Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.
План коррекционных мероприятий был составлен и реализован совместно с психологом II категории – Захарцевой Натальей Анатольевной.
Цель коррекционных мероприятий: снизить агрессивное поведение у детей с высоким уровнем агрессии.
Направления: работа с гневом, формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения, работа с родителями.
Формы работы: игры, сюжетно-ролевые игры, занятия, работа с гневом, консультации для родителей, информация (в родительском уголке) в помощь родителям для взаимодействия со своими детьми.
Перспективный план коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения у детей среднего возраста.
Февраль | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Консультация для родителей | Кто такой агрессивный ребенок и как с ним взаимодействовать | Дать родителям информацию о типах поведения агрессивного ребенка и познакомить с путями взаимодействия с детьми. |
Занятие | Эмоциональный словарь (24) | Развитие эмоциональной сферы ребёнка. | |
II неделя | Работа с гневом | Разорвать в клочья несколько листов бумаги (4) | Помочь ребенку выплеснуть негативную энергию. |
Игра-упражнение | Цветик-семицветик (24) | Игра помогает детям оценить своё состояние, проанализировать поведение. | |
III неделя | Игра-упражнение | Мой хороший попугай (24) | Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе. |
Подвижная игра | Сороконожка (24) | Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. | |
IV неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Громко спеть любимую песню (4) | Помочь ребенку выплеснуть накопившуюся негативную энергию без вреда для других. |
Подвижная игра | Липучка (24) | Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы. |
Март | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Волшебный шарик (24) | Снятие эмоционального напряжения. |
Ты диктуй, а я буду записывать, что случилось (39) | Показать ребенку-агрессору особенности агрессивного и вспыльчивого поведения, стимулировать к выражению негативных эмоциональных состояний словами. | ||
II неделя | Игра-упражнение | Попроси игрушку (вербальная) (24) | Обучение детей эффективным способам общения. |
Психо-гимнастическое упражнение | Попросить ребенка нарисовать то, что его так расстроило, а затем порвать рисунок. (4) | Помочь ребенку выплеснуть гнев в адекватной форме. | |
III неделя | Игра-упражнение | Эмоции героев (24) | Игра способствует формированию эмпатии, умение оценить ситуацию и поведение окружающих. |
Игра-упражнение | Попроси игрушку (невербальная) (24) | Обучение детей эффективным способам общения. | |
IV неделя | Игра-упражнение | Серебряное копытце (4) | Игра способствует снятию излишнего мышечного напряжения и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей. |
Подвижная игра | Тух-тиби-дух (16) | Снятие негативных настроений и восстановление сил. |
Апрель | |||
Неделя | Вид работы | Название | Цель |
I неделя | Психо-гимнастическое упражнение | Метание по мишеням (4) | Помочь ребенку в адекватной форме выплеснуть накопившийся гнев. |
Стратегия на переключение состояния. (39) | Стимулировать положительные эмоции у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное. | ||
II неделя | Игра-упражнение | Жужа (36) | Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. |
Психо-гимнастическое упражнение | Пожелания (4) | Формирование доброжелательного отношения к окружающим. | |
III неделя | Игра-упражнение | Радио (24) | Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. |
Психо-гимнастическое упражнение | Бой с боксерской грушей. (4) | Помочь ребенку выплеснуть негативные эмоции на боксерскую грушу. | |
IV неделя | Сюжетно-ролевая игра | Два друга поссорились (39) | Сформировать навыки общения со сверстниками. |
Игра-упражнение | Цветик-семицветик (24) | Игра помогает детям оценить своё состояние, проанализировать поведение. |
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Цель контрольно-диагностического этапа – проверить эффективность комплексов профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессивного поведения.
Нами были использованы те же самые методики, что и на этапе констатирующего эксперимента:
Экспериментальная группа «Одуванчик».
«Ребенок глазами взрослого» (опросник).
При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе восемь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и двое с высоким. См. приложение стр. 20, таблица № 9.
Графическая методика «Кактус».
При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе десять детей с низким уровнем агрессивности, девять – со средним уровнем и один с высоким уровнем. См. приложение стр. 21, таблица № 10.
Тест «Уровень агрессивности ребенка».
При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе тринадцать детей с низким уровнем агрессивности, пять – со средним уровнем и двое с высоким. См. приложение стр. 22, таблица № 11.
Результаты тестирования контрольного этапа в экспериментальной группе.
При обобщении данных с трех методик мы выяснили, что в группе два ребенка с высоким уровнем агрессивности, семь детей со средним уровнем агрессивности и одиннадцать детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 23, таблица № 12.
Графическая методика «Кактус».
Вывод: мы выяснили, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем агрессивности осталось двое детей из трех, со средним уровнем агрессивности стало семь детей, а с низким уровнем – одиннадцать детей.
Дети
с высоким уровнем
Дети
со средним уровнем агрессии перестали
толкать сверстников в
Контрольная группа «Незабудка».
«Ребенок глазами взрослого» (опросник).
При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и трое с высоким. См. приложение стр. 24, таблица № 13.
Графическая методика «Кактус».
При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и четверо детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 25, таблица № 14.
Тест «Уровень агрессивности ребенка».
При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе шесть детей с низким уровнем агрессивности, восемь – со средним уровнем и шесть с высоким. См. приложение стр. 26, таблица № 15.
Результаты тестирования контрольного этапа в контрольной группе.
При обобщении данных с трех методик мы выяснили, что в группе четыре ребенка с высоким уровнем агрессивности, восемь детей со средним уровнем агрессивности и восемь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 27, таблица № 16.
Вывод: благодаря контрольному эксперименту мы выявили, что в контрольной группе 4 детей с высоким уровнем агрессивности, 8 детей со средним уровнем агрессивности и 8 детей с низким уровнем агрессивности; т. е. изменений не произошло.
Вывод по II главе. Нами были выбраны три методики определения уровня агрессивности у детей среднего дошкольного возраста: опросник «Ребенок глазами взрослого», графическая методика «Кактус» и тест «Уровень агрессивности ребенка». Благодаря им детей из контрольной и экспериментальной групп разделили на три уровня агрессивности – высокий, средний и низкий.
Затем
мы составили профилактический и
коррекционный комплексы
При изучении результатов контрольного этапа мы выяснили, что в экспериментальной группе количество детей с низким и средним уровнем возросло, а с высоким – снизилось. А в контрольной группе изменений не произошло.
Заключение.
Таким образом в психологии нет единого определения понятию агрессивное поведение. Поэтому в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (15)
Под агрессивным поведением – враждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт.
Причинами агрессивного
В целом агрессивное поведение может проявляться в мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева, агрессии; так же выражается в позах, жестах.
Основными направлениями в
Средствами реализации данных направлений являются следующие методы: игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); свободное и тематическое рисование; метафорические этюды-релаксации; беседы, обсуждение рассказов и игр; танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнение на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.
Мы предположили, что:
Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста