Проективные методы психологического тестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 1.61 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА  КАНТА 
 
 
 
 

Проективные методы психологического тестирования. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 

факультета  общей психологии  

Хлопова Екатерина

                                                      Проверил: магистр  психологических наук Мехович Г.А. 

                                                      

                          

Калининград 2011 

 

                                
 

                                                                        Тест Равена. 

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Методика предназначена  для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки  с фигурами, связанными между собой  определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии  таблиц содержатся задания нарастающей  трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии  к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. 

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

    Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

После этого взять  таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке  одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых  явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали  друг у друга. По истечении 20 мин  подать команду: "Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и  таблицы к ним. Проверить, чтобы  в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер  обследуемого.

    Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение  каждого задания оценивается  в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается  как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со средне статистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии). 

БЛАНК

    ФИО (№)  

№ задания
    А
    В
    С
    D
    Е
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          

Полученный суммарный  показатель по специальной таблице  переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

    1    степень - более 95% - высокий интеллект;

    2    степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

    3    степень 25-74% - интеллект средний;

    4    степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5    степень - ниже 5% - дефект.

Ключ  к тесту

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
Серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
Серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
Серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
Серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Таблица пересчета баллов

Оценка в  баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сумма очков  за правильные ответы 143 129-142 115-128 101-114 87-100 73-86 59-72 45-58 44

Нормальная  композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии Серия Сумма очков
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
A 6 8 9 10 10 10 10 11 11 12
B 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11
C 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11
D 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11
E 0 0 0 1 2 3 4 5 7 10

Таблица перевода сырых баллов в IQ

 

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:

где % определяется по таблице:

Возраст 16-30 35 40 45 50 55 60
% 100 97 93 88 82 76 70

Информация о работе Проективные методы психологического тестирования