаковой А.В.
  • «Я и моё здоровье» Тарасовой Т.А.

   В эксперименте принимало участие 40 детей  среднего дошкольного возраста, среди  них 20 человек – экспериментальная  группа и 20 человек – контрольная группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Изучение  агрессивного поведения у детей  среднего дошкольного возраста.

Цель  констатирующего  этапа: изучить уровень развития агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

      Нами  были выбраны три методики диагностики агрессивного поведения детей дошкольного возраста, которые проводились с экспериментальной и контрольной группами. Диагностика проводилась в детском саду комбинированного вида № 367. Средняя группа «Незабудка» - контрольная, средняя группа «Одуванчик» - экспериментальная.

     Родителям детей был предложен опросник «Ребенок глазами взрослого».

Ребенок глазами взрослого (опросник).

Ф.И.

Возраст.

     Определить, каким образом проявляется агрессивность  у ребенка и как часто наблюдается: 0 – нет проявлений агрессивности; 1 – проявления  агрессивности проявляются иногда; 2 – часто; 3 – почти всегда; 4 – непрерывно.

     В опроснике рассматриваются: вегетативные признаки проявлений; внешние проявления агрессии; длительность агрессии; чувствительность к помощи взрослых; особенности отношения к собственной агрессии; недостаточность в проявлении гуманных чувств; реакция на новизну, ограничение; реактивность (чувствительность к агрессии других), чувствительность к присутствию других; физическая агрессия, направленная на предметы, на животных, на сверстников, на себя, на взрослого; вербальная агрессия; агрессия в виде угроз; другие проявления агрессии.

   Сложив  полученные балы, мы определим уровень  агрессивности у ребенка.

Уровень I – от 0 до 65 балов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладеет собственной агрессивностью.

Уровень II – от 65 до 130 балов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III – от 130 до 195 балов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень IV – от 195 до 260 балов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку. См. приложение стр. 5.

      Следует помнить, что, если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого. (39)

Графическая методика «Кактус».

     Методика  предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

     Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

     При проведении диагностики испытуемому  выдается лист бумаги форматом А4 и  простой карандаш.

     Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. (5) См. приложение стр. 9.

   Педагогу  группы и музыкальному руководителю детского сада был предложен тест «Уровень агрессивности ребенка». Педагогам  задается 20 вопросов, каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. (23) См. приложение стр. 11. 
 
 
 

Экспериментальная группа «Одуванчик».

     «Ребенок  глазами взрослого» (опросник).

      При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и трое с высоким. См. приложение стр. 12, таблица № 1.

     Графическая методика «Кактус».

      При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей  с низким уровнем агрессивности, двенадцать – со средним уровнем  и двое детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 13, таблица № 2.

     Тест  «Уровень агрессивности ребенка».

     При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе одиннадцать детей  с низким уровнем агрессивности, семь – со средним уровнем и  двое с высоким. См. приложение стр. 14, таблица № 3.

     Результаты тестирования констатирующего этапа в экспериментальной группе.

     При обобщении данных с трех методик  мы выяснили, что в группе три  ребенка с высоким уровнем  агрессивности,            десять  детей со средним уровнем агрессивности и семь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 15, таблица № 4.

Критериально-уровневая  шкала агрессивности.

Уровень Критерии 
Низкий  Редкая вербальная агрессия
Средний Говорит обидные  слова детям; возникает чувство  вины после агрессивных действий; толкается, когда обижают; стремится бросить мяч сильнее, чем этого требуют правила; замахивается, но не ударяет другого; пугает другого; толкает сверстника на глазах у всех.
Высокий Замечания в  словесной форме не тормозят проявления вербальной и физической агрессии; не возникает чувство вины после агрессивных действий; стремится делать на зло другим; яростно сопротивляется при попытке удержать его; первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка; бьет других детей если случайно толкнут; ломает постройку на глазах у всех; толкает других детей в состоянии раздражения; говорит обидные слова взрослым.
 

Вывод: благодаря нашему исследованию мы выявили, что в экспериментальной группе три ребенка с высоким уровнем агрессивности,            десять детей со средним уровнем агрессивности и семь детей с низким уровнем агрессивности.

Контрольная группа «Незабудка».

       «Ребенок глазами взрослого» (опросник).

      При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей  с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и трое с высоким. См. приложение стр. 16, таблица № 5.

     Графическая методика «Кактус».

      При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей  с низким уровнем агрессивности, десяять – со средним уровнем и четверо детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 17, таблица № 6.

     Тест  «Уровень агрессивности ребенка».

     При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, восемь – со средним уровнем и шесть с высоким. См. приложение стр. 18, таблица № 7.

     Результаты  тестирования констатирующего этапа в контрольной группе.

     При обобщении данных с трех методик  мы выяснили, что в группе четыре ребенка с высоким уровнем агрессивности,            восемь  детей со средним уровнем агрессивности и восемь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 19, таблица № 8.

Вывод: благодаря нашему исследованию мы выявили, что в контрольной группе 4 детей с высоким уровнем агрессивности, 8 детей со средним уровнем агрессивности и 8 детей с низким уровнем агрессивности.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Влияние  профилактических и коррекционных мероприятий на снижение агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

     Цель  формирующего эксперимента: разработать комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение агрессивного поведения детей среднего возраста.

     Цель  профилактического  комплекса мероприятий: предупредить проявления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста, научить взаимодействию в коллективе сверстников,  научить избавляться от негативных эмоций.

     Профилактическая  работа проводилась в следующих  направлениях:

  • расслабляющие упражнения и релаксация;
  • формирование чувства доверия к сверстникам и взрослым;
  • сплочение коллектива.

     Эту работу мы проводили в МДОУ ДС КВ № 367 с детьми средней группы «Одуванчик». Работа проводилась в первой половине дня со всеми детьми. 

     Перспективный план мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения детей среднего возраста. 

Февраль
Неделя Вид работы Название Цель
I неделя Расслабляющее упражнение Уходи злость (16) Помочь детям  снять мышечное и эмоциональное  напряжение.
II неделя Психо-гимнастическое упражнение Доброе

животное (36)

Способствовать  сплочению детского коллектива, научить  детей понимать чувства других, оказывать  поддержку и сопереживать.
III неделя Психо-гимнастическое упражнение Традиции (4) Сформировать  оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную  атмосферу.
IV неделя Расслабляющее упржнение Теплый, как

солнце, легкий, как дуновение ветерка. (16)

Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Март 
Неделя  Вид работы Название  Цель 
I неделя Подвижная игра Прогулка с  компасом (24). формирование  у детей чувства доверия к  окружающим.
II неделя Групповое развлечение Групповое пускание мыльных пузырей. (4) Установление  положительного эмоционального настроя  в группе.
III неделя Психо-гимнастическое упражнение. Ноги топают. (16) Помочь детям  выплеснуть накопившуюся негативную энергию.
IV неделя Расслабляющее упражнение Маленькие птички. (10) Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Апрель
Неделя  Вид работы Название  Цель 
I неделя Психо-гимнастическое упражнение Встреча в кругу (16) Установление  положительного эмоционального настроя  в группе.
II неделя Игра-соревнование Кто быстрее добежит. (4) Помочь детям  выплеснуть накопившуюся негативную энергию  и зарядиться положительными эмоциями.
III неделя Расслабляющее упражнение Снежная баба (10) Помочь детям  снять мышечное и эмоциональное  напряжение.
IV неделя Психо-гимнастическое упражнение Общий круг (24) Установление  положительного эмоционального настроя  в группе.
II неделя Игра  Обзывалки (36) Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
III неделя Релаксация  Полет (18) Помочь детям  снять мышечное и эмоциональное напряжение.
IV неделя Психо-гимнастическое упражнение Рубка дров (16) Помочь детям  переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать  свою накопившуюся агрессивную энергию  и «истратить» её во время игры.

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста