Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.
Поскольку чувство гнева чаще
всего возникает в результате
ограничения свободы, то в
Например, в ситуации, когда ребёнок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Если ребёнок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, такая работа должна проводиться один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника.
Этот метод работы с
Для снятия агрессии также можно использовать игры и упражнения.
На первых этапах работы с
агрессивными детьми надо
Психолог Я.А. Павлова
Следующий метод – это
Чаще всего агрессивному
Воображение – хороший
1. «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».
2. «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его аромат и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его лёгкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на её макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул тёплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои пёрышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись в высь. А теперь приземлимся в самое уютное гнёздышко на лесной полянке».
Одним из методов выявления и снятия агрессии у детей является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Лузой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребёнок.
Цель этого теста заключается
в том, чтобы выяснить, не возникнут
ли спонтанно эмоции, которые
обычно не проявляются в
Этот тест особенно подходит
для проведения в семье,
Во-первых, ребёнок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные.
Во-вторых, никогда не нужно
В-третьих, если ребёнок
Необходимо обратить внимание на следующий момент: ребёнок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, даёт волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности.
Следует также помнить, что
из теста следует отбирать
как положительные, так и
Ещё одним методом снижения
детской агрессии является
В рисунках ребёнок естественным и спонтанным образом выражает свои чувства. Он убивает и воскрешает, созидает и разрушает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, детский рисунок может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности.
Если вы чувствуете, что ребёнок
находится в возбуждённом
Сюжет рисунка не должен
Иногда ребёнку достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно; некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок.
Время от времени ребёнок
Следующий метод – это
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе или в кругу обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребёнку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определённые события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому (24).
Так же методом снижения
Эмпатия - это «нерациональное
познание человеком
Считается, что развивать
Вывод по главе I: таким образом в психологии нет единого определения понятию агрессивное поведение. Поэтому в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Романов)
Под агрессивным поведением – враждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт.
Причинами агрессивного
В целом агрессивное поведение может проявляться в мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражение гнева, агрессии; так же выражается в позах, жестах.
Основными направлениями в
Средствами
реализации данных направлений являются
следующие методы: игры на взаимодействие,
свободные и тематические игры-драматизации;
ролевое проигрывание моделей желательного
поведения в различных жизненных ситуациях;
психогимнастика (имитационные игры);
свободное и тематическое рисование; метафорические
этюды-релаксации; беседы, обсуждение
рассказов и игр; танцы, ритмико-телесные
упражнения, валяние (телесные релаксации),
упражнение на развитие мелкой моторики
руки с одновременным развитием артикуляционной
моторики, физкультминутки, подвижные
игры.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование.
Цель опытно-экспериментального исследования:
Мы предположили, что
Задачи:
Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста