Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа
Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.
Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром «профессионального выгорания» — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки).
Особый интерес представляет исследование в свете теории справедливости. В соответствии с этой теорией человек оценивает свои возможности относительно других людей в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Каждый человек ожидает справедливых взаимоотношений, при которых то, что он вкладывает и получает от этих отношений, пропорционально тому, что другие индивидуумы вкладывают и получают. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентом считаются дополняющими – врач обязан оказывать внимание, заботу и вкладывать больше, чем пациент. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может явиться причиной «профессионального выгорания». На контингенте медицинских сестёр Д. Дирендонк, Х. Сиксма выявили, что чем больше переживаний несправедливости в отношениях со стороны других, тем ярче выражено профессиональное выгорание, которое проявляется в развитии негативных (циничных, безличных) отношений к пациентам.
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома «профессионального выгорания», исследователи называют чувство социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки.
В работах ученых разных стран обнаруживается определенное единство в понимании факторов риска синдрома «выгорания» для представителей различных профессий. По мнению Грингласс, профессиональная специфика сказывается лишь на определении степени стрессогенности отдельных факторов. В своей новой готовящейся к публикации книге «Правда о выгорании: организационные причины личного стресса и что с этим делать» Кристина Маслач пишет, что «профессиональное выгорание» отдельного человека «больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично».
Изучая особенности личности социальных работников, связанных с их деятельностью сделаны следующие выводы: осуществляя профессиональную деятельность, от специалиста требуются специальные знания, умения и навыки, а также личностные качества, которые необходимы для осуществления социальной помощи.
На возникновение и развитие «профессионального выгорания» в социальной работе влияет совокупность личностных, профессиональных и организационных факторов, которые действуют в сложной взаимосвязи.
При эмпирическом исследовании социально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование синдрома «профессионального выгорания» были сделаны следующие выводы:
- увеличивают риск развития «профессионального выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не устраивает специалиста; не возможность повышения квалификации;
- снижает риск возникновения «профессионального выгорания» осознание своей работы как престижной;
- неблагоприятные отношения в коллективе и с руководителем повышают риск развития «профессионального выгорания»;
- заработная плата не влияет на возникновение «профессионального выгорания».
2) На возникновение и развитие синдрома «профессионального выгорания» оказывают влияние личностные особенности специалиста.
- социальные работники с экстернальным локусом контроля больше подвержены «профессиональному выгоранию», чем с интернальным локусом контроля;
- мотив избегания неудачи более характерен специалистам с высокими значениями «профессионального выгорания», а мотив стремления к успеху снижает риск «выгорания»;
- специалисты, у которых сформирован синдром «профессионального выгорания», отличаются такими чертами личности как агрессивность, тревожность, чрезмерная ответственность, эмоциональная неустойчивость. В то же время отличаются беспокойством, озабоченностью, ранимостью, впечатлительностью, ипохондричностью, чем специалисты, у которых не выражен синдром «профессионального выгорания».
При наличии всех этих признаков возникает состояние, которое известный современный русский психолог Леонид Китаев-Смык оценивает как связанное с потерей ценностей жизни, равнодушием, а потому наиболее социально и экономически опасное для общества. Личность внешне может сохранять апломб и респектабельность, но быть с «пустым» взглядом и отсутствием интереса к окружающему миру.
В итоге, можно сказать, что гипотеза о влиянии социально-демографических факторов и личностных особенностей на развитие синдрома «профессионального выгорания», подтвердилась.
Вывод. Синдром «профессионального выгорания» - процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполняемой работы.
Постепенное формирование указанных выше симптомов профессионального выгорания у работников может привести к своеобразному профессиональному выгоранию целой организации. Сигналами данного выгорания является наличие у многих работников одинаковых психоэмоциональных симптомов, поведенческих проявлений, присущих синдрому выгорания. Как правило, в большинстве случаев это связано с общим пессимизмом в организации, недовольством результатами работы (определенными событиями), высказываемым работниками. Теряется вера и надежда на возможность что-то изменить собственными силами.
Основываясь
на трудах Наталии Самоукиной, других
авторов и собственных наблюдениях, можно
сделать вывод, что основными причинами
профессионального выгорания организаций
являются частые изменения руководителей
всех уровней, ежегодные организационно-штатные
изменения, постоянные конфликты между
стратегическим и тактическим руководством,
повышенная требовательность к работникам,
делегирование полномочий тем, кто по
своим профессиональным и индивидуально-психологическим
качествам не способен выполнять данные
функции, отсутствие объективных критериев
оценки результативности деятельности
и неэффективная система мотивации и стимулирования
персонала.9
1.3 Сущность
синдрома «профессионального выгорания»
и его проявления в профессиональной деятельности
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: социальных работников, психологов, врачей, социальные педагоги, специалисты по специальной работе - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Синдром профессионального развивается постепенно. Он проходит три стадии10:
Первая стадия:
Вторая стадия:
Третья стадия:
Три аспекта профессионального выгорания сотрудников
Симптомы профессионального выгорания сотрудников
Первая группа:
Вторая группа:
Третья группа:
Группа риска
Первая группа
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться
с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это:
- руководители;
- медицинские работники;
- социальные работники;
- социальные педагоги и т.п.
Вторая группа
Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально - психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.