Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа
Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67
К проанализированным методикам необходимо добавить результаты методики Кеттелла 16PF. Были выявлены личностные черты испытуемых, на основании чего можно будет говорить впоследствии о наличии/отсутствии взаимосвязи профессиональных деформаций и особенностей личности. В таблице ниже приведены средние значения показателей по шкалам.
Таблица 5
Выраженность факторов по опроснику Кеттелла среди сотрудников СЭС
Факторы |
Выборочная средняя (стены) |
A |
9,4 |
B |
2,9 |
C |
7,25 |
E |
9,4 |
F |
4,8 |
G |
7,9 |
H |
6,7 |
I |
7 |
L |
6,25 |
M |
6,7 |
N |
5,5 |
O |
6,5 |
Q1 |
6,1 |
Q2 |
4,9 |
Q3 |
7,1 |
Q4 |
7 |
У профессионалов развиты такие коммуникативные факторы как: дипломатичность (фактор N = 5,5), осторожность и подозрительность (фактор L = 6,25), независимость в суждениях и поведении (фактор Е = 9,4). Врачи и мед.персонал данной выборки предпочитают принимать совместные решения и работу, ориентируются на социальное одобрение.
Рисунок 4. Соотношение показателей по факторам 16PF (стены)
Относительно интеллектуальных факторов, нельзя сказать, что у респондентов выявлена высокая способность к обучению (фактор В = 2,9). Это, возможно, связано с ригидностью мышления, работе по шаблонам. По фактору, оценивающему критичность и аналитичность мышления, наличие интеллектуальных интересов медработники ориентированы больше на свой внутренний мир (фактор М = 6,7), творческий потенциал уверенность у них выше за счет приобретенного опыта.
Факторы эмоционально-волевой сферы: выявлено, что респонденты в принципе склонны к сочувствию, сопереживанию (фактор I=7), медработники эмоционально устойчивы (фактор С=7,25), у них развит самоконтроль (фактор Q 3= 7,1) и нормативность поведения (фактор G=7,9). Им также присущ высокий уровень тревожности (фактор О=6,5) и напряженности (фактор Q4 = 7).
Т.о., в санитарно-эпидемиологической службе Тимашевского филиала Центра гигиены и эпидемиологии работают люди с таким набором личностных черт: эмпатия, ответственность, высокий самоконтроль, общительность и др. Все они являются профессионально важными качествами, такими как требует профессия (см.выше описание профессий врачей). Однако, присутствуют и такие черты, которые могут потенциально способствовать трудностям в профессиональном развитии (ригидность, тревожность и напряженность, низкая обучаемость).
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования
Мы попытались
выявить зависимость между
Согласно таблице критических значений коэффициента корреляции Пирсона для n=20 (k=n-2=18) , значимыми будут показатели r от 0,44 (при уровне значимости р=0,05) и 0,55 (при уровне значимости р=0,01) [19].
Все полученные взаимосвязи представлены в таблице ниже.
Таблица 6
Корреляционные связи методик «Прогноз» и «16PF»
Факторы «16PF» |
Коэффициент Пирсона | |
Вероятность возникновения нервно- |
Склонность к депрессии | |
A |
0,1 |
0,8** |
C |
0,3 |
0,2 |
E |
0,4* |
0,3 |
F |
0,1 |
0,15 |
G |
0,5** |
0,1 |
H |
0,1 |
0,003 |
I |
0,1 |
0,2 |
L |
0,15 |
0,55** |
M |
0,1 |
-0,3 |
N |
0,01 |
0,3 |
O |
0,002 |
0,3 |
Q1 |
-0,13 |
0,2 |
Q2 |
0,1 |
-0,3 |
Q3 |
0,5** |
0,3 |
Q4 |
0,5** |
0,45** |
- прямая зависимость, т.е., чем выше уровень конформности (фактор Е) при r=0,4, уровень самоконтроля (фактор Q3) при r=0,5, уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при r=0,5, ответственности (фактор G) при r=0,5, тем выше вероятность возникновения нервно-психических срывов.
Связи с прочими показателями личностных факторов и вероятностью нервно-психических срывов не являются достоверными, т.е. статистически не значимы.
2. Выявлена зависимость между склонностью к депрессии у сотрудников СЭС в процессе выполнения профессиональной деятельности и показателями по факторам Кеттелла:
- прямая зависимость, согласно которой, чем выше уровень общительности (фактор А) при r=0,8, подозрительности (фактор L) при r=0,55, уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при r=0,45, тем склонность к депрессии выше;
- на уровне тенденций (но без статистической значимости), можно отметить прямые связи уровня конформности (фактор Е), самоконтроля (фактор Q3), дипломатичности (фактор N), тревожности (фактор О) со склонностью к депрессии. Все обнаруженные корреляции были ниже зоны значимости, при r=0,3;
- на уровне тенденций есть отрицательные связи депрессии и практичности (фактор М), нон-конформизма (фактор Q2), при r=-0,3. Т.е., чем практичнее действия и менее похоже мнение сотрудника на точку зрения других, тем в меньшей степени он сам подвергнется депрессии.
Значит, нам удалось найти взаимосвязи профессиональной деформации и личностных свойств сотрудников санитарно-эпидемиологической станции. Цель исследования достигнута.
2.6 Выводы и практические рекомендации
В целом сотрудникам СЭС присуща высокая коммуникативность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, способность работать в группе, высокий самоконтроль и ответственность. Эти характеристики действительно профессионально важны как качества, необходимыми в данной области здравоохранения.
Так
же для всей группы медиков,
работающих в Тимашевском
Результатом
проведённого исследования
Установлена
зависимость показателей
Практические рекомендации. Разработка коррекционных мероприятий, ориентированных на медицинский персонал, работающий в условиях повышенной моральной ответственности, находящихся в стрессе. Необходима ранняя факторов, приводящих к профессиональным заболеваниям, деструкциям. Специалистам полезно овладеть навыками релаксации, аутотренинга, а также позитивного мышления.
Аутогенная тренировка И. Шульца
Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект.
Тренировку можно проводить в любое время дня.
Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, при неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.
Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:
Когда эти упражнения хорошо освоены, некоторые формулы можно заменять: “ Спокойствие…”, “ Тепло…”, “Тяжесть…”, “Сердце и дыхание спокойны”, “ Лоб прохладен”, “Солнечное сплетение теплое”.
В конце сеанса – руки сгибают и разгибают в локтевом суставе 3 раза , сопровождая это глубоким вздохом- выдохом, следует широко открыть глаза.
Каждое новое упражнение тренинга повторяют для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди работников
социальной сферы (врачей, правоохранительных
органов, учителей, менеджеров) часто
встречаются следующие
С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром "эмоционального сгорания", что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением профессиональных деформаций к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Профессиональные деформации представляют собой изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональные деструкции - функциональный стереотип, поскольку позволяют человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда профессиональные деструкции отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность
медработников отличается исключительной
сложностью, представляя собой единство
объективных и субъективных переменных,
требований к технологической и
коммуникативной
Ответственный
характер деятельности медработников
обусловливает различные
Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС