Проективные методы психологического тестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 1.61 Мб (Скачать)
 
 
 
 

    Стимульный материал к методике Равена  

    1-1  
     
     

    1-2 

    1-3  
     

    1-4 

    1-5  
     

    1-6 

    1-7  
     

    1-8 

    1-9  
     

    1-10 

    1-11  
     

    1-12 

    2-1  
     

    2-2 
     

    2-3  
     
     

    2-4 
     

    2-5  
     

    2-6 
     

    2-7  
     
     

    2-8 
     

    2-9  
     
     

    2-10 
     

    2-11  
     
     

    2-12 
     

    3-1  
     
     

    3-2 
     

    3-3  
     
     

    3-4 
     

    3-5  
     
     

    3-6 
     

    3-7  
     
     

    3-8 
     

    3-9  
     
     

    3-10 
     

    3-11  
     
     

    3-12 
     

    4-1  
     
     

    4-2 
     

    4-3  
     
     

    4-4 
     

    4-5  
     
     

    4-6 
     

    4-7  
     
     

    4-8 
     

    4-9  
     
     

    4-10 
     

    4-11  
     
     

    4-12 
     

    5-1  
     
     

    5-2 
     

    5-3  
     
     

    5-4 
     

    5-5  
     
     

    5-6 

    5-7  
     

    5-8 
     

    5-9  
     
     

    5-10 
     

    5-11  
     
     

    5-12  
     

Вывод: Испытуемый набрал 44 балла из 60, что свидетельствует о том, что испытуемый обладает средними интеллектуальными способностями и логичностью мышления. Данная методика позволяет выявить способность человека к систематизированной и планомерной интеллектуальной деятельности, умению мыслить логично и последовательно. 
 
 
 
 
 

МЕТОДИКА  ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ  
ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА  
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)
 

 
Тест отслеживает временные изменения  максимального темпа движений кистью. Определение основных свойств нервной  системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств  нервной системы требуют специальных  условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков  лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»).

 
Почему выбран 30-секундный отрезок, а не больший. Первоначально максимальный темп измерялся в течение 1-1,5 мин работы, но, убедившись, что самая важная для диагностики информация получается в течение первых 20-25 с и что длительная работа приводит лишь к потере времени и сил испытуемых, время тестирования было ограничено 30 с. Ведь задача теста — выявить сдвиги в центральной нервной системе, а не в мышцах. Правда, можно возразить, что у «слабых» физическое утомление все равно возникает даже при 30-секундной работе (как, кстати, и у многих «сильных»). Однако с точки зрения механизмов развития между разными видами утомления наблюдаются существенные различия. При работе умеренной и большой интенсивности основные причины утомления связаны с вегетатикой, а при работе максимальной интенсивности (как в нашем тесте) — с развитием запредельного торможения в нервных центрах. Именно поэтому с помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.

 
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью  теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых». 
Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.

 
Методику «Теппинг-тест» трудно применять в случае с детьми младшего возраста (до 6-7 лет), поскольку у них максимальная частота движений небольшая и различия между индивидуумами сглаживаются. Кроме того, они не могут долго заставлять себя работать в максимальном темпе

 
В настоящее время разработаны  компьютерные методы диагностики силы нервной системы с помощью  теппинг-теста, которые значительно упрощают и уточняют диагностику.

 
В недавнем прошлом для изучения силы нервной системы использовались и другие методики («внешний тормоз»  и кожно-гальванический вариант  методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. С. Мерлина, электроэнцефалографический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. Д. Небылицына). Однако в большинстве своем они сложны для массового использования, поэтому широкого распространения не получили ни у психологов, ни у физиологов.

 
Описанные выше методики чаще всего  применялись при обследовании спортсменов. В ряде работ установлено, что  они коррелируют друг с другом. В частности, методика «Теппинг-тест» коррелирует на уровне 0,01 с методикой «Наклон кривой», с рефлексомет-рической методикой «Угашение с подкреплением». 
Однако наличие корреляций не означает, что все методики имеют одинаковую диагностическую ценность. Они неравноценны по времени, которое затрачивается на постановку диагноза. Самое короткое время работы испытуемого (30 с) по методике «Теппинг-тест», в других же методиках оно составляет 20-40 мин, а то и больше. Разная оказывается и напряженность работы, что отражается на степени жесткости критериев диагностики. Самая высокая она именно в методике «Теппинг-тест», поэтому по ее критериям «сильных» выявляется меньше, чем по другим методикам. Но зато при ее использовании отчетливее проявляются различия между «сильными» и «слабыми» по ряду характеристик деятельности и поведения. 
Исходя из теоретических построений, суммация возбуждения должна проявляться не только у лиц с сильной, но и со слабой нервной системой. Следовательно, кратковременное увеличение темпа в первые секунды работы должно отмечаться у всех — этот признак не может быть дифференцирующим для деления на типологические группы по свойству силы нервной системы. Почему же тогда суммация не проявляется у лиц со средней и слабой нервной системой? 
Чтобы получить ответ на эти вопросы, было проведено следующее исследование. При выполнении испытуемыми теппинг-теста их движения записывались на лентопротяжном устройстве, благодаря чему динамику изменения максимального темпа можно было отследить при любых временных отрезках. Было выявлено, что если брать отрезки, равные 1,5 с, то и у лиц со средней, и у половины людей со слабой нервной системой обнаруживается непродолжительное возрастание максимального темпа (3-4,5 с). Следовательно, и у них проявляется эффект суммации возбуждения, но он кратковременный и выражен слабо. А поскольку в методике выбраны 5-секундные отрезки, такое увеличение темпа нейтрализуется в первые 5 с снижением и поэтому не замечается. 
Для расчета коэффициента функциональной асимметрии задание выполняется правой и левой руками.

Информация о работе Проективные методы психологического тестирования