Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:04, дипломная работа
Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения.
Глава 1. Основные теоретические подходы изучения синдрома «профессионального выгорания» социального работника
1.1. Особенности профессиональной деятельности социального работника
1.2. Факторы синдрома «профессионального выгорания» в деятельности социального работника
1.3. Сущность синдрома «профессионального выгорания» и его проявления в профессиональной деятельности
Глава 2. Деятельность социальных служб по профилактике и реабилитации синдрома "профессионального выгорания".
2.1 Технологии профилактики профессионального выгорания
2.2 Комплексные меры по реабилитации синдрома "профессионального выгорания"
Список литературы
Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в социальной деятельности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной работе разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с подопечным и найти необходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграции знаний и методов из различных областей научного и практического знания.
Психологическая компетентность специалиста по социальной работе предполагает3:
— знание закономерностей психического и личностного развития клиента с учетом возрастных, индивидуальных различий, умение адекватно оценивать состояние клиентов, их настроение, поведение;
— знание психологии взаимоотношений и взаимодействий клиента в обществе;
— умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние подопечного и его поведение;
— умение выбирать по отношению к каждому подопечному такую форму социального, психологического и педагогического (если нужно) воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;
— обладание педагогическим (например, при работе с детьми-инвалидами) тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к клиенту, имеющему ограниченные возможности.
Психологические качества личности. К ним относят особенности познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.
2.
Формы взаимодействия – «
Процесс
осуществляется через серию целенаправленных
действий в субъект — субъектном
взаимодействии социального работника
и клиента.
Последовательность действий Х.Х.Перлман
представляет в следующем виде:
3.
Социальная работа –
Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.4
Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.
Профессионализм в социальной работе – это постепенно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов5.
Профессионализм
социального работника
Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.
Профессионально-
4. Информатизации общества – это осведомлённость о формировании единого информационного пространства социальной сферы на федеральном и региональном уровнях. Показателем владения информацией является и умение использовать в работе электронные ресурсы других ведомств,
На
уровне техники процесс взаимодействия
социального работника и
Уровень компьютерной грамотности у многих специалистов часто сводится к работе в Word. Работники практически не осведомлены ни о действующих на территории области информационных программах и проектах, но о возможностях использования информационных технологиях в социальной защите в целом. Кроме того, отношение самих работников к информационным технологиям можно назвать скорее негативным. Многие, особенно работники старшего возраста, привыкшие работать по старинке, считают, что они «лишь усложняют работу». Необходимо признать и преодолеть сопротивление социальных работников применению информационной технологии в профессии. Также необходимо повышение уровня компьютерной грамотности среди социальных работников.
Социальная работа как профессия, то есть синтез практической деятельности и теории, всегда была чем-то близка тому, что мы сегодня именуем постмодернизмом, а можем назвать и словами Зигмунда Баумана "предчувствием постмодернизма". Она всегда признавала необходимость учета в рамках универсальных социальных программ индивидуальных особенностей своих "клиентов".
Постмодернизм представляет
В силу того что социальным работникам чаще всего приходится иметь дело с определенным контингентом, они уделяют особое внимание таким сторонам человеческой жизни, которые приводят к психологической неустойчивости, отклонениям от нормы, маргинализации, отсутствию правопорядка и отчуждению. Обучение социальных работников было также по духу "постмодернистским".
Достаточно отметить такие моменты, как несколько скептическое отношение к общим теориям поведения человека, признание информации основой человеческой и профессиональной деятельности, особое внимание к этической и эмоциональной компонентам социальной действительности. Еще задолго до того, как они вошли в моду в академических кругах, выражения типа "анализ дискурса", при всей своей абстрактности, были вполне понятны социальным работникам, которым постоянно приходилось иметь дело с интерпретацией высказываний "клиентов", а также текстов различных официальных и неофициальных документов.
В профессиональных и академических кругах широко распространено мнение, что как профессия социальная работа обязана быть политически нейтральной, что принципы гуманизма и научности требуют от нее полной и отвлеченной объективности.
Вывод. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества.
Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Социальные работники избрали для себя нелегкую, но в высшей степени благородную и очень нужную профессию – оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается.
Забота о людях является главным содержанием и их деятельности. Работники социальной сферы вовремя подают руку помощи тем, кто в этом нуждается, дарят людям надежду на лучшее, постоянно проявляют доброту и милосердие.
От
профессионализма и компетентности,
высоких личных качеств социальных работников
во многом зависит качество жизни миллионов
людей в нашей стране, их социальное самочувствие,
уверенность в завтрашнем дне.
1.2
Факторы синдрома «профессионального
выгорания» в деятельности социального
работника
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «профессионального выгорания» проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека.
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома профессионального «выгорания». В основе профессиональной деятельности социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, лежит межличностное взаимодействие.
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, могут оказывать негативное воздействие на его профессиональную деятельность и психологическое функционирование. Кроме того, многими исследованиями подтвержден факт, что наиболее склонными к «выгоранию» относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.
В настоящее время это явление особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка».
В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».