Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.

Содержание

Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы

Работа содержит 1 файл

выгорание2.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

     Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в социальной деятельности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной работе разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с подопечным и найти необходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграции знаний и методов из различных областей научного и практического знания.

     Психологическая компетентность специалиста по социальной работе предполагает3:

     — знание закономерностей психического и личностного развития клиента с учетом возрастных, индивидуальных различий, умение адекватно оценивать состояние клиентов, их настроение, поведение;

     — знание психологии взаимоотношений и взаимодействий клиента в обществе;

     — умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние подопечного и его поведение;

     — умение выбирать по отношению к каждому  подопечному такую форму социального, психологического и педагогического (если нужно) воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;

     — обладание педагогическим (например, при работе с детьми-инвалидами) тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к клиенту, имеющему ограниченные возможности.

     Психологические качества личности. К ним относят особенности познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.

     2. Формы взаимодействия – «субъект - субъектные», а не «субъект - объектные», как в других профессиях.

    Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента. 
Последовательность действий Х.Х.Перлман представляет в следующем виде:

  • выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
  • снятие эмоциональной блокады;
  • рационализация проблемы. (Социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило этот выбор и последующие действия);
  • социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.

     3. Социальная работа – единственная  профессия, где роль материально  – личностных качеств профессионализма доминирует над его профессиональными знаниями.

     Сущность  и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного  характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.4

     Содержание  профессиональной деятельности социального  работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.

     Профессионализм в социальной работе – это постепенно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов5.

     Профессионализм социального работника характеризуется  наличием у него:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и профессиональных умений;
  • способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

     Социальная  работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм  может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

     Профессионально-личностное становление и развитие специалиста  по социальной работе предусматривает  формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.

    4. Информатизации общества – это осведомлённость о формировании единого информационного пространства социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.  Показателем владения информацией является и умение использовать в работе электронные ресурсы других  ведомств,

    На  уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента  сводился к таким основным процедурам:

  • идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
  • взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
  • сбор и анализ информации;
  • составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.

     Уровень компьютерной грамотности у многих специалистов часто сводится к работе в Word. Работники практически не осведомлены ни о действующих на территории области информационных программах и проектах, но о возможностях использования информационных технологиях в социальной защите в целом. Кроме того, отношение самих работников к информационным технологиям можно назвать скорее негативным. Многие, особенно работники старшего возраста, привыкшие работать по старинке, считают, что они «лишь усложняют работу». Необходимо признать и преодолеть сопротивление социальных работников применению информационной технологии в профессии. Также необходимо повышение уровня компьютерной грамотности среди социальных работников. 

     Социальная  работа как профессия, то есть синтез практической деятельности и теории, всегда была чем-то близка тому, что мы сегодня именуем постмодернизмом, а можем назвать и словами Зигмунда Баумана "предчувствием постмодернизма". Она всегда признавала необходимость учета в рамках универсальных социальных программ индивидуальных особенностей своих "клиентов".

       Постмодернизм представляет собой,  по сути, интеллектуальную реакцию  на новый этап трансформации  индустриального общества, характеризующийся  глобализацией и информатизацией. 

     В силу того что социальным работникам чаще всего приходится иметь дело с определенным контингентом, они уделяют особое внимание таким сторонам человеческой жизни, которые приводят к психологической неустойчивости, отклонениям от нормы, маргинализации, отсутствию правопорядка и отчуждению. Обучение социальных работников было также по духу "постмодернистским".

     Достаточно  отметить такие моменты, как несколько  скептическое отношение к общим  теориям поведения человека, признание  информации основой человеческой и  профессиональной деятельности, особое внимание к этической и эмоциональной компонентам социальной действительности. Еще задолго до того, как они вошли в моду в академических кругах, выражения типа "анализ дискурса", при всей своей абстрактности, были вполне понятны социальным работникам, которым постоянно приходилось иметь дело с интерпретацией высказываний "клиентов", а также текстов различных официальных и неофициальных документов.

     В профессиональных и академических  кругах широко распространено мнение, что как профессия социальная работа обязана быть политически нейтральной, что принципы гуманизма и научности требуют от нее полной и отвлеченной объективности.

     Вывод. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества.

     Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

    Социальные  работники избрали для себя нелегкую, но в высшей степени благородную и очень нужную профессию – оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

    Забота  о людях является главным содержанием  и их деятельности. Работники социальной сферы вовремя подают руку помощи тем, кто в этом нуждается, дарят людям надежду на лучшее, постоянно проявляют доброту и милосердие.

    От  профессионализма и компетентности, высоких личных качеств социальных работников во многом зависит качество жизни миллионов людей в нашей стране, их социальное самочувствие, уверенность в завтрашнем дне. 

1.2 Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника 

    Постоянные  стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

    Социальным  работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное  общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы  «человек — человек», так называемый синдром «профессионального выгорания» проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

    Это связано также с тем, что в  своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

    Профессиональное  выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека.

    По  мнению исследователей, негативные психические  переживания и состояния могут  затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

    Социальная  работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома профессионального «выгорания». В основе профессиональной деятельности социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, лежит межличностное взаимодействие.

    Постоянные  стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, могут оказывать негативное воздействие  на его профессиональную деятельность и психологическое функционирование. Кроме того, многими исследованиями подтвержден факт, что  наиболее склонными к «выгоранию» относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.

    В настоящее время это явление  особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка».

    В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».

Информация о работе Профессиональное выгорание