Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

К проанализированным методикам необходимо добавить результаты методики Кеттелла 16PF. Были выявлены личностные черты испытуемых, на основании чего можно будет говорить впоследствии о наличии/отсутствии взаимосвязи профессиональных деформаций и особенностей личности. В таблице ниже приведены средние значения показателей по шкалам.

Таблица  5

Выраженность факторов по опроснику  Кеттелла среди сотрудников СЭС

Факторы

Выборочная 

средняя (стены)

A

9,4

B

2,9

C

7,25

E

9,4

F

4,8

G

7,9

H

6,7

I

7

L

6,25

M

6,7

N

5,5

O

6,5

Q1

6,1

Q2

4,9

Q3

7,1

Q4

7


 

  У профессионалов развиты такие коммуникативные факторы как: дипломатичность (фактор N = 5,5), осторожность и подозрительность (фактор L = 6,25), независимость в суждениях и поведении (фактор Е = 9,4). Врачи и мед.персонал данной выборки предпочитают принимать совместные решения и работу, ориентируются на социальное одобрение.

Рисунок 4. Соотношение показателей по факторам 16PF (стены)

 

Относительно интеллектуальных факторов, нельзя сказать, что у респондентов выявлена высокая способность к обучению (фактор В = 2,9). Это, возможно, связано с ригидностью мышления, работе по шаблонам.  По фактору, оценивающему критичность и аналитичность мышления, наличие интеллектуальных интересов медработники ориентированы больше на свой внутренний мир (фактор М = 6,7), творческий потенциал уверенность у них выше за счет приобретенного опыта.

Факторы эмоционально-волевой сферы: выявлено, что респонденты в принципе склонны к сочувствию, сопереживанию (фактор I=7), медработники эмоционально устойчивы (фактор С=7,25), у них развит самоконтроль (фактор Q 3= 7,1) и нормативность поведения (фактор G=7,9). Им также присущ высокий уровень тревожности (фактор О=6,5) и напряженности (фактор Q4 = 7).

Т.о., в  санитарно-эпидемиологической службе Тимашевского филиала Центра гигиены  и эпидемиологии работают люди с таким набором личностных черт: эмпатия, ответственность, высокий самоконтроль, общительность и др. Все они являются профессионально важными качествами, такими как требует профессия (см.выше описание профессий врачей). Однако, присутствуют и такие черты, которые могут потенциально способствовать трудностям в профессиональном развитии (ригидность, тревожность и напряженность, низкая обучаемость).

 

2.5 Корреляционный анализ показателей исследования

Мы попытались выявить зависимость между аспектами профессиональной деформации (вероятности возникновения нервно-психического срыва, выраженности депрессии у медработников СЭС) и личностными качествами. Данный вид статистического анализа производили  с помощью коэффициента корреляции Пирсона, использовали показатели методики «Прогноз», «Самооценка нервной депрессии»  и опросника Кеттелла.

Согласно  таблице критических значений коэффициента корреляции Пирсона для n=20 (k=n-2=18) , значимыми будут показатели r от 0,44 (при уровне значимости р=0,05) и 0,55 (при уровне значимости р=0,01) [19].

Все полученные взаимосвязи представлены в таблице  ниже.

Таблица  6

Корреляционные связи методик  «Прогноз» и «16PF»

Факторы

«16PF»

Коэффициент Пирсона

Вероятность возникновения нервно-психического срыва

Склонность к депрессии

A

0,1

0,8**

C

0,3

0,2

E

0,4*

0,3

F

0,1

0,15

G

0,5**

0,1

H

0,1

0,003

I

0,1

0,2

L

0,15

0,55**

M

0,1

-0,3

N

0,01

0,3

O

0,002

0,3

Q1

-0,13

0,2

Q2

0,1

-0,3

Q3

0,5**

0,3

Q4

0,5**

0,45**


 

  1. Выявлены следующие связи между показателями вероятности» срыва» и личностными факторами:

- прямая зависимость, т.е., чем выше уровень конформности (фактор Е) при r=0,4, уровень самоконтроля (фактор Q3) при r=0,5, уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при r=0,5, ответственности (фактор G) при r=0,5, тем выше вероятность возникновения нервно-психических срывов.

Связи с  прочими показателями личностных факторов и вероятностью нервно-психических  срывов не являются достоверными, т.е. статистически не значимы.

2. Выявлена зависимость между  склонностью к депрессии у сотрудников СЭС в процессе выполнения профессиональной деятельности и показателями по факторам Кеттелла:

- прямая зависимость, согласно которой, чем выше уровень общительности (фактор А) при r=0,8, подозрительности (фактор L) при r=0,55, уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при r=0,45, тем склонность к депрессии выше;

 

- на уровне тенденций (но без статистической значимости), можно отметить прямые связи уровня конформности (фактор Е), самоконтроля (фактор Q3), дипломатичности (фактор N), тревожности (фактор О) со склонностью к депрессии. Все обнаруженные корреляции были ниже зоны значимости, при r=0,3;

- на уровне  тенденций есть отрицательные  связи депрессии и практичности (фактор М), нон-конформизма (фактор  Q2), при r=-0,3. Т.е., чем практичнее действия и менее похоже мнение сотрудника на точку зрения других, тем в меньшей степени он сам подвергнется депрессии.

Значит, нам удалось найти взаимосвязи  профессиональной деформации и личностных свойств сотрудников санитарно-эпидемиологической станции. Цель исследования достигнута.

 

2.6 Выводы и практические рекомендации

В целом сотрудникам СЭС присуща высокая коммуникативность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, способность работать в группе, высокий самоконтроль и ответственность. Эти характеристики действительно профессионально важны как качества, необходимыми в данной области здравоохранения.

 Так  же для всей группы медиков,  работающих в Тимашевском филиале  Центра гигиены и эпидемиологии,  характерна высокая тревожность,  напряженность, что связано с  ответственностью и эмоциональной напряженностью подобного труда. Регулярно повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с увеличением стажа работы снижают нервную и психологическую устойчивость специалиста. Некоторые работники зависимы от группы, от мнения окружающих, что обусловлено необходимостью работать в коллективе, зависимостью от общественного мнения и межличностных отношений в группе профессий "человек - человек", к которым и относится профессия врача. Т.е. многие названные качества не желательны в структуре личности, когда явно выражены. Их можно считать показателями профессиональной деформации.

 Результатом  проведённого исследования можно  назвать  выделение следующих  личностных качеств, являющихся  предрасполагающими факторами формирования  личностных деструкций у медработников  в процессе выполнения профессиональной  деятельности:   чувствительности  к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня  тревожности,  эмоциональности;  особенностей  отношения к делу и социальным  нормам – строгое следование нормам, обязательность, чувство высокой ответственности, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряжённость; особенностей отношения к людям – конформность, подозрительность, стремление к сглаживанию конфликтов; особенностей отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; особенностей отношения к профессии - неудовлетворенность своей профессией, желание её сменить, изменение представления о профессии в худшую сторону за время работы, отсутствие видения дальнейших перспектив в данной  области.

Установлена зависимость показателей личности и склонности к депрессии, а также  вероятности  нервно-психического срыва.

Практические рекомендации.  Разработка коррекционных мероприятий, ориентированных на медицинский персонал, работающий в условиях  повышенной моральной ответственности, находящихся в стрессе. Необходима ранняя факторов, приводящих к профессиональным заболеваниям, деструкциям. Специалистам полезно овладеть навыками релаксации, аутотренинга, а также позитивного мышления.

Аутогенная  тренировка И. Шульца

Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект.

Тренировку можно проводить  в любое время дня.

Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, при неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.

Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:

  1. упражнение на вызывание ощущения тяжести. 3-4 раза в день следует повторять: “ Моя правая рука очень тяжела” ,- по 5-6 повторений, и 1 раз: “ Я совсем спокоен”. Когда ощущение возникает легко и проявляется отчетливо, упражнение усвоено.
  2. упражнение на вызывание ощущения тепла. Сначала следует вызвать ощущение тяжести, потом 5-6 раз сказать: “моя правая рука теплая” и 1 раз: “Я совсем спокоен”.
  3. управление ритмом сердечной деятельности. Необходимо мысленно научится считать АД и ЧСС. Вначале – лежа, правую руку приложить к левой лучевой артерии или к сердцу. Под локоть подложить подушки. Сначала вызвать ощущение тяжести и тепла. Затем 5-6 раз повторить: “Сердце бьется спокойно и ровно” и 1 раз: “ Я совсем спокоен”.
  4. овладение регуляцией ритма дыхания. Предварительно выполняют 1,2, 3 упражнения, затем 5-6 раз повторяют: “Дышу спокойно и ровно” и 1 раз “ Я совсем спокоен”.
  5. упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области. Сначала 1-4 упражнения, затем 5-6 раз сказать: “ Мое солнечное сплетение излучает тепло” и 1 раз: “ Я совсем спокоен”.
  6. упражнение направленное на вызывание ощущения прохлады в области лба. Сначала 1-5 упражнения, затем 5-6 раз повторить: “ Мой лоб прохладен” и 1 раз: “ Я совсем спокоен”.

Когда эти  упражнения хорошо освоены, некоторые  формулы можно заменять: “ Спокойствие…”, “ Тепло…”, “Тяжесть…”, “Сердце  и дыхание спокойны”, “ Лоб  прохладен”, “Солнечное сплетение  теплое”.

В конце  сеанса – руки сгибают и разгибают  в локтевом суставе 3 раза , сопровождая  это глубоким вздохом- выдохом, следует  широко открыть глаза.

Каждое  новое упражнение тренинга повторяют  для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Среди работников социальной сферы (врачей, правоохранительных органов, учителей, менеджеров) часто  встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий  трансфер, эмоциональная индифферентность.

С увеличением  стажа работы начинает сказываться  синдром "эмоционального сгорания", что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной  сферы личности. Психологический  дискомфорт провоцирует болезни  и снижает удовлетворенность  профессиональной деятельностью.

Разработка  данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением профессиональных деформаций к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Профессиональные  деформации представляют собой изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональные деструкции - функциональный стереотип, поскольку позволяют человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда профессиональные деструкции отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность  медработников отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической  и  коммуникативной компетентности. Коммуникативная  деятельность медработников характеризуется  высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов  разного уровня.

Ответственный характер деятельности медработников  обусловливает различные стрессогенные  ситуации, которые создают предпосылки  для возникновения профессиональных деструкций. Наибольшее число предпосылок  профессиональных деформаций личности связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих  индивидуальных особенностей.

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС