Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа
Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.
Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.
Полученные результаты исследования подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы.
2.3.Рекомендации для родителей и воспитателей.
Выдвинутые
нами предположение о
1.
провести родительское
2. разработать и оформить папку
передвижку (приложение №8).
При
обучении детей выходу из конфликтных
ситуаций, необходимо показывать пример
взрослых, который является образцом для
подражания. После чего мы выделили следующие
рекомендации для родителей и воспитателей
(приложение №9).
Заключение.
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтология.
Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.
Проблема конфликтов является не только проблемой взрослых, а так же и детской проблемой на которую люди закрывают глаза. На сегодняшней день данная тема является одной из значимых, чему и просвещена данная работа.
В 1 главе на основе анализа литературы мы выделили основные подходы к понятию конфликт, Кождаспирова Г.М. трактует такое определение конфликта, как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействиями между людьми. В целом, как утверждали Анцупова А.Я., Шилова А.И., Гришина Н.В, Бодалев А.А., конфликт вызывается тремя группами причин.
Мелибруды Е., считал, что поведение человека в конфликтной ситуации зависит от психологических факторов. Линчевский Е.Е в своих работах выделил две функции конфликтов.
Так же мы выделили детские конфликты, которые так же являются столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиции, мнении или взглядов другого ребенка.
В общении детей друг с другом
возникают ситуации, требующие согласования
и проявления
Рассмотрели факторы протекания конфликтов выделенные в работах
Зедгенидзе В.Я.
В своей работе мы выделили
стратегии предложенные
Провели эксперимент в результате, которого было выявлено, большое количество конфликтов, проявляющиеся в разных видах деятельности, отсутствие навыков общения и нахождения компромиссов. В их поведении проявляется агрессивное поведения и повышенный уровень тревожности, что позволило нам судить о наличии конфликтности у детей.
Исходя
из результатов анализа
1. учить детей умение считаться с интересами других.
2.
развивать готовность идти
3. снять в группе эмоциональное напряжение.
4.
развивать коммуникативные
5. учить проявлять терпение к недостаткам других, умение считаться с интересами других.
6.
познакомить с эмоциями
7. снизить уровень тревожности и повысит самооценку.
8.
снять эмоциональное
Проведя
повторный эксперимент, который позволил
нам отметить изменения в поведении детей.
Дети научились налаживать контакты с
друг с другом, решать самостоятельно
проблемы, и считаться с мнением других.
Доказана эффективность разработанного нами комплекса занятий. Нами отмечалось, что в самостоятельной деятельности детей они использовали свои знания и могли уже разрешать некоторые конфликты сами без помощи взрослых.
Полученные
результаты исследования подтверждают
справедливость выдвинутой гипотезы.
Библиография.
1.Андреева Г. М., Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.
2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000.
3.Бодалев А. А., Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
4.Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов: Пер. с нем. Р. С. Эйвадиса: СПб.: Светлячок; Речь, 2000.
5.Васильев В. Л., Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке // Психология личности и малых групп (Экспериментальная и прикладная психология). Л., 1977. Вып. 8.
6.Волков Б. С., Волкова Н. В., Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003.
7.Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Конфликтология. М.: Инфра-М, 2000.
8.Выгодский Л. С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966., № 6.
9.Гришина Н. В., Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
10.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С., Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.
11.Ермолаева М. В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
12.Захаров А. И., Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. испр. (Психология ребенка.) СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
13.Калинина Р. Р., Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
14.Кволс Дж. Кэтрин., Переориентация поведения детей. СПб.: Деан, 2000.
15.Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
16.Коломинский Я. Л., Жизневский В. П., Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. № 2. С. 35-42.
17.Корнелиус X., Фэйр Ш., Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.г
18.Кox И. А., Линчевский Э.Э., Конфликты и их регулирование. Екатеринбург, 1997
19.Леонов Н. И., Основы конфликтологии. Ижевск: Изд-во УдГУ,
2000.
20.Лютова Е., Монина Г., Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, ТЦ «Сфера», 2002.
21.Мелибруда Е., Я-ТЫ-МЫ. Прогресс, 1986. .
22.Морозов А. В., Деловая психология. СПб.: Союз, 2000.
23.Овчарова Р. В., Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Академия, 2003.
24.Парыгин Б. Д., Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
25.Романов А. А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала», Вып. 39).
26 Руденский Е. В., Социальная психология. М.: Инфра-М., 1999
27.Семенака С. И., Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
28.Семенака С. И., Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
29.Скотт Джини Грехем., Конфликты. Пути их разрешения. Киев: Внешторгиздат, 1991.
30.Фопелъ К., Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем. В 4-х томах. Генезис, 2003.
31.Хабермас Ю., К логике социальных наук // Современная западная теоретическая социология. Вып. I. Юрген Хабермас. М., 1992. С. 29-56.
32.Хасан Б. И., Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. (Учебное пособие).
33.Хухлаева О. В., Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
34.ШикунА. Ф., Филинова И. М., Управленческая психология: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002.
35. Щедровицкий Г. Б., Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной зугыследеятельности: Избран, труды. М., 1995.
36.Элъконин Д. Б., Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999.
37.Яковлева
Н. Г., Зедгенидзе В.Я., Психологическая
помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД.;
М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста