Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Многим детям свойственна агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

       Поскольку  чувство гнева чаще  всего возникает в результате  ограничения свободы, то в момент  наивысшего «накала страстей»  необходимо разрешить ребёнку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причём тут многое зависит от того, в какой форме    -  вербальной или физической выражает ребёнок свой гнев.

       Например, в ситуации, когда ребёнок  рассердился на сверстника и  обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Если ребёнок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, такая работа должна проводиться один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника.

       Этот метод работы с вербальной  агрессией рекомендует В. Оклендер. В своей книге «Окна в мир  ребёнка» она описывает собственный  опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (4 – 5 лет) обычно испытывают облегчение (24).

       Для снятия агрессии также  можно использовать игры и упражнения.

       На первых этапах работы с  агрессивными детьми надо подбирать  такие игры и упражнения, с помощью которых ребёнок мог бы выплеснуть свой гнев. Если педагогу трудно справиться с гневом ребёнка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

       Психолог Я.А. Павлова рекомендует  педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как лучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

  • Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите ребёнку повозиться в песке (сухом или мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне.
  • Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.
  • Подвижные игры. Учите ребёнка снимать напряжение через направленную игру: в догонялки, прыгалки, зарядку и др. Дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребёнку (24).

       Следующий метод – это релаксация или мышечное расслабление.

       Чаще всего агрессивному поведению  способствует накопившееся внутреннее  напряжение. Когда напрягаются мышцы,  дети испытывают напряженность,  страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

       Воображение – хороший помощник  для расслабления. Ребята с удовольствием  выполняют приведённые ниже упражнения.

       1.  «Представь, что ты снежная  баба. Ты огромная, красивая, тебя  вылепили из снега. У тебя  есть голова, туловище, две торчащие  в стороны руки, и ты стоишь  на крепких ножках. Прекрасное  утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

       2. «Давай представим, что мы маленькие  птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его аромат и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его лёгкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на её макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул тёплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои пёрышки, попили чистой, прохладной водицы,  поплескались и снова поднялись в высь. А теперь приземлимся в самое уютное гнёздышко на лесной полянке».

       Одним из методов выявления  и  снятия агрессии у детей  является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Лузой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребёнок.

       Цель этого теста заключается  в том, чтобы выяснить, не возникнут  ли спонтанно эмоции, которые  обычно не проявляются в поведении  ребёнка, но в то же время живут в нём.

       Этот тест особенно подходит  для проведения в семье, поскольку  не требует особых условий  тестирования. Тем не менее следует  проявить некоторую изобретательность,  необходимую для получения желаемого  результата.

       Во-первых, ребёнок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные.

       Во-вторых, никогда не нужно комментировать  ответ ребёнка и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку».

       В-третьих, если ребёнок проявляет  тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать её в другой раз.

       Необходимо обратить внимание  на следующий момент: ребёнок,  слушая, повторяя и выдумывая  рассказы и сказки, даёт волю  своим   чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности.

       Следует также помнить, что  из теста следует отбирать  как положительные, так и отрицательные  результаты (10).

       Ещё одним методом снижения  детской агрессии является детский рисунок.

       В рисунках ребёнок естественным и спонтанным образом выражает свои чувства. Он убивает и воскрешает, созидает и разрушает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, детский рисунок может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности.

       Если вы чувствуете, что ребёнок  находится в возбуждённом состоянии  или замкнут, предложите ему  нарисовать то, что его беспокоит.  Если ребёнок захочет нарисовать  обидчика, а потом разорвать рисунок, позвольте ему это сделать. Таким образом, в социально приемлемой форме он отреагирует, снимет свою агрессию, не причинит вреда ни себе, ни обидевшему его человеку.

       Сюжет рисунка не должен подвергаться  критике. После окончания рисования вы можете спросить ребёнка, что он нарисовал, уточнить непонятные детали, поговорить о его чувствах: «Что ты сейчас чувствуешь? Хочешь ещё, что-нибудь дорисовать? Что бы ты хотел сделать со своим рисунком?»

       Иногда ребёнку достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно; некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок.

       Время от времени ребёнок должен  иметь возможность выражать свой  гнев в рисунках (10).

       Следующий метод – это отработка навыков общения.

       Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе или в кругу обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже  играет. Такие беседы помогут ребёнку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определённые события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому (24).

       Так же методом снижения детской  агрессии является формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т. д.).

       Эмпатия -  это «нерациональное  познание человеком внутреннего  мира других людей (вчувствование…) сопереживая, человек испытывает  чувства, идентичные наблюдаемым» (33).

       Считается, что развивать эмпатию  и формировать другие качества  личности можно во время совместного  чтения взрослого и ребёнка.  Обсуждая прочитанное, взрослый  поощряет выражение ребёнком  своих чувств. Кроме этого, очень  полезно сочинять с ребёнком сказки, истории (24). 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Вывод по главе I: таким образом в психологии нет единого определения понятию агрессивное поведение. Поэтому в нашем исследовании под агрессивностью мы понимаем любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Романов)

Под агрессивным поведениемвраждебные действия, целью которых является нанесение страданий, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт.

       Причинами агрессивного поведения  являются многие факторы, как  социальные, так и заболевания  головного мозга, а так же  некоторые соматические заболевания.  Среди причин, провоцирующих агрессивность  у детей, выделяют эмоциональное  неблагополучие в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в различного рода вербальных оскорблениях, косвенной или прямой физической агрессии.

      В  целом агрессивное поведение  может проявляться в мимическом (выражение лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражение гнева, агрессии; так же выражается в позах, жестах.

       Основными направлениями в снижении  агрессивного поведения  является  развитие мотивационной привязанности,  отработка навыков общения, формирование позитивных качеств личности, работа с семьёй, работа с гневом, игры и упражнения, релаксация, детский рисунок и тесты.

      Средствами  реализации данных направлений являются следующие методы: игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); свободное и тематическое рисование; метафорические этюды-релаксации; беседы, обсуждение рассказов и игр; танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнение на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование.

Цель  опытно-экспериментального исследования:

  • разработать комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста;
  • исследовать эффективность коррекционно-профилактической работы.

    Мы  предположили, что

  • систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей среднего дошкольного возраста;
  • коррекция и профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а так же на сотрудничество и взаимодействие с окружающими;
  • основными средствами профилактических и коррекционных мероприятий выступают: психогимнастические упражнения, релаксация, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

  • провести диагностику агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста;
  • разработать комплекс профилактический и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста;
  • исследовать эффективность коррекционно-профилактической работы.

Информация о работе Профилактика и коррекция агрессивногоповедения детей среднего возраста