Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа
Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67
В большей степени данный синдром может развиться у женщин, что связано с их большей подверженностью влиянию стрессовых факторов, они более эмоциональны и чувствительны [31].
Синдром эмоционального выгорания проявляется следующими признаками:
Причины психологического выгорания и его скорость, по мнению психологов, зависят от многих факторов и сочетаний:
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье) [49].
Другой стороной медицинского труда является повышенная ответственность: требуется четкое выполнение инструкций, глубокие профессиональные знания, владение вопросами психологии общения с пациентами и коллегами по работе. Определенным гарантом эффективной профессиональной деятельности любого специалиста является наличие безопасной рабочей среды. Именно поэтому для современной медицины актуальной является проблема создания безопасных условий не только для пациента, но и для медицинского персонала, создание так называемой безопасной больничной среды [35].
Кроме прочего, сегодня низкая оплата труда медицинских работников в условиях развития рыночной экономики заставляет работать, пренебрегая временем на отдых для восстановления физического и эмоционального баланса организма. Медицинский работник находится в тисках медико-экономических стандартов, тех требований к объёму медицинской помощи, которую он должен выполнить по отношению к пациенту. При этом финансирование здравоохранения реально не соответствует объёму выполняемых задач. Перечислим проблемы российского здравоохранения:
1. Распределение ресурсов с неравномерной концентрацией их в больших городах и крупных стационарах.
2.Заниженные роль среднего медицинского персонала и соответствующий уровень компетенции. Часто врач вынужден выполнять функции, не свойственные ему.
3.Низкая интенсивность стационарной помощи. Необоснованно длительные сроки пребывания.
4. Популярность высоких технологий при низком качестве базовой медицинской помощи.
5.Отсутствие экономических стимулов для здорового образа жизни (курение, алкоголь).
6.Излишняя специализация, которая приводит к «распылению» медицинского обслуживания [26].
Медицинский
персонал подвержен высокому профессиональному
риску заражения
Интенсивная
работа в неблагоприятных условиях
труда и при высокой
В связи с ухудшением криминальной обстановки в стране, увеличением количества наркоманов, мигрантов, БОМЖей возрастает риск насилия против персонала органов здравоохранения (нападения, угрозы, оскорбления, разгром с целью добыть наркотические вещества).
Факторы риска для работников здравоохранения: наличие лекарств или денег в лечебно-профилактическом учреждении; взаимодействие с лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками; неукомплектованные штаты лечебно-профилактического учреждения; изолированная работа с пациентом во время осмотра и ухода; контакт с пациентами, которые находятся в состоянии стресса, испытывают боль, разочарование от услуг здравоохранения; продолжительное время ожидания помощи и фрустрация вследствие её отсутствия [1].
Чувство
социальной незащищённости, неуверенности
в социально-экономической
Медицинский работник обладает своего рода властью над больными. Склонность к профессиональной деформации часто наблюдается именно у таких профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависит здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти.
У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры очень переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (кровотечения, страдания, операции, смерть), со временем развивается определённая эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется чёрствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создаётся впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.
Следствием профессиональной деформации личности является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как медицинскому работнику в этом состоянии кажется, что его чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. Появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медработник начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытым для контакта. Одним из серьезных следствий профессионального стресса у медперсонала считается появление или заметное учащение соматических заболеваний. Поэтому следует задумываться над тем, что беспричинно учащающиеся головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.
Трудоголизм как стремление компенсировать ощущение недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений, - противоположный вариант снижения эмоциональной нагрузки. У многих медицинских работников нет никого, кроме сyпpyги/сyпpyга или паpтнеpа, с кем можно было бы поговорить о чем-нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом, т.к. это похоже на образ родителя, который не способен отключаться от работы и не доступен для своих детей, что всегда трагично для близких [7].
Медработникам, сознательно выбирающим вид медицинской деятельности, связанный с повышенным риском эмоционального выгорания, необходима регулярная психотерапевтическая поддержка и специальная профессиональная подготовка. Важно освоить приёмы профилактики/замедления «выгорания». Общепризнанным на сегодняшний день способом решения этих проблем являются так называемые «балинтовские группы» [26]. Первые тренинговые семинары для врачей общего профиля были организованы в 50-х годах в Лондоне на базе Тавистокской клиники Михаэлем Балинтом, соратником Фрейда. В работе «Доктор, его пациент и болезнь» Балинт изложил основы проведения семинаров. Программа групповых занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение их профессиональных качеств путем привлечения внимания к психологическим аспектам работы с больным, к отношениям в диаде «врач-больной». Представляемый кем-либо из участников семинара «случай, вызвавший затpyднения», служил объектом всестороннего pассмотpения. Занятия в «балинтовской гpyппе» позволяли обеспечить определенный сдвиг в самосознании врача.
Первый
шаг к преодолению
1.4 Связь профессиональных
Для личности характерно согласие с собой и людьми, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, широкий кругозор, чувство юмора. Чтобы грамотно осуществлять профессиональные обязанности, чтобы общаться с пациентом в рамках системы «личность – личность», медицинскому работнику важно самому быть целостной личностью. В рамках этой системы на первый план выходит эмоциональный компонент.
С переменами характера работы, ростом нравственной ответственности меняется мировоззрение, личностная оценка медика, идет осмысление этических, психологических, антропологических, правовых проблем своей профессиональной сферы.
Непричинение вреда, зла, ущерба – первейшая обязанность каждого медицинского работника. И. Кант сказал, что «самое главное для человека – это огромное звёздное небо над его головой и великий нравственный закон внутри нас».
Медицинский работник должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью, а также коммуникативной компетентностью. Последняя предполагает умение устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также, чтобы медрабоник владел собственными эмоциями, умел сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение, уважение и вежливость – составные элементы стиля работы, в них выражается заботливость и внимание медперсонала к пациентам [25].
Для характеристики действий врача Кончаловский И.П. ввёл термин «клиническое мышление» [4]. Билибин А.Ф. определяет клиническое мышление как интеллектуальную, логическую деятельность, позволяющую находить особенности, характерные для патологического процесса у конкретной личности. Например, современная медсестра – это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринского процесса, для осуществления которого ей необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, научиться ставить сестринский диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики ухода за пациентом, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены именно при наличии клинического мышления.
Концентрация внимания, стремление к новому, критическое отношение к возможным действиям, интуиция (состояния, связанные с познавательной деятельностью) в целом характеризуют интеллект медперсонала.
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью, они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Как показано Харди И., медицинские сёстры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинёр» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, их преследует страх заразиться или заболеть тяжёлой болезнью. Пожалуй, только сестра «материнского» типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива [13].
Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС