Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

1.2 Причины  агрессивного поведения детей  среднего дошкольного возраста 

       На становление агрессивного  поведения ребёнка оказывают  влияние многие факторы, проявлению  агрессивных качеств могут способствовать  некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

       Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают  зависимость между негативными  взаимоотношениями в системе  «родители – ребёнок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребёнка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность  к собственным родителям.

       Так же причинами агрессивного  поведения являются:

  • негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие);
  • терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и  вспыльчивость).

       Существует ряд особенностей  семейных отношений и воспитания, которые способствуют проявлению  агрессивных качеств ребёнка:

  • недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
  • незаинтересованность детьми, безразличие к ним;
  • явное отвержение ребёнка, проявляющееся в невнимании, жестокость, избегание контактов родителей с ребёнком;
  • отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
  • непоследовательность в применении наказаний;
  • использование строгих, в том числе физических наказаний (36).

       Также среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяют  следующее:

    1. привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
    2. ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство ( замети, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: « Ха –ха – ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик.»);
    3. защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии):
    4. стремление быть главным (например, после  неудачной попытке занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за  волосы и пытается стукнуть головой о стену);
    5. стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками). (4)

       Пренебрежительное, попустительское  отношение взрослых к агрессивным  вспышкам ребёнка приводит  к  формированию у него агрессивных  черт личности.

       Агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых, включая самые необычные: избиение куклы, выкалывание у неё глаз, выдёргивание волос. К сожалению, практике известны и другие проявления: дошкольник, впадая в ярость и озлобленность, с жестокостью бьёт братика или сестрёнку ногами, сыплет песком в глаза своему товарищу, избивая его по голове совком или другим предметом. В ответ на замечания воспитательницы ребёнок проявляет такую же агрессию по отношению к ней. И это только единичные примеры. Их можно приводить до бесконечности, причём по отношению не только к людям, но и к животным.

       Такому подражанию в первую  очередь способствуют средства массовой информации, транслирующие, как нам кажется, очень много фильмов – и тем более мультфильмов – агрессивной тематики. Дети, посмотревшие эти фильмы и мультфильмы, в которых леди и джентльмены машут руками и ногами, разбивая в кровь друг другу лицо, стреляют изо всех видов оружия (при этом они изображаются истинными героями), ведут себя так же агрессивно, подражая им. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днём раздражительны и агрессивны. Часто у детей со слабой психикой случаются нервные срывы. В детском саду они днём почти никогда не спят, нарушают дисциплину. Особенно тревожно видеть девочек, которые, прячась за верандой детской площадки, показывают подружкам новые «приёмы», размахивая ногами и руками и нанося страшные удары (3).

       У дошкольников среднего возраста  большая потребность в движениях.  Быстрый физический рост и  расширение репертуара движений  приводят к тому, что ребёнок  становится очень активным, любит  подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребёнка приходиться слышать: «Он став неуправляемым! Его не остановить! Кажется, что он готов «стоять на ушах» двадцать четыре часа в сутки!»

       Родителям и воспитателю приходиться  насильно ограничивать двигательную  активность ребёнка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часть выражается в конфликтности ребёнка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.

       Ещё одна яркая потребность,  заявляющая о себе в среднем дошкольном возрасте, - потребность общения со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:

    • желание вступить в контакт;
    • умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);
    • знание норм и правил общения.

       Если эта способность не сформирована, если ребёнок не обучен адекватным  средствам общения, а желание  занимать в группе сверстников  лидерские позиции в этом возрасте  велико, то он часто кулаками  стремится приобрести популярность  в своей группе. Важно определить причину агрессивности ребёнка, (а здесь причина – желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его  другим способом завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.

       Кроме того, причиной гнева могут быть определённые эмоциональные состояния. Замечено, например, что в депрессии  печаль часто соседствует в гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызывать гнев и агрессию.

       Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева.

       Препятствие в достижении цели  также могут являться причиной  гнева (10).

       Характерная для детей среднего  дошкольного возраста враждебность  ко взрослому является закономерной  реакцией детей на кризис, переживаемый ребёнком; это симптом неблагополучной социальной ситуации развития ребёнка и предпосылка возникновения отклонений в формировании его личности.

       Агрессия у детей 4 – 5  летнего  возраста свидетельствует о перенапряжении  адаптационных механизмов в связи с трудностями, которые испытывает ребенок в отношениях со взрослым. Нарушение эмоционального благополучия ребёнка находит своё выражение в значительном усилении враждебности ко взрослому на фоне общевозрастных показателей, в тревоге, связанной с принятием себя окружающими людьми,  в депрессивности, в эмоциональной напряженности и нарастании невротической симптоматики у агрессивных дошкольников. (12)

Вывод: таким образом  причинами агрессивного поведения являются многие факторы, как социальные, так и заболевания головного мозга, а так же некоторые соматические заболевания. Среди причин, провоцирующих агрессивность у детей, выделяют эмоциональное неблагополучие в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в различного рода вербальных оскорблениях, косвенной или прямой физической агрессии.

       Проявление агрессивного поведения детей среднего возраста.

        Нарушение взаимодействия агрессивных дошкольников со взрослым сопровождаются трудностями усвоения ими социальных норм и формирования произвольной регуляции поведения, что, в свою очередь, повышает риск дальнейшей дезадаптации детей на следующем этапе развития – в младшем школьном возрасте.

       В  целом агрессивное поведение  может проявляться в мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражение гнева, агрессии). Рассмотрим их поподробнее. Мимическое выражение агрессии включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей: брови опущены и сведены, кожа лба стянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Глаза сужаются и приобретают угловатую заострённую форму. Взгляд фиксирован на источнике раздражения. Часто старшие дошкольники стискивают зубы и сжимают плотно губы.

     На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты действия.

     Поза. Общее напряжение тела как  бы демонстрирует готовность  к нападению. Мышцы спины и  шеи напрягаются, голова немного  опущена (взгляд «исподлобья»), плечи  тоже напряжены и слегка приподняты, руки сжимаются в кулаки, ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях, туловище слегка наклонено вперёд или направлено в сторону раздражителя.

       Жесты. Сжимание, разжимание кулаков,  держание в руках различных  предметов и манипулирование  ими, как бы подготовка к удару, угрожающие движения руками (размахивание, показывание фиг, кулаков и др.).

       Вербальное выражение агрессии  – это ссоры, визг, крик, угрозы, ругань.

       Агрессивное поведение в старшем  дошкольном возрасте принимает  разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада. Остановимся на их характеристике.

       Вербальная агрессия, за которой  часто стоит неудовлетворённая   потребность почувствовать себя  сильным или отыграться за  собственные обиды.

  1. Косвенная вербальная агрессия направленная на обвинение или угрозы сверстнику. В среднем дошкольном возрасте проявляются они в различных высказываниях:
    • в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.);
    • демонстративного крика, направленного на устрашение сверстника («Уходи, надоел», «не мешай»);
    • агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и   будешь там сидеть один»).
  1. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы вербальной агрессии:
    • дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»);
    • оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Дебил»).

       Физическая агрессия (нападение)  – использование физической силы  против другого человека или  объекта. Физическая агрессия выражается в драках, в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

   1.  Косвенная физическая агрессия  направлена на принесение какого-либо 

        материальный ущерб другому через  непосредственные физические

        действия. В старшем дошкольном  возрасте это могут быть:

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста