Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Фрейденберг Х.Дж. выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Ковальчук В.И. отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены  эмоциональному выгоранию [25]. Бойко В.В. указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности. Роджерс и Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [14-16].

В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий  синдром эмоционального сгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки) [20].

6. На  развитие деформаций специалиста  большое влияние оказывает снижение  уровня его интеллекта. Исследования  общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы  он снижается. Конечно, здесь  имеют место возрастные изменения,  но главная причина заключается  в особенностях нормативной профессиональной  деятельности. Многие виды труда  не требуют от работников решения  профессиональных задач, планирования  процесса труда, анализа производственных  ситуаций. Невостребованные интеллектуальные  способности постепенно угасают.  Однако, интеллект работников, занятых  теми видами труда, выполнение  которых связано с регулярным решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.

7. Деформации  обусловлены также тем, что  у каждого человека есть предел  развития уровня образования  и профессионализма. Он зависит  от социально-профессиональных установок,  индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик.  Причинами образования предела  развития могут стать психологическое  насыщение профессиональной деятельностью,  неудовлетворенность имиджем профессии,  низкой зарплатой, отсутствием  моральных стимулов.

8. Факторами,  инициирующими развитие профессиональных  деформаций, являются различные  акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения  одной и той же деятельности  акцентуации профессионализируются,  вплетаются в ткань индивидуального  стиля деятельности и трансформируются  в профессиональные деформации  специалиста. У каждого акцентуированного  специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо появляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

9. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения,  связанные со старением. Специалисты  в области психогеронтологии  отмечают следующие виды и  признаки психологического старения  человека:

- социально-психологическое  старение, которое выражается в  ослаблении интеллектуальных процессов,  перестройке мотивации, изменении  эмоциональной сферы, возникновении  дезадаптивных форм поведения,  росте потребности в одобрении  и др.;

- нравственно-этическое  старение, проявляющееся в навязчивом  морализировании, скептическом отношении  к молодежной субкультуре, противопоставлении  настоящего прошлому, преувеличение  заслуг своего поколения и  др.;

- профессиональное  старение, которое характеризуется  невосприимчивостью к нововведениям,  канонизацией индивидуального опыта  и опыта своего поколения, трудностями  освоения новых средств труда  и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных  функций и др. [22].

Исследователи феномена старости подчеркивают, что  фатальной неизбежности профессионального  старения нет. Однако очевидно, что физическое и психологическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства.

Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности, уровня самокритичности.

В преодолении  стресса задействованы три важнейших  фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики  окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении. Выбор «мишени» обусловливают ситуативные факторы  и личностные особенности. При сильном  стрессе возникают: навязчивые мысли  или образы (когнитивная сфера); застревание, зацикленность переживаний (эмоциональная  сфера); навязчивые стремления, действия, ритуалы (поведенческая сфера); нарушение  социальных связей и социальная дезадаптация (социально-психологическая сфера).

 Часто  реакция на трудности наиболее  ярко выражена в эмоциональной  сфере. Она не редко оказывается  основной «мишенью» стрессового  воздействия, но главный ресурс  для преодоления стресса может  быть найден в других сферах  психики. Важную роль здесь  играет построение более гармоничных  эмоциональных отношений. Поиск такой сферы и её активизация составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей. Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности.

Х. Шредер выделяет пять групп личностных переменных, ответственных за интенсивность  и качество реакции на стресс: когнитивные  структуры, представление о себе, поведенческие программы, мотивационные  структуры, опыт межличностного поведения.

Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Тип адекватной стратегии в стрессовых ситуациях определяется силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов [41].

Анциферова  Л.И. предлагает следующую классификацию типов поведения в стрессовых ситуациях:

1) экстерналы – уход от трудных ситуаций, обвинение в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим;

2) интерналы предпочитают конструктивную стратегию совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей, такой тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем.

Новиков А.М. подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя к деградации личности [18].

 

1.3 Особенности трудовой деятельности  медицинского персонала

Труд  медицинских работников, оцениваемый  на основе физиологических параметров: степени изменения работоспособности  и функции сердечно-сосудистой системы, относится ко II категории напряженности. Помимо нервно-эмоционального напряжения, физической усталости, связанной с  ночными или круглосуточными дежурствами, воздействия высоких концентраций лекарственных и токсических веществ, медицинский персонал имеет высокую вероятность заражения инфекционными заболеваниями.

Всемирная организация здравоохранения [47] выделила пять основных агрессивных факторов больничной среды:

  1. физические перегрузки;
  2. воздействие токсических веществ;
  3. инфекция;
  4. радиация;
  5. психоэмоциональные перегрузки.

Профессиональные деструкции медицинских работников являются фактором, определяющим не только личностные проблемы работников, а также успешность работы учреждения, как с медицинской, так и с финансовой точки зрения. Руководитель должен своевременно распознать признаки, например, эмоционального выгорания у своих сотрудников, регулярно проводить работу по профилактике деформаций в профессии. Забота о сотрудниках, заключающаяся в грамотном отборе кадров, создании нормальных условий для работы, обеспечение возможности для профессионального роста и обучения, оптимизация производственных моментов – это не только проявление человечности, но и меры, обеспечивающие стабильность работы медицинского учреждения [48].

Условия труда сотрудников медицины обладают спецификой, которая может быть значимой для формирования профессиональных деформаций. 

Например, в  деятельности медицинской сестры, врача  высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными  дежурствами, ожидание осложнений в  состоянии больных требуют функциональной активности организма и могут  быть квалифицированы как ведущие  патогенные профессиональные факторы. Наряду с этим, отягчающее влияние  на здоровье работающих оказывает контакт  с умирающими больными, когда медицинский  работник не видит положительных  результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное  бессилие. В результате развиваются  церебральные нарушения в форме  невроза, сомато-висцеральные нарушения  в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении.

С ростом производственной нагрузки, медицинский  работник всё меньше испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами  усталости и нервозности можно  назвать превышение нормативного числа  пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места [25].

Из эргономических факторов медицинские сотрудники чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата.

Происшедшие в последнее время радикальные  перемены в обществе оказывают дополнительную психологическую нагрузку на медицинский  персонал, так как требуют более  качественной работы в значительно  более короткие сроки при экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения. Большинство медицинских  работников, работающих в инновационных  условиях, имеют ненормированный  рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов диагностики  и лечения) [16]. Интенсивность профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья – способствует увеличению уровня общей заболеваемости и уровня распространённости хронической патологии.

Работа медика (мед.сестры, врача, санитарного эпидемиолога) обусловлена контактами с различными химическими веществами: дезинфектантами, лекарственными препаратами, химическими реактивами и пр. Так, например, дезинфектант, предназначенный для обработки поверхностей в помещениях, может воздействовать на организм через органы дыхания. При этом имеет значение способ обработки – протирание или орошение. Через кожные покровы дезинфектанты могут попадать в организм, как с рабочими растворами, так и через обработанные ими предметы: медицинский инструментарий, посуда и т. д. Следовательно, занятость в условиях потенциальной угрозы здоровью, является дополнительным фактором, влияющим на психологическое состояние сотрудника.

Персонал  отделений реанимаций в процессе профессиональной деятельности ежедневно подвергается стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с больными, находящимися в критическом состоянии. Это обстоятельство часто вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания» [23].

Синдром «эмоционального выгорания» – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки [15, 17, 31, 34]. Ежедневное противостояние боли, страданиям и смерти оказывают негативное воздействие на медицинский персонал. Считается, что медицинские работники должны обладать добротой, человеколюбием, сочувствием, готовностью к самопожертвованию и т. д. Однако через некоторое время после начала практической деятельности молодые медицинские специалисты утрачивают эти качества. Через 3-4 года у них появляются признаки синдрома эмоционального выгорания [27, 28, 46]. Последствия «выгорания» медицинского персонала могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии [17, 31, 36, 52].

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС