Проективные методы психологического тестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 1.61 Мб (Скачать)
 

    Обработка результатов.

Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • «да» = 1,
  • «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • «да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • «нет» = 1, «да» = 0: 44.

6. Подозрительность:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и  мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
 

    Интерпретация результатов

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При  этом обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (КеттелСпилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д. 

Вывод: Агрессивность  испытуемого составила 24 балла, а  враждебность 12, что выходит за пределы  нормы.

Данная методика позволяет объективно оценивать  уровень агрессии, эмоционального состояния человека и является чрезвычайно полезной и необходимой в практике.

Методика  диагностики интеллекта - интеллектуальная лабильность. 

Методика предназначена  для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения  одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит  из ряда несложных заданий, которые  зачитываются экспериментатором. На решение  каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются  на специальном бланке. Методика предназначена  для взрослых испытуемых. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование  магнитофона. 

Текстовый материал

  1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
  2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
  3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
  4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
  5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
  6. (Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
  7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
  8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
  9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
  10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
  11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
  12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
  13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
  14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
  15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
  16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
  17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).
  18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
  19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
  20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).
  21. (Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
  22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).
  23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
  24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).
  25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
  26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
  27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
  28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
  29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).
  30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).
  31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).
  32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
  33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
  34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).
  35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).
  36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).
  37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
  38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).
  39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
  40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бланк ответов 

 

Интерпретация результатов

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается  и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

  • 0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению;
  • 5 - 9 ошибок - средняя лабильность;
  • 10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;
  • 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.
 
 

Вывод: Испытуемый совершил 7 ошибок. Это свидетельствует о том, что испытуемый обладает средней интеллектуальной лабильностью. Данная методика позволяет выявить подвижность и скорость протекания процессов мозговой детятельности.

Методика  «Запомни и расставь точки».

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я  буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом  ты сам будешь рисовать эти точки  в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в  стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести  увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку  для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. 

Стимульный материал 

 

 

Интерпретация результатов

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы  об уровне развития

10 баллов  — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий. 

Выводы: Испытуемый набрал 8 баллов, что свидетельствует о высоком уровне его интеллектуального развития и высокой концентрации внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  «Дерево».

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся  на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким  изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта учащимся не предлагается вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов  выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие  позиции выбирает данный ученик, с  положением какого человечка отождествляет  свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация  разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая  слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует  отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто  выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что  позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который  несет на себе человечка № 17»,а  склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого  другим (человечком под № 17).  

Выводы: Испытуемый отождествляет себя с человечком под номером 12, что означает общительность, дружелюбность, благоприятное нынешнее состояние испытуемого. Следующим он выбрал человечка под номером 15, что так же свидетельствует о его желании оставаться в нынешних условиях, стремлении к комфорту и нормальном уровне социальной адаптации. Данный тест позволяет выявить нынешнее состояние испытуемого, то, чего ему не хватает для комфортного времяпрепровождения и то, в чём он нуждается.

 
Тест  Рея.

Этот тест, разработанный швейцарским психологом Андре Рей в 1941 году, позволит вам оценить ваши пространственное восприятие и ваша зрительная память. Обратите внимание на рисунок выше примерно на 2 минуты , а затем попытаться воспроизвести его из памяти .

Тест состоит в  копировании сложной геометрической фигуры . Для запоминания даются три минуты. На четвертой минуте рисунок закрывают, и исследуемому предлагается воспроизвести его. Автор теста описывает семь вариантов копирования, начиная от обыкновенных «каракуль» до тщательной, аналитической копии.

Учитываются время, необходимое для воссоздания  модели, и точность ее воспроизведения (фигура состоит из 18 элементов). Оценка каждого элемента включает точность рисунка (полное, искаженное, частичное воспроизведение) и местоположение элемента в ансамбле. Максимальная оценка — 2 единицы за каждый элемент, что составляет 36 за всю фигуру. Конечно, оценка теста стандартизирована, чтобы работу каждого обследуемого можно было сравнить с контрольным образцом. 
 
 

Информация о работе Проективные методы психологического тестирования