Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

    Полученные  результаты исследования подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы.

 

    

    2.3.Рекомендации  для родителей  и воспитателей.

    Выдвинутые  нами предположение о преемственности  работы ДОУ с родителями, позволил нам определить следующие направления в работе:

    1. провести родительское собрание  с целью обучить методам работы  с детьми по преодолению конфликтности  (приложение№7).

     2. разработать и оформить папку  передвижку (приложение №8). 

    При обучении детей выходу из конфликтных ситуаций, необходимо показывать пример взрослых, который является образцом для подражания. После чего мы выделили следующие рекомендации для родителей и воспитателей (приложение №9). 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение. 

    В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтология.

    Конфликтология  включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных  конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

    Проблема  конфликтов является не только проблемой  взрослых, а так же и детской  проблемой на которую люди закрывают  глаза. На сегодняшней день данная тема является одной из значимых, чему и просвещена данная работа.

    В 1 главе на основе анализа литературы мы выделили основные подходы к понятию  конфликт,  Кождаспирова Г.М. трактует такое определение конфликта, как  столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий,  если речь идет о взаимодействии  людей. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

    Существует огромное многообразие  причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями  взаимодействиями между людьми. В целом, как утверждали Анцупова А.Я., Шилова А.И., Гришина Н.В, Бодалев А.А., конфликт вызывается тремя группами причин.

          Мелибруды Е., считал, что  поведение человека в конфликтной  ситуации зависит от  психологических  факторов. Линчевский Е.Е в своих  работах выделил две функции  конфликтов.

    Так же мы выделили детские конфликты, которые  так же являются столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиции, мнении или взглядов другого ребенка.

       В общении детей друг с другом  возникают ситуации, требующие согласования  и проявления доброжелательного  отношения к сверстникам, умения  отказаться от личных желаний,  что приводит к конфликтам. Причины возникновения конфликтов в детском коллективе, в своих исследованиях, рассматривали авторы  Андреева Г.М., Зедгенидзе В.Я., Семенака С.И., Коломинский Я.Л., Лютова Е., Жидневскому Б.П.

    Рассмотрели факторы протекания конфликтов выделенные в работах

    Зедгенидзе  В.Я.

      В своей работе мы выделили  стратегии предложенные американскими  психологами которые предлагают  рассматривать поведение ребенка  в конфликтной ситуации с позиции  таких стратегий, как «сглаживание»,  «уход, уклонение», «конфронтация» и «форсирование». Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными – это медвежонок, черепаха, сова, лиса и акула.

    Провели эксперимент в результате, которого было выявлено, большое количество  конфликтов, проявляющиеся  в разных видах деятельности, отсутствие навыков общения и нахождения компромиссов. В их поведении проявляется агрессивное поведения и повышенный уровень тревожности, что позволило нам судить о наличии конфликтности у детей.

    Исходя  из результатов анализа констатирующего  эксперимента, была разработана система  занятий, которая включала в себя следующие направления:

    1. учить детей умение считаться  с интересами других.

    2. развивать готовность идти друг  к другу навстречу.

    3. снять в группе эмоциональное  напряжение.

    4. развивать коммуникативные навыки  и умения без насилия решать  конфликты.

    5. учить проявлять терпение к  недостаткам других, умение считаться   с интересами других.

    6. познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

    7. снизить уровень тревожности  и повысит самооценку.

    8. снять эмоциональное напряжение  и мышечное расслабление.

    Проведя повторный эксперимент, который позволил нам отметить изменения в поведении детей. Дети научились налаживать контакты с друг с другом, решать самостоятельно проблемы, и считаться с мнением других. 

    Доказана  эффективность разработанного нами комплекса занятий. Нами отмечалось, что в самостоятельной деятельности детей они использовали свои знания и могли уже разрешать некоторые конфликты сами без помощи взрослых.

    Полученные  результаты исследования подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы. 
 
 

 

Библиография.

1.Андреева Г. М., Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.

2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000.

3.Бодалев А. А., Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

4.Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов: Пер. с нем. Р. С. Эйвадиса: СПб.: Светлячок; Речь, 2000.

5.Васильев В. Л., Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке // Психология личности и малых групп (Экспериментальная и прикладная психология). Л., 1977. Вып. 8.

6.Волков Б. С., Волкова Н. В., Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие.  2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003.

7.Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Конфликтология. М.: Инфра-М, 2000.

8.Выгодский Л. С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966., № 6.

9.Гришина Н. В., Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

10.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С., Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

11.Ермолаева М. В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

12.Захаров А. И., Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. испр. (Психология ребенка.) СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

13.Калинина Р. Р., Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

14.Кволс Дж. Кэтрин., Переориентация поведения детей. СПб.: Деан, 2000.

15.Коломинский  Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

16.Коломинский Я. Л., Жизневский В. П., Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. № 2. С. 35-42.

17.Корнелиус X., Фэйр Ш., Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.г   

18.Кox И. А., Линчевский Э.Э., Конфликты и их регулирование.  Екатеринбург, 1997

19.Леонов  Н. И., Основы конфликтологии. Ижевск: Изд-во УдГУ,

2000.

20.Лютова Е., Монина Г., Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, ТЦ «Сфера», 2002.

21.Мелибруда  Е., Я-ТЫ-МЫ. Прогресс, 1986.                                   .

22.Морозов А. В., Деловая психология. СПб.: Союз, 2000.

23.Овчарова Р. В., Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Академия, 2003.

24.Парыгин Б. Д., Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

25.Романов А. А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала», Вып. 39).

26   Руденский Е. В., Социальная психология. М.: Инфра-М., 1999

27.Семенака С. И., Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).

28.Семенака С. И., Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).

29.Скотт Джини Грехем., Конфликты. Пути их разрешения. Киев: Внешторгиздат, 1991.

30.Фопелъ К., Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем. В 4-х томах. Генезис, 2003.

31.Хабермас Ю., К логике социальных наук // Современная западная теоретическая социология. Вып. I. Юрген Хабермас. М., 1992. С. 29-56.

32.Хасан Б. И., Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. (Учебное пособие).

33.Хухлаева О. В., Лесенка радости. М.: Совершенство,  1998. (Практическая психология в образовании).

34.ШикунА. Ф., Филинова И. М., Управленческая психология: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002.

35.  Щедровицкий  Г. Б., Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной зугыследеятельности: Избран, труды. М., 1995.

36.Элъконин Д. Б., Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999.

37.Яковлева Н. Г., Зедгенидзе В.Я., Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД.; М.: ТЦ «Сфера», 2002. 
 

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста