Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать проявления профессиональных деформаций личности у сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с целью данного исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы.
Разработать программу исследования; сформировать выборку.
Провести исследование профессиональной деформации личности у сотрудников СЭС.
Провести обработку и анализ результатов исследования, сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
Профессиональная деформация: признаки, виды и уровни………....9
Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности………………………………………………………………………….16
Особенности трудовой деятельности медицинского персонала…..23
Связь профессиональных деформаций медицинских работников с особенностями их личности…………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ……………………...39
2.1 Организация и ход исследования……………………………………39
2.2 Описание базы исследования и характеристики выборки ………...39
2.3 Методики исследования……………………………………………...43
2.4 Анализ результатов ………………………………………………......45
2.5 Корреляционный анализ показателей исследования……………….53
2.6 Выводы и практические рекомендации……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЭС.docx

— 171.02 Кб (Скачать)

Ряд авторов  считают, в наибольшей мере профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, вынужденных постоянно взаимодействовать с людьми: педагогов, врачей, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей и др. (исследования Безносова С.П., Грановской Р.М., Корнеевой Л.Н., Марковой А.К.).

В основном, у представителей данных профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные  деформации, типичные для работников  определенной профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; для врачей характерен синдром "сострадательной усталости", выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных, у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные  профессиональные деформации, возникающие  в процессе специализации по  профессии. Любая профессия объединяет  несколько специальностей. Каждая  специальность имеет свой состав  деформаций. Например, в юридических  и правозащитных профессиях: у  следователя появляется правовая  подозрительность, у оперативного  работника - актуальная агрессивность, у адвоката профессиональная изворотливость, у прокурора  - обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические  деформации обусловлены наложением  индивидуально-психологических особенностей  личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую  структуру деятельности. В результате  складываются профессионально и  личностно обусловленные комплексы:

- деформации  профессиональной направленности  личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка  ценностных ориентаций, пессимизм,  скептическое отношение к новичкам  и нововведениям;

- деформации, развивающиеся на основе каких-либо  способностей: организаторских, коммуникативных,  интеллектуальных и др. (комплекс  превосходства, гипертрофированный  уровень притязаний, завышенная  самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

-  деформации, обусловленные чертами характера:  ролевая экспансия, властолюбие,  «должностная интервенция», доминантность,  индифферентность и др.

Данная группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные  деформации, обусловленные особенностями  работников самых различных профессий.  В процессе многолетнего выполнения  профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации Э.Ф. Зеер назвал «профессиональным кретинизмом» [22].

Следствием  перечисленных деформаций являются снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, конфликты, психическая напряженность, кризисы, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Охарактеризуем основные профессиональные деформации.

  1. Профессиональный догматизм - стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт;
  2. Консерватизм - предубеждение против инноваций, приверженность устоявшимся профессиональным технологиям;
  3. Демонстративность - чрезмерная эмоциональность, самопрезентация;
  4. Профессиональная индифферентность - проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жестокости;
  5. Ролевой экспансионизм - фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях, преувеличение своей роли, ролевое поведение за пределами учреждения;
  6. Социальное лицемерие - склонность к морализированию, вера в свою нравственную непогрешимость, неискренность чувств и отношений;
  7. Сверхконтроль - подавление спонтанности, сдерживание самореализации, ориентация на правила, инструкции, в межличностных отношениях - высокая нравственная требовательность и др. [41].

Зеер  Э.Ф. обозначает возможные способы профессиональной реабилитации, позволяющие некоторым образом снизить негативные последствия таких деструкций:

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

           прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

овладение приемами, способами саморегуляции  эмоционально-волевой сферы и  самокоррекции профессиональных деформаций;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего  личностного и профессионального  роста;

профилактика  профессиональной дезадаптации начинающего  специалиста;

повышение квалификации и переход на новую  квалификационную категорию или  должность (повышение чувства ответственности и новизны работы) [22].

Поведение личности в соответствии с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному  росту, определяет три важные сферы:

1. Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного значения деятельности, профессиональных притязаниях, готовности к энергетическим затратам, стремление к совершенству при выполнении заданий, а также способности сохранять дистанцию между личной и профессиональной сферами.

2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные как тенденции отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий; активность стратегии преодоления трудностей, а также внутреннего равновесия. Эти признаки отражают два различных способа поведения в трудной ситуации: активное решение проблем или их избегание.

Согласно  концепции Антоновского, чувство  когерентности связано с положительной  оценкой своих возможностей в  проблемной ситуации, выработкой эффективной  стратегии её преодоления, положительной  жизненной установкой, создающими тем  самым основу для профессиональной самореализации личности.

3. Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность, выражением которого является чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного удовлетворения [46].

 

1.2. Факторы, детерминирующие профессиональные деформации личности

Все факторы, способствующие развитию профессиональных деформаций, принято разделять на три группы:

- объективные,  связанные с социально-профессиональной  средой: социально-экономической ситуацией,  имиджем и характером профессии,  профессионально-пространственной  средой;

- субъективные, обусловленные особенностями личности  и характером профессиональных  взаимоотношений;

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией  профессионального процесса, качеством  управления, профессионализмом руководителей.

Отметим, что одни и те же детерминанты проявляются во  всех трех группах факторов.

Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, - так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. При выборе профессии человек ориентирован на получение одного или нескольких подобных «благ».

Пусковым  механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную  профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего  специалиста к поиску "кардинальных" методов работы. Неудачи, отрицательные  эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

К психологическим  детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической  защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую  напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов  психологической защиты на образование  профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.

В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления  профессиональных функций, действий, операций. Это связано с тем, что в процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. Стереотипы упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами; придают профессиональной жизни стабильности, способствуют формированию опыта и  индивидуального стиля деятельности. Профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.

Филиппов  А.В., анализируя психологические механизмы  реализации нововведений, выделяет несколько  типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально - психологические, когнитивно - психологические  и психомоторные [34].

Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных  отношений, квалификацией, режимом  труда. Развитие производства, модернизация техники, новые технологии обуславливают  необходимость перестройки, изменения  устоявшейся  профессионально обусловленной  структуры специалиста. Психологические  барьеры порождают конфликтные  ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти явления приводят к  развитию профессионально нежелательных  качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др.

Стереотипы - неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального  поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в  стереотипы мышления, поведения и  деятельности.

 Но  профессиональная деятельность  изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные  действия и неадекватные реакции.  Гальперин П.Я. указывал, что "…  при неожиданном изменении ситуации  нередко случается, что действия  начинают выполняться по отдельным  условным раздражителям, без учета  фактического положения в целом.  Тогда говорят, что автоматизмы  действуют вопреки пониманию" [34].

Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения  в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические  барьеры. Можно провести сравнение  с методами работы врача, который  лечит некоторые заболевания всегда по одной схеме, без учета особенностей истории болезни, личностных показателей пациента.

Развитию  профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального  труда. Часто повторяющиеся отрицательные  эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что  может привести к развитию профессиональных деструкций.

 Эмоциональная  насыщенность профессиональной  деятельности приводит к повышенной  раздражительности, перевозбуждению,  тревожности, нервным срывам. Такое  неустойчивое состояние психики  получило название синдрома "эмоционального  сгорания" [27]. Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деформации личности.

Информация о работе Профессинальная деформация личности у сотрудников СЭС