Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к неуравновешенности детей, лёгкой возбудимости. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, грубости, драках. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и прочее.
Одной из форм выражения отрицательных эмоций является агрессия.
Существует много определений агрессии. В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (41).
В психологическом словаре
Агрессия – есть активная форма выражения эмоций гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека (10).
Агрессия (от лат. aggression – нападение) – это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному (3).
Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности в агрессии.
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или другому лицу. (Романов)
Агрессивность – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (39)
Агрессивность – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действе» включается также речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или самолюбию). (39)
Таким образом если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий (24).
По мнению К. Лоренца (1963), агрессия человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически; при этом её смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности. Если эти условия не позволяют агрессивной энергии реализоваться, то она подавляется, пока не появиться более или менее подходящий повод для её проявления. Кроме того, у человека врождённых механизмов торможения агрессии – торможение обеспечивается лишь культурными нормами.
В теории А. Бандуры (1973) агрессия
трактуется как результат
Г. Корнадт (1974) отмечает, что агрессия
связана с гневом, вызванным препятствием
на пути к достижению цели,
угрозой или причинением боли,
а торможение агрессии – с
ожиданием негативных
Вообще термин «агрессия»
Враждебность включает в себя гнев, отвращение и презрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия – следующее из него поведение. (39)
Жестокость – свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их причинению), и как осознанные (неосознанные) действия или бездействия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоутверждения. (Романов)
Насилие – принуждение, которое осуществляют субъект, группа для достижения поставленных целей. (39)
Притеснение – поведенческий акт, содержащий угрозу другому человеку. (39)
Из всех этих высказываний, авторами которых являются психологи С.Н. Ениколопов, Р. Берон, Д. Ричардсон, В.В. Гульдан и др., можно сделать вывод, что агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но не надо забывать, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования напряжения (недовольства, усталости и пр.). (39)
Э. Фромм определяет агрессию более широко: как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное поведение человека является прежде всего реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Кроме того агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышение собственного статуса за счёт самоутверждения. Это общий подход к пониманию агрессии, однако, для более объективного проблемы данное явление нужно рассмотреть подробно.
Агрессия может быть
Важным вариантом дихотомий является выделение агрессии инструментальной и враждебной. Инструментальная агрессия – агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо другой цели или реализации различных желаний и потребностей личности. Враждебная агрессия – агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.
Зильмаи заменил понятия «
Л. Берковиц от постулирования обязательной связи агрессии с фрустрацией и ввёл две промежуточные переменные. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение цели блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит от ситуации, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации (3)
При угрозе жизни можно
Такие проявления Э. Фромм
Существуют разнообразные виды агрессии.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.
Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.
Косвенная агрессия – действия, которые окольными путями направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.).
Инструментальная агрессия – являющаяся средством достижения какой-либо цели.
Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства (33).
Э.Фромм также использует такие термины, как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «оборонительная агрессия».
«Псевдоагрессия» - те действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.
«Игровая агрессия» - не несёт
разрушительной цели и
«Агрессия как самоутверждение»
Агрессивное поведение – враждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть:
Агрессивность, как деструктивное поведение выражается в следующем:
Вывод: в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (39)
Под агрессивным
поведением – враждебные действия,
целью которых является нанесение страданий,
ущерба другим; одна из реакций живого
существа на фрустрацию потребностей
и конфликт.
Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста