Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.

Содержание

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы

Работа содержит 1 файл

выгорание2.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

    С помощью анализа анкетных данных на вопрос о возможности повышения квалификации социальными работниками получены следующие результаты:

     - 26,7% опрошенных удовлетворены своим повышением квалификации;

     - 23,8% опрошенных скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны;

     - 24,6% опрошенных – затруднились дать ответ;

     - 14,4% - скорее неудовлетворенны, чем удовлетворенны и 10,5% респондентов полностью неудовлетворенны повышением своей квалификации.

     Полученные результаты, в процессе анкетирования, можно сказать о значении удовлетворенности респондентов престижности выполняемой работы. Результаты таковы, что 20,5% опрошенных полностью удовлетворенны престижностью, 30,8% - скорее удовлетворенны, чем неудовлетворенны; 30% - затруднились дать ответ; 18% - скорее неудовлетворенны, чем удовлетворенны и 0,7% опрошенных полностью неудовлетворенны престижностью работы.

     Результаты анкетного опроса помогли нам выявить степень удовлетворенности опрошенных отношениями с руководителем и взаимодействия в коллективе. В итоге, только 29,1% респондентов удовлетворены отношениями руководителем; 26,9% - скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны; 27,1% - затруднились дать ответ; 13,3% опрошенных скорее неудовлетворенны, чем удовлетворенны и 3,6% респондентов – полностью неудовлетворенны.

     С удовлетворенностью отношениями в коллективе дела обстоят гораздо лучше. 53% респондентов полностью удовлетворенны отношениями в коллективе; 24,1% - скорее удовлетворенны, чем неудовлетворенны; 9,8% - затруднились дать ответ; 3% - скорее неудовлетворенны, чем удовлетворенны и 10,1% - полностью неудовлетворенны отношениями в коллективе.

     Результаты анкетного опроса помогли нам выявить степень удовлетворенности организацией работы. В процентном соотношении это выглядит так: 11,4% респондентов полностью удовлетворены организацией работы; 31% - скорее удовлетворенны, чем неудовлетворенны; 15,8% - затруднились дать ответ; 13,4% - скорее неудовлетворенны, чем удовлетворенны и 28,4% респондентов – полностью неудовлетворенны.

     С помощью анкетного опроса, мы смогли посмотреть степень физических, психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок. 28% опрошенных всегда чувствуют физические нагрузки, 38,9% респондентов иногда ощущают физические нагрузки и 33,1% - никогда не ощущают физические нагрузки. 41% респондентов всегда ощущают психоэмоциональные нагрузки, 36,7% - иногда ощущают и 22,3% опрошенных никогда их не испытывают. 30,5% респондентов всегда ощущают интеллектуальные нагрузки, 47,6% - иногда испытывают и 21,9% опрошенных никогда не ощущают интеллектуальных нагрузок в профессиональной деятельности.

    Социальным  работникам был предложен опросник на выгорание (MBI). Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. 16

     Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач необходимо провести следующие методы исследования:

     - Проанализировать социально-демографические характеристики социальных работников;

     - Исследовать уровень профессионального выгорания;

     - Исследовать личностные особенности социальных работников.

    Согласно  ему, при рассмотрении динамики выгорания  необходим учет как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений. При  этом отмечается, что вклад каждого  из них различен. Так, исключение фактора «редукция персональных достижений» сближает синдром выгорания с депрессией. При классической же трехфакторной оценке выгорания депрессивные переживания занимают свое место, независимое от самооценки «персональных достижений».

    Большие значения по шкалам эмоционального истощения  и деперсонализации соответствуют  высокой степени выгорания, а  по шкале «персональных достижений»  — наоборот: низкие значения свидетельствуют  о высоком уровне выгорания. Соответственно чем ниже человек оценивает свои возможности и эффективность, чем меньше творчески он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.

    Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в  расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.

    Опросник MBI, создатели которого — американские психологи К. Маслач и С. Джексон (Maslach, Jackson, 1986), первоначально предназначался для измерения выгорания в профессиях типа «человек-человек». В течение нескольких лет после опубликования MBI стал самым популярным инструментом измерения выгорания.

    Данный  опросник содержит три субшкалы:

    ■ эмоциональное истощение — 9 утверждений;

    ■ деперсонализация — 5 утверждений;

    ■ редукция персональных достижений — 8 утверждений.

    Высокие оценки по шкалам эмоционального истощения  и деперсонализации в совокупности с низкими оценками по шкале персональных достижений указывают на наличие  у субъекта состояния выгорания. 17

    MBI получил широкое распространение  в Нидерландах, Германии, Франции,  Австралии, Греции, Испании и других  странах. В зарубежных исследованиях  получены данные, подтверждающие дискриминантную валидность, внутреннюю валидность, а также конвергентную валидность с другими инструментами измерения выгорания.

    Опросник  содержит 22 утверждения (например, «После работы я чувствую себя выжатым как  лимон»). Ответы варьируют от «никогда» (0 баллов) до «каждый день» (6 баллов) (таблица 3).

    Таблица 3

Текст опросника

  Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я  чувствую себя эмоционально опустошенным            
2.После  работы я чувствую себя, как  «выжатый лимон»            
3.Утром  я чувствую усталость и нежелание  идти на работу            
4.Я  хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела            
5.Я  чувствую, что общаюсь с некоторыми  коллегами без теплоты и расположения  к ним            
6.После  работы мне на некоторое время  хочется уединиться            
7.Я  умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами            
8.Я  чувствую угнетенность и апатию            
9. Я  уверена, что моя работа нужна  людям            
10.В  последнее время я стала более  черствой по отношению к тем,  с кем я работаю            
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня            
12. У  меня много планов на будущее,  и я верю в их осуществление            
13.Моя  работа все больше меня разочаровывает            
14. Мне  кажется, что я слишком много  работаю            
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам            
16. Мне  хочется уединиться и отдохнуть  от всего и всех            
17.Я  легко могу создать атмосферу  доброжелательности и сотрудничества  в коллективе            
18. Во  время работы я чувствую приятное оживление            
19. Благодаря  своей работе я уже сделал  в жизни много действительно  ценного            
20. Я  чувствую равнодушие и потерю  интереса ко многому, что радовало  меня в моей работе            
21. На  работе я спокойно справляюсь  с эмоциональными проблемам            
22. В  последнее время мне кажется,  что коллеги и подчиненные  все чаще перекладывают на  меня груз своих проблем и  обязанностей.            

    Поскольку MBI предназначен только для профессий, которые предполагают интенсивные  межличностные взаимодействия, это существенно ограничивает его применение. Многие исследователи в области выгорания сходятся на том, что данный синдром возникает и в других профессиональных группах. На основе MBI был разработан опросник Maslach Burnout Inventory-General Survey (MBI-GS) (Schau-feli et al, 1996). 18

    Данный  вариант опросника позволяет  оценивать выгорание как в  профессиях с непосредственными  интенсивными межличностными коммуникациями, так и без них. Он содержит 16 утверждений  и три субшкалы, параллельные тем, что есть в МВГ.

■ истощение (5 пунктов);

■ цинизм (5 пунктов);

■ профессиональная успешность (6 пунктов).

     Ответы оцениваются по 7-балльной шкале и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «каждый день» (6 баллов).

    В таблице 4 представлены результаты исследований степени профессионального выгорания у сотрудников Социальной службы по опроснику Маслач и Джексона.

    Группируем  объекты исследования. Делим их на 2 группы:

    1 группа- у кого стаж работы  в данной сфере менее 3-х  лет,

    2 группа - у кого стаж работы в данной сфере более 3-х лет.

    Всего было опрошено 33 человека. Из них 9 сотрудников  социальной службы работающих с пенсионерами, 6 сотрудников работающих с инвалидами и 18 сотрудников работающих с участниками  ВОВ.

На основе полученных результатов анкетного опроса, мы проанализировали социально-демографические параметры респондентов.  
 

Таблица 4

Степень профессионального  выгорания у сотрудников  социальной службы по опроснику Маслач и Джексона.

группа стаж Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
Менее 3-х лет 1 1 18 2 43
2 2,5 20 8 32
3 2 5 2 54
4 2,5 17 1 32
5 0,5 3 0 50
6 2 9 0 48
7 >1 8 4 51
8 >1 12 1 58
9 >1 8 3 45
10 1,5 22 10 43
11 1,5 3 9 39
12 1 7 11 42
13 1 24 3 34
14 2 20 8 35
15 2 19 2 44
16 0,5 10 4 41
Более 3-х лет 17 6 32 2 54
18 8 35 14 58
19 16 21 18 35
20 11 31 13 38
21 11 28 21 22
22 15 27 19 18
23 5 18 4 34
24 6,5 34 28 16
25 13 24 22 14
26 9 42 26 21
27 3,5 12 9 37
28 15 50 21 30
29 4,5 44 20 28
30 6 38 16 25
31 3 6 10 40
32 7 9 12 50
33 7 36 18 29
 

     К этим параметрам можно отнести: возраст испытуемых, стаж профессиональной деятельности, семейное положение, образование, удовлетворенность профессиональной деятельностью, условия работы, интенсивность физических, психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок.

    Среди опрошенных 26 женщин и 7 мужчин. Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей.

    На  основе полученных данных мы попытались проследить зависимость влияния  личностных и организационных факторов на развитие синдрома профессионального выгорания. И так, в 1й группе эмоциональное истощение:

    - на низком уровне у 9 испытуемых (27% опрошенных);

    - на среднем уровне у 7 испытуемых (21%).

    Эмоционального  истощения высокого уровня в этой группе отмечено не было.

    Во 2й группе эмоциональное истощение:

    - на низком уровне у 3 испытуемых (9%);

    - на среднем уровне у 3 испытуемых (9%);

    - на высоком уровне у 11 испытуемых (33%). Эмоции недостаточно насыщены, отмечается равнодушие.

    Уровень деперсонализации в 1й группе:

    - низкий у 11 испытуемых (33%);

    - средний у 5 испытуемых (15%).

    Высокого  уровня деперсонализации в этой группе отмечено не было.

    Уровень деперсонализации во 2й группе:

    - низкий у 2 испытуемых (6%);

    - средний у 3 испытуемых (9%);

    - высокий у 12 испытуемых (36%). Деформация отношений с другими людьми.

    В 1й группе редукция личных достижений:

    - на низком уровне у 12 испытуемых (36%);

    - на среднем уровне у 4 испытуемых (12%).

    Высокого  уровня редукции личных достижений в  этой группе замечено не было.

    Во 2й группе редукция личных достижений:

    - на низком уровне у 4 испытуемых (12%);

Информация о работе Профессиональное выгорание