Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)
 

      План  коррекционных мероприятий был  составлен и реализован  совместно  с психологом II категории  – Захарцевой Натальей Анатольевной.

      Цель  коррекционных мероприятий: снизить агрессивное поведение у детей с высоким уровнем агрессии.

      Направления: работа с гневом, формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения, работа с родителями.

      Формы работы: игры, сюжетно-ролевые игры, занятия, работа с гневом, консультации для родителей, информация (в родительском уголке) в помощь родителям для взаимодействия со своими детьми.

     Перспективный план коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения  у детей среднего возраста.

Февраль
Неделя Вид работы Название  Цель 
I неделя Консультация  для родителей  Кто такой агрессивный ребенок и как с ним взаимодействовать Дать родителям  информацию о типах поведения  агрессивного ребенка и познакомить  с путями взаимодействия с детьми.
Занятие Эмоциональный словарь (24) Развитие  эмоциональной  сферы ребёнка.
II неделя Работа с  гневом Разорвать в  клочья несколько листов бумаги (4) Помочь ребенку  выплеснуть негативную энергию.
Игра-упражнение Цветик-семицветик (24) Игра помогает детям оценить своё состояние, проанализировать поведение.
III неделя Игра-упражнение Мой хороший  попугай (24) Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Подвижная игра Сороконожка (24) Научить детей  взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
IV неделя Психо-гимнастическое упражнение Громко спеть любимую песню (4) Помочь ребенку  выплеснуть накопившуюся негативную энергию  без вреда для других.
Подвижная игра Липучка (24) Игра способствует развитию умения взаимодействовать  со сверстниками, снятию мышечного  напряжения, сплочению детской группы.
 
 
 
Март 
Неделя Вид работы Название  Цель 
I неделя Психо-гимнастическое упражнение Волшебный шарик (24) Снятие эмоционального напряжения.
  Ты диктуй, а  я буду записывать, что случилось (39) Показать ребенку-агрессору  особенности агрессивного и вспыльчивого поведения, стимулировать к выражению негативных эмоциональных состояний словами.
II неделя Игра-упражнение Попроси игрушку (вербальная) (24) Обучение детей  эффективным способам общения.
Психо-гимнастическое упражнение Попросить ребенка  нарисовать то, что его так расстроило, а затем порвать рисунок. (4) Помочь ребенку  выплеснуть гнев в адекватной форме.
III неделя Игра-упражнение Эмоции героев (24) Игра способствует формированию эмпатии, умение оценить  ситуацию и поведение окружающих.
Игра-упражнение Попроси игрушку (невербальная) (24) Обучение детей  эффективным способам общения.
IV неделя Игра-упражнение Серебряное  копытце (4) Игра способствует снятию излишнего мышечного напряжения и возникновению доверия к  окружающим, сплочению детей.
Подвижная игра Тух-тиби-дух (16) Снятие негативных настроений и восстановление сил.
 
Апрель 
Неделя Вид работы Название  Цель 
I неделя Психо-гимнастическое упражнение Метание по мишеням (4) Помочь ребенку  в адекватной форме выплеснуть накопившийся гнев.
  Стратегия на переключение состояния. (39) Стимулировать положительные эмоции у агрессивных  детей с целью переключения с  агрессивного состояния на иное.
II неделя Игра-упражнение  Жужа (36) Научить агрессивных  детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
Психо-гимнастическое упражнение Пожелания (4) Формирование  доброжелательного отношения к  окружающим.
III неделя Игра-упражнение Радио (24) Формирование  способности видеть сверстника, обращать на  него внимание и уподобляться ему.
Психо-гимнастическое упражнение Бой с боксерской грушей. (4) Помочь ребенку  выплеснуть негативные эмоции на боксерскую грушу.
IV неделя Сюжетно-ролевая игра Два друга поссорились (39) Сформировать  навыки общения со сверстниками.
Игра-упражнение Цветик-семицветик (24) Игра помогает детям оценить своё состояние, проанализировать поведение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

     Цель  контрольно-диагностического этапа – проверить эффективность комплексов профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессивного поведения. 

     Нами  были использованы те же самые методики, что и на этапе констатирующего  эксперимента:

  1. Ребенок глазами взрослого (опросник). (39)
  2. Графическая методика «Кактус». (5)
  3. Тест «Уровень агрессивности ребенка». (23)

Экспериментальная группа «Одуванчик».

       «Ребенок глазами взрослого» (опросник).

      При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе восемь детей с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и двое с высоким. См. приложение стр. 20, таблица № 9.

     Графическая методика «Кактус».

      При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе десять детей  с низким уровнем агрессивности, девять – со средним уровнем и один с высоким уровнем. См. приложение стр. 21, таблица № 10.

     Тест  «Уровень агрессивности ребенка».

     При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе тринадцать детей  с низким уровнем агрессивности, пять – со средним уровнем и  двое с высоким. См. приложение стр. 22, таблица № 11.

     Результаты  тестирования контрольного этапа в экспериментальной группе.

При обобщении  данных с трех методик мы выяснили, что в группе два ребенка с высоким уровнем агрессивности,            семь  детей со средним уровнем агрессивности и одиннадцать детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 23, таблица № 12.

Графическая методика «Кактус».

Вывод: мы выяснили, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем агрессивности осталось двое детей из трех, со средним уровнем агрессивности стало семь детей, а с низким уровнем – одиннадцать детей.

      Дети  с высоким уровнем агрессивности  перестали говорить обидные слова  взрослым, толкать других детей в  состоянии раздражения, стали реагировать на замечания в словесной форме, бить других детей, если случайно толкнут.

      Дети  со средним уровнем агрессии перестали  толкать сверстников в состоянии  раздражения, стали меньше говорить обидных слов друг другу.

Контрольная группа «Незабудка».

       «Ребенок глазами взрослого» (опросник).

      При обработке данных этих опросников мы выяснили, что в группе семь детей  с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и  трое с высоким. См. приложение стр. 24, таблица № 13.

     Графическая методика «Кактус».

      При обработке данных этой методики мы выяснили, что в группе шесть детей  с низким уровнем агрессивности, десять – со средним уровнем и  четверо детей с высоким уровнем. См. приложение стр. 25, таблица № 14.

     Тест  «Уровень агрессивности ребенка».

     При обработке данных этих тестов мы выяснили, что в группе шесть  детей с  низким уровнем агрессивности, восемь – со средним уровнем и  шесть  с высоким. См. приложение стр. 26, таблица № 15.

     Результаты тестирования контрольного этапа в контрольной группе.

     При обобщении данных с трех методик  мы выяснили, что в группе четыре ребенка с высоким уровнем  агрессивности,            восемь  детей со средним уровнем агрессивности и восемь детей с низким уровнем агрессивности. См. приложение стр. 27, таблица № 16.

     Вывод: благодаря контрольному эксперименту мы выявили, что в контрольной группе 4 детей с высоким уровнем агрессивности, 8 детей со средним уровнем агрессивности и 8 детей с низким уровнем агрессивности; т. е. изменений не произошло.

     Вывод по II главе. Нами были выбраны три методики определения уровня агрессивности у детей среднего дошкольного возраста: опросник «Ребенок глазами взрослого», графическая методика «Кактус» и тест «Уровень агрессивности ребенка». Благодаря им детей из контрольной и экспериментальной групп разделили на три уровня агрессивности – высокий, средний и низкий.

     Затем мы составили профилактический и  коррекционный комплексы методов, которые были апробированы на экспериментальной группе среднего дошкольного возраста «Одуванчик».

     При изучении результатов контрольного этапа мы выяснили, что в экспериментальной  группе количество детей с низким и средним уровнем возросло, а  с высоким – снизилось. А в  контрольной группе изменений не произошло.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Таким образом в психологии нет единого определения понятию агрессивное поведение. Поэтому в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (15)

Под агрессивным поведениемвраждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт.

       Причинами агрессивного поведения  являются многие факторы, как социальные, так и заболевания головного мозга, а так же некоторые соматические заболевания. Среди причин, провоцирующих агрессивность у детей, выделяют эмоциональное неблагополучие в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в различного рода вербальных оскорблениях, косвенной или прямой физической агрессии.

      В  целом агрессивное поведение  может проявляться в мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении  гнева, агрессии; так же выражается в позах, жестах.

       Основными направлениями в снижении  агрессивного поведения  является  развитие мотивационной привязанности,  отработка навыков общения, формирование  позитивных качеств личности, работа  с семьёй, работа с гневом, игры и упражнения, релаксация, детский рисунок и тесты.

      Средствами  реализации данных направлений являются следующие методы: игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); свободное и тематическое рисование; метафорические этюды-релаксации; беседы, обсуждение рассказов и игр; танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнение на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.

Мы предположили, что:

  • систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей среднего дошкольного возраста;
  • коррекция и профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а так же на сотрудничество и взаимодействие с окружающими;
  • основными средствами профилактических и коррекционных мероприятий выступают: психогимнастические упражнения, релаксация, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста