Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

      Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к неуравновешенности детей, лёгкой возбудимости. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, грубости, драках. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и прочее.

       Одной  из форм выражения отрицательных эмоций является агрессия. 

       Существует много определений  агрессии. В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (41). 

     В психологическом словаре приведено  следующее определение данного термина: «Агрессия  - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.)»

       Агрессия – есть активная форма выражения эмоций гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека (10).

       Агрессия (от лат. aggression – нападение) – это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному (3).

       Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

       Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности в агрессии.

      Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или другому лицу. (Романов)

      Агрессивностьэто любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (39)

      Агрессивностьэто физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действе» включается также речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или самолюбию). (39)

       Таким образом если агрессия  – это действие, то агрессивность  – готовность к совершению  таких действий (24).

       По мнению К. Лоренца (1963), агрессия  человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически; при этом её смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности. Если  эти условия не позволяют агрессивной  энергии реализоваться, то она подавляется, пока не появиться более или менее подходящий повод для её проявления. Кроме того, у человека врождённых механизмов торможения агрессии – торможение обеспечивается лишь культурными нормами.

       В теории А. Бандуры (1973) агрессия  трактуется как результат научения  в ходе наблюдения за агрессивным поведением окружающих людей.

       Г. Корнадт (1974) отмечает, что агрессия  связана с гневом, вызванным препятствием  на пути к достижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии – с  ожиданием негативных последствий её проявления. Он считает, что процесс социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых в обществе, в котором живёт индивид.    

       Вообще термин «агрессия» имеет  широкое распространение для  обозначения насильственных захватнический  действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до бандитизма и убийств. Нередка встречаются такие формы насильственного поведения, как «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются.

      Враждебность включает в себя гнев, отвращение и презрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия – следующее из него поведение. (39)

      Жестокость – свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их причинению), и как осознанные (неосознанные) действия или бездействия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоутверждения. (Романов)

      Насилие – принуждение, которое осуществляют субъект, группа для достижения поставленных целей. (39)

      Притеснение – поведенческий акт, содержащий угрозу другому человеку. (39)

      Из  всех этих высказываний, авторами которых  являются психологи С.Н. Ениколопов, Р. Берон, Д. Ричардсон, В.В. Гульдан и  др., можно сделать вывод, что агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но не надо забывать, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования напряжения (недовольства, усталости и пр.). (39)

       Э. Фромм определяет агрессию более широко: как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное поведение человека является прежде всего реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Кроме того агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышение собственного статуса за счёт самоутверждения. Это общий подход к пониманию агрессии, однако, для более объективного проблемы данное явление нужно рассмотреть подробно. 

       Агрессия может быть рассмотрена  в виде дихотомий (дихотомия – последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д.), имеющих различные основания: физическая – вербальная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная.

       Важным вариантом дихотомий является выделение агрессии инструментальной и враждебной. Инструментальная агрессия – агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо другой цели или реализации различных желаний и потребностей личности. Враждебная агрессия – агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

      Зильмаи заменил понятия «враждебная  агрессия» и «инструментальная  агрессия» на понятия «агрессия,  обусловленная раздражителем» и  «агрессия, обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, включает в себя действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления её травмирующего влияния (например, сильный голод), а агрессия, обусловленная побуждением, - действия, предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.

       Л. Берковиц от постулирования  обязательной связи агрессии  с фрустрацией и ввёл две  промежуточные переменные. Так, в  качестве звеньев, связывающих  фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение цели блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит от ситуации, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации (3)

       При угрозе жизни можно спровоцировать  неадекватно жестокое поведение  даже у взрослого человека, но  оно значительно отличается от  деструктивного. Без определённой  доли оборонительной агрессии  человек не защитит себя от  нападения; не преодолеет преграды, которые мешают достижению социально значимой цели; не выполнит действия по сохранению здоровья.

       Такие проявления Э. Фромм назвал  «доброкачественной агрессивностью», она заложена в филогенезе, имеет взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, проявляется в спортивных и сюжетно-ролевых играх, способствует обретению ловкости, быстроты адекватной реакции на неожиданную ситуацию. В этом случае агрессивность не достигает разрушительной цели, не определяется отрицательными мотивациями. «Злокачественная агрессивность» является порождением онтогенеза, следствием условий воспитания и, следовательно, может быть педагогически управляемой (12).

       Существуют разнообразные виды  агрессии.

       Вербальная агрессиявыражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).

       Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.

       Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

       Косвенная агрессия – действия, которые окольными путями направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.).

       Инструментальная агрессия – являющаяся средством достижения какой-либо цели.

       Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

       Аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства (33).

       Э.Фромм также использует такие термины, как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «оборонительная агрессия».

       «Псевдоагрессия» - те действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.

       «Игровая агрессия» - не несёт  разрушительной цели и отрицательных  мотиваций (гнев). Например, стрельба из лука, фехтование являются формами проявления игровой агрессии.

       «Агрессия как самоутверждение»  и «оборонительная агрессия»  тесно связаны с «псевдоагрессией». 

       Агрессивное поведение – враждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть:

  • непосредственным, прямым, т. е. направленным против объекта, который является источником фрустрации;
  • смещённым, когда индивид, испытывающий фрустрацию, не может направить своё агрессивное поведение непосредственно против источника фрустрации и ищет «козла отпущения» (32).

       Агрессивность, как деструктивное поведение выражается в следующем:

  • экспрессивное внешнее недовольство объектом;
  • неадекватное протестующее действие, враждебное отношение к другим;
  • желание «взять своё» любой ценой, конфликтность, грубость;
  • жёсткие и резкие реакции на чьи-либо действия;
  • излишняя негативная активность, несдержанность, неумение контролировать себя, открытое выступление против всех;
  • драчливость, озлобленность, склонность к насильственным действиям. (26)

Вывод: в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (39)

Под агрессивным поведениемвраждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста