Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

Медицинские работники должны любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект. Клиническая деятельность требует  глубокого познания своей специальности, разносторонней культуры, широты интеллекта. Кроме изучения той области, в которой они работают, медикам, как и представителям многих профессий, необходимо заниматься повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека [2].

Профессионально способным можно считать того медработника, которому присуще отсутствие тщеславия, ровное и участливое отношение ко всем пациентам, быстрота реакции, выдержка, высокое чувство долга и владение профессиональной техникой.

Наряду  с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медработникам нередко  приходится скрывать свои спонтанно  возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало «эмоционального топлива» уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Чаще всего медработники не решаются высказывать пациентам подобные «неподходящие» переживания, руководствуясь формулой «не вреди» и своими представлениями о вреде и пользе. В других случаях медработник не хочет разрушать установившиеся добрые отношения, испортить впечатление пациента о себе и службе в целом. Иногда медработник скрывает «неприемлемые чувства» не только от пациента, но и от себя. Тем не менее, как бы неуместны эти переживания ни были, они существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «сгорания», психосоматических симптомов. Позитивное восприятие этих симптомов –  первый шаг на пути к пониманию себя и решению проблем, возникающих при общении с пациентом.

Негативные  эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие у медработника  во время или после работы часто  связывают с негативными переживаниями  пациента. Плохое состояние медработника является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания  пациента. В основе лежит «заражение», то есть идея «непосредственного перехода»  эмоций пациента к медработнику. Анализ «негативных переживаний» медработников обнаруживает, что они являются внешним выражением разных мало осознаваемых состояний самого специалиста [29].

Большое количество разнообразных ситуаций, схем и представлений о жизни, с которыми встречается медработник, должны приводить к осознанию  им своей субъективности. По мере приобретения опыта это ощущение растет, вместе с ним растет осознание своей некомпетентности и ответственности за судьбу пациента. Вероятно, только единицы могут комфортно переносить эти чувства, поэтому параллельно идут процессы, защищающие человека от «многообразия опыта» и «хаоса бытия». Имеются  ввиду обобщение и систематизация своего опыта, типологизация пациентов, создание своих и использование чужих схем работы с разными проблемами, поиск критериев эффективности своей работы.

В основе решения быть специалистом в системе  человек-человек всегда лежит несколько  мотивов. Одни мотивы «правильные» принимаются, а значит –  осознаются. Другие мотивы «неправильные» отвергаются или редко вербализуются. По мере работы индивидуальный спектр мотивов неизбежно меняется, поскольку мотивы –  это подвижные образования, могут усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Такое уменьшение мотивации может возникнуть, когда: 1) мотив входит в противоречие с конкретной ситуацией – например, романтическое желание помогать людям «на деле» сталкивается с рутинной тематикой или реальными профессиональными трудностями; 2) мотив исчерпывается – удовлетворение потребности (реализация мотива) приводит к исчезновению необходимости в данной работе; она становится «выжимающей силы» обузой; например, специалист решил свои личные проблемы, удовлетворил любопытство, испытал себя.

Если  рассматривать медицину как поле деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут сигнализировать  об окончании этого жизненного этапа, или другими словами –  о  прохождении очередного этапа в  развитии личности человека, реализовавшегося в работе [16].

Некоторые личностные особенности  медицинских  работников могут делать  их более  или менее склонными к формированию профессиональных деструкций. Склонная к стрессу,  напористая, «стресс  – зависимая» личность представляет  собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна  из  моделей  процесса эмоционального выгорания  (Дж. Эдельвич, А. Бродски) в качестве  своей  первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и  преданный  человек является наиболее уязвимым, и поэтому, некоторые  из  успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск  эмоционального  выгорания.   У   них есть  тенденция к идеалистическим,  а не  реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными  своей работой и им трудно оторваться от нее.

По мнению Винсент М.О., они могут быть  созависимыми  и испытывать сильную потребность чувствовать себя необходимыми,  значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно их стремление рвать связи со знакомыми и родственниками, при общении с которыми могут проявиться  их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире,  где много или большинство положительных эмоций  они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении,  в котором работают. Пинес А. считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются  через их профессиональную идентичность и поэтому профессиональные  угрозы  и  стрессы  они  переживают  как  вызов фундаментальным надеждам, целям [26]. 

По мнению М. Кинга, преобладающая особенность медицинской профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

Каждому медработнику  необходимо стать  для себя же специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать/переустанавливать  приоритеты, изменять образ жизни. Интересно, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

 

Профессиональные  деформации - это разновидность неизбежных профзаболеваний. Наиболее уязвимы  социономические профессии типа "человек - человек". Степень выраженности профессиональных деформаций зависят  от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и  индивидуально-психологических особенностей личности.

Деятельность  медицинских работников связана  с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Самым лучшим антидотом при таких негативных чувствах как фрустрация, гнев, цинизм, чувстве неуверенности в себе медработников, является развитие интеллектуальной стороны медицинской практики (творческий и личностный рост профессионала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

2.1 Организация и ход исследования

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.

Предмет исследования: профессиональные деформации личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.

Объект исследования: личностные особенности медицинских работников, профессиональная деформация, выраженная в склонности к депрессиям и нервно-психическим срывам.

Задачи эмпирической части исследования

  1. Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
  2. Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

2.2 Описание базы исследования и характеристика выборки

Настоящее исследование осуществлялось на базе "Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", ….. филиал федерального государственного учреждения здравоохранения  (далее в работе СЭС – санитарно-эпидемиологическая служба»). Адрес организации: Краснодарский край, ……

СЭС - санитарно-эпидемиологическая станция - учреждение, осуществляющее санитарный надзор и санитарно-противоэпидемическое обслуживание (распоряжение Правительства Российской федерации от 13 января 2005 г. N 23-р).

В ведении  санитарно-эпидемиологической службы находится практически все, что  может повлиять на здоровье человека (Приказ Госсанэпиднадзора от 28 декабря 1995 г. N 138: Типовое положение о центрах государственного санитарно-эпидемиологического контроля (санэпидемстанциях) [40]. Без разрешения врача-гигиениста не будет пущен в производство ни один вид продукции, начиная сложнейшей машиной и кончая детской игрушкой, не войдет в строй ни одно здание, не начнет работать ни одно предприятие, не поступит на полки магазинов ни один товар. Промышленные выбросы предприятий, выхлопные газы, отходы производства загрязняют внешнюю среду, создавая угрозу здоровью людей. Санитарным органам предписано охранять окружающую среду. Под надзором санитарных врачей - городские водопроводы, сельские колодцы, бесчисленные озера и реки, морские прибрежные воды, арки [9].

Труд гигиенистов - многообразный, сложный, и его плоды часто  бывают ощутимы не сразу, а через  многие годы. Поэтому врач-гигиенист  обязательно должен обладать высоким  чувством ответственности, определенными  бойцовскими качествами, принципиальностью, настойчивостью, честностью, умением  отстаивать свое мнение. Помогают ему  в работе также наблюдательность, внимание. Немаловажное значение имеет  физическое, нравственно-психологическое здоровье врача [65].

В Тимашевском  филиале СЭС есть отделы, которые  занимаются борьбой с инфекционными  болезнями, включая программы вакцинации населения, а также мониторингом медицинских и образовательных учреждений и обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических норм производства и торговли продуктами питания. В СЭС г. Тимашевска работают разные категории врачей: врач-эпидемиолог, врач-инфекционист, врча-гигиенист, санитарный эпидемиолог. Врач-гигиенист-эпидемиолог - специалист, организующий мероприятия по сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни, осуществляющий надзор за факторами и объектами окружающей среды, определяющими здоровье и заболеваемость населения. Санитарные врачи Тимашевской СЭС следят за работой очистных сооружений, производят лабораторные анализы стоков до очистки и после, ведут наблюдение за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания (процесс от приема продуктов до реализации готовой пищи; сроки и условия хранения продуктов, соблюдение санитарных правил мытья посуды и обработки кухонного инвентаря, сроки реализации готовых блюд и т.п.).

Для понимания  специфики труда в данном типе организации мы приведем краткую  характеристику основных профессий  СЭС.

Врач-гигиенист/эпидемиолог (санитарный врач)

Содержание труда: контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм при производстве всех видов продукции, за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания, за сроками и условиями хранения и реализации пищевых продуктов и готовых блюд, изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта с целью сохранения и укрепления здоровья населения.

Должен знать: основы гигиены и санитарии, анатомию и физиологию человека, санитарное законодательство, предельно допустимые нормы неблагоприятных воздействий на окружающую среду, меры по предупреждению и ликвидации последствий различных видов неблагоприятных воздействий на здоровье человека, специфические методы исследования, принципы организации и проведения оздоровительных мероприятий.

Профессионально важные качества: эмоционально-волевая устойчивость; внимательность; высокая ответственность; наблюдательность; большой объем долговременной памяти; аналитический ум; развитое практическое мышление; принципиальность.

Медицинские противопоказания к деятельности: значительные дефекты зрения и слуха; аллергические заболевания; инфекционные заболевания психические и нервные заболевания.  

Врач-инфекционист  

Содержание труда: изучает возникновение, механизмы развития и клинические проявления инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными микроорганизмами, разрабатывает методы их лечения и профилактики.

Должен знать: Основы общетеоретических естественных дисциплин, классификацию инфекционных болезней, их этиологию, эпидемиологию и профилактику.

Профессионально важные качества: эмоционально-волевая устойчивость;  внимательность; аккуратность; высокая ответственность;  наблюдательность;  большой объем долговременной памяти; аналитический ум.

Медицинские противопоказания: психические и нервные заболевания; значительные дефекты зрения и слуха; инфекционные заболевания [53].

Таким образом, мы выявили специфику должностных  обязанностей медицинского персонала, занятого в "Центре гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", Тимашевском филиале федерального государственного учреждения здравоохранения, что подтверждает высокий риск среди врачей столкнуться с проблемой  профессиональной деформацией личности.

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС