Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.

Содержание

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы

Работа содержит 1 файл

выгорание2.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

    - на среднем уровне у 3 испытуемых (9%);

    - на высоком уровне у 10 испытуемых (30%). Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, а также в редуцировании своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

    Обобщая и суммируя результаты, мы отразим  их в общем выводе о группах 1, 2 и 3.

    1 группа. Эмоциональное истощение находится на низком уровне, эмоции достаточно насыщены, равнодушия не наблюдается. Деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми, не проявляется. Уровень конформности низкий. Редукция личных достижений на низком уровне. Позитивно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи. Эмоционального дефицита, деперсонализации, а также психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

    Отмечается  эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

    2 группа. У большинства:  в фазе напряжения синдром «психотравмирующих обстоятельств» и синдром неудовлетворенности собой отсутствуют. Также отсутствуют симптомы «загнанности в клетку» и симптом тревоги.

    Складывается  симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Испытуемый ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

    Складывается  симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

    3 группа. Эмоциональное истощение  находится на среднем или высоком  уровне, эмоции недостаточно насыщены. Наблюдается деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми. Редукция личных достижений на высоком уровне.

    Проявляется в тенденции к негативному  оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме  относительно служебных достоинств и возможностей, а также в редуцировании своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Накапливается отчаяние и негодование.

    В результате неудач или неспособности  повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

    Суммировав  результаты, мы сделали вывод о  том, что синдрому профессионального выгорания в различной степени подвержены 22 респондента, т.е 66% всех опрошенных.

    Остальные 11 испытуемых (33% опрошенных) не показали признаков эмоционального выгорания. Стоит заметить, что 9 из них находятся в 1й группе. Показатели, свидетельствующие об этом, показаны на рисунке 1.

    Изучая  данную проблему, мы видим, что обычно “синдром выгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе.  

Рисунок 1.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

 

    Нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания”  как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и “понятым”, неосознанным и осознанным.

    “В  какой-то мере – это друзья профессионала  помогающие ему узнать, что с ним  происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой  возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности”. Другой аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том,что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”, являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию.1

    Однако, несмотря на мнение некоторых ученых о неком положительном влиянии  эмоционального выгорания, следует  отметить, что  оно опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром эмоционального выгорания, необходимо:

    - знать признаки опасности (ухудшение отношений с близкими, коллегами, друзьями; нарастающий негативизм к себе, своей профессии и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора; повышенная утомляемость, ухудшение памяти, внимания и прочие совсем не полезные и неприятные переживания);

    - уметь оказывать помощь себе  самому и обращаться к специалистам, когда это необходимо;

    - уметь рассчитывать и обдуманно  распределять все свои нагрузки (работа - всего лишь часть жизни!);

    - проще относиться к конфликтам, особенно мелким и не принципиальным;

    - знать свои особенности, чтобы  уметь переключаться с одного  вида деятельности на другой;

    - знать свои неэффективные модели  поведения и уметь менять их  на более эффективные и менее  разрушающие и еще много всего, что и является профилактикой (предупреждением) профессионального выгорания.

    В настоящее время проводится очень  много консультаций, семинаров и  тренингов по профилактике профессионального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить эмоциональное выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.

    Отдельным аспектом в системе предупреждения профессиональной деформации личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам к которым обращаются социальные работники необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение профдеформации.

    Немаловажным  для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники осваивают упражнения  аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных ситуациях.

    Вывод. Подводим итоги по общему опросу социальных служащих.

     Среди мероприятий, направленных на психологическую  профилактику профессиональной деформации сотрудников социальной службы, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.

     Анализируя литературу по данной проблеме исследования, позволяет сделать следующие выводы о синдроме «профессионального выгорания».

     У специалиста, обладающего синдромом «профессионального выгорания», обнаруживаются различные симптомы физического дискомфорта, головные боли, бессонница, снижение аппетита, употребление успокаивающих или возбуждающих средств.

     Нарушения могут затрагивать различные стороны личности - профессиональную деятельность, личность специалиста, профессиональное общение. Для профилактики и психогигиены социальному работнику необходимо уделять внимание и создавать систему психологической помощи самим специалистам.

     Изучая особенности личности социальных работников, связанных с их деятельностью сделаны следующие выводы: осуществляя профессиональную деятельность, от специалиста требуются специальные знания, умения и навыки, а также личностные качества, которые необходимы для осуществления социальной помощи.

     На возникновение и развитие «профессионального выгорания» в социальной работе влияет совокупность личностных, профессиональных и организационных факторов, которые действуют в сложной взаимосвязи.

     При эмпирическом исследовании социально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование синдрома «профессионального выгорания» были сделаны следующие выводы:

  1. На возникновение и развитие синдрома «профессионального выгорания» оказывает влияние совокупность организационных факторов:

     - увеличивают риск развития «профессионального выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не устраивает специалиста; не возможность повышения квалификации;

     - снижает риск возникновения «профессионального выгорания» осознание своей работы как престижной;

     - неблагоприятные отношения в коллективе и с руководителем повышают риск развития «профессионального выгорания»;

     - заработная плата не влияет на возникновение «профессионального выгорания».

     2) На возникновение и развитие синдрома «профессионального выгорания» оказывают влияние личностные особенности специалиста.

       - мотив избегания неудачи более характерен специалистам с высокими значениями «профессионального выгорания», а мотив стремления к успеху снижает риск «выгорания»;

     - специалисты, у которых сформирован синдром «профессионального выгорания», отличаются такими чертами личности как агрессивность, тревожность, чрезмерная ответственность, эмоциональная неустойчивость. В то же время отличаются беспокойством, озабоченностью, ранимостью, впечатлительностью, ипохондричностью, чем специалисты, у которых не выражен синдром «эмоционального выгорания».

        

2.2 Комплексные меры  по реабилитации  синдрома "профессионального  выгорания"

   

     Если  произошло профессиональное выгорание  нужно  отрефлексировать, что конкретно заставляет вас уставать от своей работы, какая именно сторона работы, конкретные обстоятельства, какие повторяющиеся, похожие друг на друга ситуации, рождают чувство усталости, или раздражения, или никчемности, а также невнимательность, излишнюю эмоциональную включенность и т.п.  Идентифицируйте тот конкретный, определенный фактор, который раз от разу вас «травмирует» - он то, скорее всего и провоцирует выгорание. Даже если вам кажется, что это «не изменить». «Врага» надо знать в лицо. Именно это знание является первой ступенькой к дальнейшему предотвращению и преодолению выгорания. Знать, в чем конкретно дело, значит иметь потенциальную возможность это изменить.

     Если  уже профессиональное выгорание  началось, если оно развилось, если вам хочется уже все бросить, тогда работают другие инструменты, о которых я тоже могу рассказать.

     Если  какие-то события происходят эпизодически, это не значит, что они слабее на нас влияют. 19

     Существует, ведь, и такое понятие, как  «профессиональная травматизация»: Произошло какое-то «мелкое» событие, но произошло оно в тот момент, когда вы уже неоднократно задумывались о смысле своей жизни, когда у вас проблемы дома, нелады со здоровьем.  В этой ситуации даже незначительное (не  говоря уже, объективно тяжелое) событие может стать «последней каплей», «спусковым крючком» для целой череды негативных следствий. Вы можете даже  о самом  этом мелком событии забыть, убедить себя – подумаешь, ведь ситуация яйца выеденного не стоит. Но эти ситуации, они, же накапливаются.

Информация о работе Профессиональное выгорание