Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

Характеристика выборки. Медицинский персонал с высшим и средним профессиональным образованием – врачи, младшие медицинские сотрудники. Всего в исследовании участвовали 20 чел., среди них – 6 мужчин и 14 женщин. В возрасте от 20 до 57 лет. Средняя продолжительность стажа – от года до 38 лет.

 

 

Таблица 1

Характеристика выборки

 

Возраст/стаж

Количество сотрудников

Возраст

20-25 лет

3

25-30 лет

6

30-35 лет

6

более 35 лет

5

Образование

Высшее

2

Средне-специальное

18

Проф. стаж в медицине

1-3 года

3

3-10 лет

4

От 10 лет

13


 

Перейдем  к описанию методик исследования.

 

2.3 Методики исследования

Для диагностики  были использованы:

- Методика «Прогноз» (приложение 1);

- Шкала самооценки нервной депрессии (приложение 2);

- Методика  «Удовлетворенность профессией»;

- Опросник  Кеттелла 16PF.

Кратко охарактеризуем каждую методику.

Методика "Прогноз" позволяет выявлять, прогнозировать и проводить профилактику нервно-психической неустойчивости различных категорий сотрудников. С ее помощью был определен уровень психической устойчивости (неустойчивости) обследуемых и степень вероятности возникновения у них нервно-психических срывов. Предположительно, сотрудники с проф.деформацией имеют уровень нервно-психической устойчивости ниже нормативного.

Шкала самооценки нервной депрессии помогла определить наличие и выраженность или отсутствие депрессии у сотрудников СЭС. Мы считаем, что при развитии проф.деструкций в эмоциональном состоянии респондентов присутствует депрессия.

Методика «Удовлетворенность своей профессией» разработана Н.В. Кузьминой. Данная диагностика определяет отношение работников к профессии и их представление о дальнейших перспективах в этой профессии.

Опросник Кеттелла (16PF) определяет такие личностные факторы как общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость, конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску, стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень  самоконтроля, социальная напряжённость.

  1. фактор А (замкнутость – общительность) – ориентация на определение степени общительности человека в группе;
  2. фактор В (низкий интеллект – высокий интеллект);
  3. фактор С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость или слабость Я – сила Я);
  4. фактор Е (конформность – доминантность)  – послушный или властный;
  5. фактор F (сдержанность – экспрессивность) – молчаливый, серьезный или жизнерадостный, веселый;
  6. фактор G (низкое супер-эго – высокое супер-эго) – ленивый или эмоционально дисциплинирован;
  7. фактор Н (робость – смелость);
  8. фактор I (жесткость – чувствительность);
  9. фактор L (доверчивость – подозрительность);
  10. фактор М (практичность – мечтательность) – развитое конкретное мышление, реалистичный или умение оперировать абстрактными понятиями, ориентирован на внутренний мир, богатое воображение;
  11. фактор N (прямолинейность – дипломатичность) – откровенный, бестактный, естественный, наивный, эмоциональный или изысканный, проницательный, осторожный, хитрый;
  12. фактор О (спокойствие – тревожность);
  13. фактор Q1 (консерватизм – радикализм) – сопротивление переменам, устойчивый по отношению к переменам или свободомыслие, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам;
  14. фактор Q2 (зависимость от группы – самодостаточность) – несамостоятельность или самостоятельность;
  15. фактор Q3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль) – недисциплинирован или волевой, самолюбивый;
  16. фактор Q4 (расслабленность – напряженность) – вялый, апатичный или собранный, возбужденный;

Отдельные факторы можно объединить в блоки по направлениям:

  1. Интеллектуальный блок: факторы: В; М; Q 1.
  2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С; О; Q 3; Q 4; G.
  3. Коммуникативный блок: факторы: А; Н; F; L; Е; Q2; N.

Результаты  применения данной методики позволяют  определить психологическое своеобразие  основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Перейдем  к описанию результатов исследования и анализу полученных данных.

 

2.4 Анализ результатов

Было проведено  исследование методикой «Прогноз», что показало вероятность возникновения  нервно-психических срывов у мед.работников в СЭС.

 

Таблица 2

   Результаты методики «Прогноз», n=20

 

 

Социально-демографические характеристики

Высокая вероят-

ность

нервно-психичес-

ких срывов, %

Нервно-психические срывы

 вероятны, особенно

 в экстремальных условиях, %

Нервно-психические 

срывы маловероятны, %

Возраст

от 20 до 25 лет

   

15

от 25 до 30 лет

 

25

5

От 30 до 35 лет

5

25

 

От 35 лет и старше

15

5

5

Образо-вание

Средне-специальное

20

50

20

Высшее медицинское

 

10

 

Стаж работы

1 - 3 года

   

15

3 - 10 лет

 

15

5

Более 10 лет

20

35

10


 

Полученные результаты мы изобразили в следующей диаграмме.

…..

Рисунок 1. Вероятность «срывов» у сотрудников с разным мед.стажем

 

Т.о., высокая вероятность нервно-психических срывов выявлена у сотрудников в возрасте категории старше 30 лет (30%) и стаже работы более 10 лет (20%). Низкая вероятность нервно-психических срывов выявлена в возрастной категории до 25 лет (15%) и стаже работы до 3 лет (15%). Средняя вероятность возникновения нервно-психических срывов (в так называемых экстремально-стрессовых ситуациях) выявлена в возрастной категории от 25 до 35 лет (50%), что справедливо и в отношении стажа от 3 (50%). Значит, можно сказать, что чем дольше проф. стаж, тем выше вероятность нервно-психических срывов. Такая тенденция связана со спецификой профессии, количеством и частотой перегрузок (как эмоциональных, так и физических); в начале своей трудовой деятельности сотрудники подвержены «срывам» в меньшей степени. Они также еще не переживали кризисов профессионального развития. Возможно, возрастная категория с высокой вероятностью нервно-психических срывов переживает одновременно и возрастной кризис и кризис в карьере [22, 41]. Признаки кризисов находят выражение в: неудовлетворенности собой, профессиональным статусом, собственной профессиональной ценностью, в целом - в профессиональных деформациях. Т.е. психо-эмоциональные и физические перегрузки в процессе деятельности истощают нервную систему и снижают психическую устойчивость специалистов.

Также была использована методика Шкала самооценки нервной депрессии: у испытуемых  выявлялось наличие или отсутствие депрессии как состояния, отражающего деструктивные изменения личности. Результаты представлены в таблице.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Результаты исследования самооценки нервной депрессии в зависимости от возраста и стажа

 

Респонденты

Депрессия не выявлена

Легкая депрессия ситуативного или неврологического происхождения

Депрессивное состояние

Возраст

от 20 до 25 лет

15%

   

от 25 до 30 лет

20%

10%

 

От 30 до 35 лет

15%

15%

 

От 35 лет и старше

10%

 

15%

Стаж

работы

1 - 3 года

10%

   

3 - 10 лет

25%

25%

 

Более 10 лет

25%

 

15%


 

 Из  приведенной таблицы  понятно,  что сотрудники СЭС в возрасте  до 25 лет не испытывают состояния  депрессии. К ней склонны люди  более старшего возраста и,  соответственно, с большим стажем работы:

25-30 лет- 10%,

30-35 лет  – 15%,

Более 35 лет – 15%.

…………….

Рисунок 2.Выраженность депрессивного состояния в зависимости от возраста

 

Сотрудники  санитарно-эпидемиологической службы не испытывают состояния депрессии, если стаж их деятельности менее трех лет. Подобное сотсояние будет свойственно  людям с большим стажем:

3-10 лет- 25%,

Свыше 10 лет – 15%. Скорее всего, по прошествии времени медработник учится совладевать с источниками стресса, депрессий, либо меняет к подобным проблемам собственное отношение.

 Соответственно, можно предположить, что неумение продуктивно преодолевать профессиональные и личностные кризисы приводит к депрессивным состояниям. Всё это отражается на личностных характеристиках, скорее всего, на отношении к профессиональной деятельности, на формирование профессиональных деструкций.

Кроме описанных  выше методик, в диагностический  блок была включена методика «Удовлетворенность своей профессией». Предложенный список вопросов и частота ответов приведены ниже.

 

Таблица 4

Результаты методики «Удовлетворенность профессией»

 

Вопросы методики

Да

Нет

Затруднились ответить

%

%

%

Нравится ли профессия

25

40

35

Изменилось ли представление о  профессии за период работы в лучшую сторону

10

80

10

Желание работать по другой специальности

60

25

15

Выбрали бы вновь свою работу

10

60

30

Производственные задания не требуют  дополнительных знаний

75

15

10

Предоставление свободы действий при выполнении заданий

10

90

 

Позитивное представление о трудовой перспективе

10

10

80

       

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок. Показатели  удовлетворенности профессией (%)

 

Рисунок 3. Удовлетворенность профессией

По проведенной  методике выявлено, что не удовлетворены своей профессией  40% респондентов, 35% - затруднились с ответом. 80% медработников в СЭС не видят перспектив в данной области и желают сменить профессию, не выбрали бы ее заново. Возможно, это связано с низкой мотивацией труда, обусловленной социально-экономической ситуацией в стране, внутренней ситуацией в трудовых коллективах.

В худшую сторону изменилось представление  о профессии у 80% опрошенных. А 60% респондентов желают сменить специальность и столько же не выбрали бы свою работу снова. Не возможность творческого подхода, стереотипизация труда затрудняют как личностный, так и профессиональный рост, ослабляют темп самоактуализации, способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания. Перечисленные аспекты вполне могут являться факторами, обусловливающими формирование профессиональных деформаций.

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС