Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9

    1. Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
    2. Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
    3. Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
    4. Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39

2.1 Организация  и ход исследования……………………………………39

2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39

2.3 Методики исследования……………………………………………...43

2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45

2.5 Корреляционный  анализ показателей исследования……………….53

2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Существует группа профессий, исполнение которых может приводить к профессиональным заболеваниям различной тяжести. Это положение справедливо в отношении разных видов профессиональной деятельности.  Впрочем, некоторые виды труда не считаются вредными, однако характер и условия профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (риск аварийности, большая ответственность, монотония труда, психическая напряженность) [22]. К таким профессиям безусловно можно отнести деятельность медицинских работников.

Труд  медицинских работников оценивается  на основе физиологических параметров, таких как степень изменения  работоспособности и функции  сердечно-сосудистой системы. По категории  напряженности данный труд относится  ко II категории. Помимо нервно-эмоционального напряжения, физической усталости, связанной  с ночными и круглосуточными  дежурствами, воздействиями высоких  концентраций лекарственных и токсических  веществ, медицинский персонал имеет  высокую вероятность заражения  инфекционными заболеваниями.

Хотя  считается, что труд положительно влияет на психику человека невозможно отрицать, например, проблематику стрессоустойчивости личности в различных профессиях. Кроме того, существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми [46]. К одной из негативных сторон трудовой деятельности справедливо отнести и профессиональные деструкции личности.

Медицинские работники постоянно сталкиваются со страданием людей, для продолжения функционирования они вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента. Несущий бремя «груза общения» специалист  вынужден  постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций,  служить  утешителем, а порой  мишенью для раздражения и агрессии. Человек редко умеет оставаться равнодушным  к проявлениям эмоций окружающих, как бы «заражается»  ими.  К этому добавляются вторичные переживания по  поводу чужих проблем, вызванные ответственностью. Помимо собственного ухудшения здоровья человека следствием всего этого может являться ещё и постепенное или же резкое снижение результативности его работы [48].

 Проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда, достаточно исследованы в психологии труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С. Г. Геллерштейн в 1930-е гг. писал: "Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника" [22].

Профессиональные  деформации - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Кроме того, они искажают конфигурацию личностного профиля сотрудников и негативно сказываются на продуктивности их труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа "человек - человек". Это вызвано, по мнению С.П. Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий в виде производственно-нежелательных качеств: консерватизма, догматизма, безразличия и др. Многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет и к развитию профессиональной дезадаптации специалистов.

Медицинские  работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой (в классификации профессий А.С. Шафрановой) [60]. Развитие медицины, появление новых высокоэффективных методов лечения сегодня не исключает по-прежнему актуальную проблему недовольства людей качеством медицинского обслуживания. Мы считаем, что данное обстоятельство обусловлено как недостаточностью материально-технической базы здравоохранения, так и межличностными отношениями медработников и пациентов.

Таким образом, актуальность темы связывается с проблемой профессиональных деформаций личности как препятствием сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональной пригодности персонала.

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.

Предмет исследования: профессиональные деформации личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.

Объект исследования: личностные особенности медицинских работников, профессиональная деформация, выраженная в склонности к депрессиям и нервно-психическим срывам.

Гипотеза исследования: сотрудники санитарно-эпидемиологической службы подвержены профессиональным деформациям, выраженным в депрессии и склонности к нервно-психическим срывам, что обусловлено определенными личностными характеристиками. 

В соответствии с целью данного  исследования, были поставлены следующие  задачи:

  1. Провести теоретический обзор литературы.
  2. Разработать программу исследования; сформировать выборку.
  3. Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
  4. Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Методики исследования.

- Методика  «Прогноз»;

- Шкала самооценки  нервной депрессии;

- Методика  «Удовлетворенность профессией»;

- Опросник  Кеттелла 16PF.

Исследовательская база. «Центр гигиены и эпидемиологии в краснодарском крае».

Характеристика выборки. Медицинский персонал с высшим и средним профессиональным образованием. Всего в исследовании участвовали 20 чел. в возрасте от 20 до 57 лет.

Практическая значимость. Основной областью приложения полученных результатов является возможность применения их для разработки коррекционных мероприятий, ориентированных на развитие персонала, на поддержание психологического здоровья сотрудников.

Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы и в учебном процессе в рамках курсов психологии труда, возрастной психологии, психология здоровья, психологии развития и др. на основании настоящего исследования возможна дальнейшая работа, направленная на понимание факторов, приводящих к профессиональным заболеваниям.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

    1. Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни

Профессиональные  деформации - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Можно сказать, что деформации – это нарушения личностного развития индивида. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

В литературных источниках по проблемам психологии труда понятие «профессиональная  деформация» часто используется синонимично таким понятиям, как  «профессиональная деструкция», «профессиональная  стагнация».

Зеер  Э.Ф. сформулировал положения развития профессиональных деструкций личности, перечисленными ниже.

1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие - это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

2. Профессиональные  деструкции в общем смысле - это  нарушение уже усвоенных способов  деятельности, разрушение сформированных  профессиональных качеств, появление  стереотипов профессионального  поведения и психологических  барьеров при освоении новых  профессиональных технологий, новой  профессии  или специальности.  Это также изменения структуры  личности при переходе от одной  стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях.

3. Переживание  профессиональных деструкций сопровождается  психической напряженностью, психологическим  дискомфортом, а в отдельных случаях  конфликтами и кризисными явлениями.  Успешное разрешение профессиональных  трудностей приводит к дальнейшему  совершенствованию деятельности  и профессиональному развитию  личности.

4. Деструкции, которые возникают в процессе  многолетнего выполнения одной  и той же профессиональной  деятельности, негативно влияют  на ее продуктивность, порождают  профессионально нежелательные  качества и изменяют профессиональное  поведение человека, их называют  профессиональными деформациями.

5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при  выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует использования всех качеств и  способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере  профессионализации, успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

6. Многолетнее  выполнение профессиональной деятельности  не постоянно сопряжено ее  совершенствованием и непрерывным  профессиональным развитием личности. Неизбежны временные периоды  стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны, на последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о профессиональных стагнациях личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.

7. Сенситивными  периодами образования профессиональных  деформаций являются кризисы  профессионального становления  личности. Непродуктивный выход  из кризиса искажает профессиональную  направленность, инициирует возникновение  негативной профессиональной позиции,  снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс  образования профессиональных деформаций  [22].

Маркова А.К. выделила тенденции профессиональных деструкций:

- отстаивание,  замедление профессионального развития  сравнительно с возрастными и  социальными нормами;

- дезинтеграцию профессионального развития, нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

- низкую  профессиональную мобильность, неумение  приспособиться к новым условиям  труда и дезадаптацию;

- рассогласованность  отдельных звеньев профессионального  развития, когда одна сфера как  бы забегает вперед, а другая отстает;

- ослабление  ранее имевшихся профессиональных  данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

- искаженное  профессиональное развитие, появление  ранее отсутствовавших негативных  качеств, отклонений от социальных  и индивидуальных норм профессионального  развития, меняющих профиль личности;

- появление  деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

- прекращение  профессионального развития из-за  профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные  деформации нарду с возрастными изменениями, связанными со старением, профессиональной усталостью, монотонией, длительной психической напряженностью, обусловленной сложными условиями труда, а также кризисами профессионального развития, являются барьерами к профессиональному развитию человека (А.К. Маркова) [33].

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС