Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Введение

       Многим детям свойственна агрессивность.  Повышенная агрессивность детей  является одной из наиболее  частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов,  но и родителей. Те или иные  формы агрессии характерны для  большинства дошкольников.  Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослому кажутся мелкими и незначительными оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы.

       Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

     В наше непростое время родители не имеют возможности в полной мере заниматься воспитанием детей, оставляя это пространство дошкольным учреждениям  и телевидению. Воспитание через телевиденье приводит к нежелательному эффекту. А в детских садах воспитатели не могут закрыть эти пробелы, так как отсутствуют методические рекомендации и программное обеспечение для работы с эмоционально-неблагополучными  и агрессивными детьми. С раннего возраста дети требуют к себе индивидуального подхода, особенно с нестабильной ранимой психикой. Исходя из этого нами был выбран средний дошкольный возраст детей, когда дошкольники уже осознанно совершают те или иные поступки; не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с агрессивными детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие черты.

      Поэтому тема нашего исследования «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста» является своевременной и актуальной.

      Последние годы интерес к проблеме детской  агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности  обсуждается очень широко. Создано  большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Беррон и Д. Ричардсон, 1997).

      Все многообразие западных концепций можно  условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых  агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (З. Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность, как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басе, Берковиц и др.).

      Однако  отечественные исследователи в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.).

      Настоящее исследование основано на идущем от работы Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение «социальной ситуации развития», деятельности ребенка способствует лучшему пониманию трудностей в поведении, в частности – агрессивных проявлений у ребенка (С.Л. Выготский, Собр. соч. том 5, 1983).

      Известно, что в трудной ситуации человек  действует типичным для него способом, который закладывается в детстве (Данилова Е.Е. М., 1987). Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом приводят к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности.

      Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и  для организации необходимой психологической помощи.

      Умение  налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе – важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности – для детей  с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию, путем формирования у них позитивных установок в общении.

      В психолого-педагогической литературе неоспорим тот факт, что профилактику и коррекцию агрессивного поведения  необходимо проводить со среднего дошкольного возраста. Противоречие заключается в недостаточной разработанности конкретный программ, направленных на профилактику и коррекцию агрессивного поведения с ученом специфики среднего дошкольного возраста.

      Проблема  заключается в необходимости  развития адекватных задач методов диагностики, коррекции и профилактики детской агрессивности, пригодных для применения педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемой также является и задача разработки коррекционно-профилактических методов воспитания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а также – преодолеть и предупредить асоциальные тенденции в поведении детей.

      Цель  данного исследования: изучение специфики и причин агрессивного поведения, возможностей и путей его коррекции и профилактики у детей среднего дошкольного возраста.

      Объект  исследования: проявления агрессивности в поведении дошкольников.

      Предмет исследования: пути коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

      Гипотеза  исследования. Мы предположили, что:

  • систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей среднего дошкольного возраста;
  • коррекция и профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а так же на сотрудничество и взаимодействие с окружающими;
  • основными средствами профилактических и коррекционных мероприятий выступают: психогимнастические упражнения, релаксация, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

    Задачи  исследования:

    1. провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей;
    2. выявить и проанализировать причины и особенности проявления агрессивности в поведении у детей среднего дошкольного возраста;
    3. разработать комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста;
    4. исследовать эффективность коррекционно-профилактической работы.
 

Этапы исследования:

  1. Сентябрь – декабрь – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что позволило выделить исходные позиции работы и выявить гипотезу.
  2. Январь – организация и проведение констатирующего эксперимента.
  3. Февраль – апрель – изучение эффективности использования комплекса специально подобранный игр и упражнений, направленный на профилактику и коррекцию агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
  4. Май – обработка результатов эксперимента и оформление работы.

    Для решения поставленный задач нами использовался комплекс методов:

    • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    • тестирование;
    • анализ продуктов детской деятельности;
    • изучение опыта работы.

   Практическая  значимость работы заключается в том, что разработанные  профилактический и коррекционный комплексы в последствии могут быть использованы в ДОУ для работы с эмоционально неблагополучными детьми.

   Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

   Исследовательская  база: МДОУ ДС КВ II категории № 367                      г. Челябинска. Экспериментальная средняя группа «Одуванчик», контрольная средняя группа «Незабудка».  
 
 
 
 
 

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Агрессивность  как предмет психологического  исследования

       Эмоции  - особые психические состояния, связанные с врождёнными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя её. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворении, неудовольствия, огорчения страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством  общения.

       Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека «открыть» их для себя.

       Изменения в эмоциональной сфере  связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы личности, самосознания. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слёзы, можно заметить у ребёнка в 3 – 4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

       Подчеркнём, что дошкольники с  трудом сдерживают эмоции, связанные  с органическими потребностями.  Голод и жажда заставляют их  действовать импульсивно.

       В дошкольном возрасте развитие  общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевые игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

       Источником гуманных чувств выступают  взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства,  проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь взрослый заложил  мощный фундамент для становления  нравственных чувств.

       Дошкольники средней группы дают уже обобщённую оценку поступкам. В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребёнка и включаются в переживания ими отношений к определённым поступкам или действиям.

       Существует такое понятие, как  эмоциональное неблагополучие детей.  Это отрицательное самочувствие  ребёнка. Оно вызывается многими  причинами. Главной выступает  неудовлетворённость ребёнка общением  со взрослыми, родителями и  сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формирования у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность ребёнка, чувство незащищённости, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношение взрослого.

       Такое отношение взрослого провоцирует  у ребёнка упрямство, нежелание  подчиняться требованиям родителей,  то есть является серьёзным  «психологическим» барьером между  взрослым и ребенком.

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста