Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа
Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Фрейденберг Х.Дж. выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Ковальчук В.И. отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [25]. Бойко В.В. указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Роджерс и Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [14-16].
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки) [20].
6. На
развитие деформаций
7. Деформации
обусловлены также тем, что
у каждого человека есть
8. Факторами,
инициирующими развитие
9. Фактором,
инициирующим образование
- социально-психологическое
старение, которое выражается в
ослаблении интеллектуальных
- нравственно-этическое
старение, проявляющееся в навязчивом
морализировании, скептическом
- профессиональное
старение, которое характеризуется
невосприимчивостью к
Исследователи феномена старости подчеркивают, что фатальной неизбежности профессионального старения нет. Однако очевидно, что физическое и психологическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства.
Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности, уровня самокритичности.
В преодолении
стресса задействованы три
Часто
реакция на трудности наиболее
ярко выражена в эмоциональной
сфере. Она не редко
Х. Шредер выделяет пять групп личностных переменных, ответственных за интенсивность и качество реакции на стресс: когнитивные структуры, представление о себе, поведенческие программы, мотивационные структуры, опыт межличностного поведения.
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Тип адекватной стратегии в стрессовых ситуациях определяется силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов [41].
Анциферова Л.И. предлагает следующую классификацию типов поведения в стрессовых ситуациях:
1) экстерналы – уход от трудных ситуаций, обвинение в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим;
2) интерналы предпочитают конструктивную стратегию совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей, такой тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем.
Новиков А.М. подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя к деградации личности [18].
1.3
Особенности трудовой
Труд
медицинских работников, оцениваемый
на основе физиологических параметров:
степени изменения
Всемирная организация здравоохранения [47] выделила пять основных агрессивных факторов больничной среды:
Профессиональные деструкции медицинских работников являются фактором, определяющим не только личностные проблемы работников, а также успешность работы учреждения, как с медицинской, так и с финансовой точки зрения. Руководитель должен своевременно распознать признаки, например, эмоционального выгорания у своих сотрудников, регулярно проводить работу по профилактике деформаций в профессии. Забота о сотрудниках, заключающаяся в грамотном отборе кадров, создании нормальных условий для работы, обеспечение возможности для профессионального роста и обучения, оптимизация производственных моментов – это не только проявление человечности, но и меры, обеспечивающие стабильность работы медицинского учреждения [48].
Условия труда сотрудников медицины обладают спецификой, которая может быть значимой для формирования профессиональных деформаций.
Например, в
деятельности медицинской сестры, врача
высокая производственная нагрузка,
круглосуточный режим работы с обязательными
дежурствами, ожидание осложнений в
состоянии больных требуют
С ростом
производственной нагрузки, медицинский
работник всё меньше испытывает удовольствие
от самого процесса работы. Причинами
усталости и нервозности можно
назвать превышение нормативного числа
пациентов, большой объём канцелярско-
Из эргономических факторов медицинские сотрудники чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата.
Происшедшие
в последнее время радикальные
перемены в обществе оказывают дополнительную
психологическую нагрузку на медицинский
персонал, так как требуют более
качественной работы в значительно
более короткие сроки при экономически
ограниченном обеспечении учреждений
здравоохранения. Большинство медицинских
работников, работающих в инновационных
условиях, имеют ненормированный
рабочий день, сверхурочную работу,
связанную с совмещением
Работа медика (мед.сестры, врача, санитарного эпидемиолога) обусловлена контактами с различными химическими веществами: дезинфектантами, лекарственными препаратами, химическими реактивами и пр. Так, например, дезинфектант, предназначенный для обработки поверхностей в помещениях, может воздействовать на организм через органы дыхания. При этом имеет значение способ обработки – протирание или орошение. Через кожные покровы дезинфектанты могут попадать в организм, как с рабочими растворами, так и через обработанные ими предметы: медицинский инструментарий, посуда и т. д. Следовательно, занятость в условиях потенциальной угрозы здоровью, является дополнительным фактором, влияющим на психологическое состояние сотрудника.
Персонал отделений реанимаций в процессе профессиональной деятельности ежедневно подвергается стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с больными, находящимися в критическом состоянии. Это обстоятельство часто вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания» [23].
Синдром «эмоционального выгорания» – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки [15, 17, 31, 34]. Ежедневное противостояние боли, страданиям и смерти оказывают негативное воздействие на медицинский персонал. Считается, что медицинские работники должны обладать добротой, человеколюбием, сочувствием, готовностью к самопожертвованию и т. д. Однако через некоторое время после начала практической деятельности молодые медицинские специалисты утрачивают эти качества. Через 3-4 года у них появляются признаки синдрома эмоционального выгорания [27, 28, 46]. Последствия «выгорания» медицинского персонала могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии [17, 31, 36, 52].
Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС