Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.

Содержание

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы

Работа содержит 1 файл

выгорание2.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

концепция профессионализации социальной работы 

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника

    1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
    2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
    3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности

Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".

2.1 Технологии  профилактики профессионального выгорания

2.2 Комплексные  меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"   

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника

1.1 Особенности профессиональной деятельности социального работника 

    Мировой опыт в сфере социальной работы говорит  о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать  социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.

    Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском  измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

    • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления  дел;

    • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

    • привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

      Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т.д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе1.

    Социальная  работа как профессия появилась  в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

    В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

    Таким образом, социальная работа – это  деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся  в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

    Уникальность  профессионала в области социальной работы состоит в том, что он выступает  посредником между государством и его гражданами, оказавшимися в  силу тех или иных причин в объективной и субъективной трудной (проблемной, кризисной или экстремальной) ситуации. Специалист как посредник должен: уметь координировать социальные связи и отношения; управлять своим собственным поведением и эмоциями в межличностном взаимодействии с нуждающимися в помощи гражданами (клиентами).

    Постановка  проблемы о негативных эмоциональных  состояниях социального работника  в трудных ситуациях взаимодействия с клиентами актуальна для  новой отрасли в целом и  для каждого специалиста в  частности.

      Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается, как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

    Социальный работник должен придерживаться определенных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

    Основными категориями этики  социальной работы являются профессиональные этические  отношения, этическое сознание, этические  действия и профессиональный долг специалистов.

     Действия  социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга – человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентаций.

     Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии  и значимым конечным результатом  является достижение блага клиента, решение его проблем. Решение  социального работника приступить к действиям должно базироваться  на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу.

     Действия  должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его  социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

    Любая деятельность, в том числе и  социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически  связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции.

     Выделяют  следующие особенности профессиональной деятельности социального работника:

    1. Принадлежность к группе профессий «человек-человек».

    Социальная  работа - целостная структура, которая  состоит из следующих элементов: субъектов, содержания, которое раскрывается через функции,. средств (организационно–технических, финансовых и др.), управления и цели.

    Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны  удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание  стабильности в обществе. Оптимальный  вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

    Сущность  профессиональной социальной работы - это "троекратный образ" Гордона Гамельтона "личность-в-ситуации".

     Опираясь  на исследования А.К. Марковой, изучавшей  профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной работе, можно выделить четыре компонента (блоков), присущих профессиональной компетентности в социальной деятельности:

     А) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной работы;

     Б) профессиональные позиции, установки, психологическая компетентность;

     В) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

     Г) результаты труда, т. е. те изменения в социальном, психическом и личностном развитии подопечных, которые возникают под влиянием деятельности социального работника.2

     Названные компоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста.

     Нравственные  личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации — основа для приобретения высоких  профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, ему необходимо определенное время для социально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности.

     Период  профессионального становления  у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каждого, кто  начинает выполнять свои профессиональные обязанности.

     Профессиональные  знания, профессиональная эрудиция — это совокупность сведений о специфике труда специалиста по социальной реабилитации и его взаимодействии подопечными, о профессиональных особенностях личности самого специалиста, особенностях психического и личностного развития подопечного, его особенностях и другие.

     Профессиональные  умения — это способы, технологии воздействия специалиста по социальной реабилитации на подопечного с учетом его специфики (например, ребенок-инвалид, одинокий пенсионер), которые выполняются им на высоком уровне.

     Профессиональные  умения образуют «техники» в его  труде. Они составляют три большие  группы, в число которых входят:

     - умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации;

     - умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на подопечного и умения анализировать свои действия.

     Первая  группа умений:

     - умение увидеть в отношениях с подопечным проблему и оформить ее в виде социальной задачи;

     - умение при формулировании задачи ориентироваться на подопечного как соучастника социального процесса, имеющего собственные мотивы и цели;

     - умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные;

     - принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций;

     - умение предвидеть близкие и  далекие последствия принимаемых  социальных воздействий.

     Вторая  группа умений: в эту группу включают три подгруппы умений.

     - умение работать с содержанием информационного материала. Это осведомленность в новых концепциях социальной работы, умение выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществлять связи с другими специалистами.

     - умение изучать с помощью психодиагностических средств состояние и личность в целом, предвидеть возможные и типичные затруднения.

     - умение отбирать и применять различные приемы и технологии в работе с подопечным.

     Третья  группа умений:

     - умение использовать психологические и специальные знания и осведомленность в науке и передовом опыте на практике;

     - умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;

     - умение видеть слабые и сильные стороны своего труда,' оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт;

     - умение строить планы совершенствования своей деятельности.

     Профессиональные  психологические позиции — это устойчивые системы отношений специалиста по социальной работе с клиентом, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией, с осознанием смысла своего труда.

Информация о работе Профессиональное выгорание