Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      По  мнению В.Я. Зедгенидзе общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезмерно широком их диапазоне.  В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости, желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

      Вторая  яркая черта общения сверстников  заключается в его чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности.

      Третья  специфическая особенность контактов  детей заключается в  их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность ненормированность, незаданность никакими образцами: дети играют, прыгают, кривляются, придумывая новые слова, небылицы, дразнилки. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить себя.

      Еще одна особенность общения сверстников, по мнению Н.Г. Яковлевой - это преобладание инициативных действий над ответными.

Особенно  ярко это проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, который  распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.

Для  ребенка значительно важнее его  собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника  в большинстве  случаев он не поддерживает. Такая  несогласованность  коммуникативных  действий часто 

порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

      Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями  в общении, может приводить к  различным типам поведения.

Первый  тип – это неуравновешенное, импульсивное  поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Эмоциональная несдержанность и импульсивность  таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные,    представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй  тип - поведения характеризуется устойчивым негативным  отношением к общению. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию  показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

  Основной чертой поведения третьего типа детей является наличие  у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальное проявление страха у детей от страха как проявление эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

      На  протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг  друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой  первой ступеньке. Лучшее что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения в обществе. 
 

Особенности поведения дошкольников в конфликтной ситуации.

      В исследованиях работ Н.Г Яковлевой выделили особенности поведения дошкольников в конфликтной ситуации. Человек,  владеющий набором стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения.

      В младшем дошкольном возрасте посягательство на чужую территорию или игрушку, неловкость, нескоординированность  действий в игре часто приводят к  тому, что один ребенок вольно или  невольно затрагивает интересы другого. детских потасовках ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых.

      В разрешении конфликтов между детьми  воспитателю необходимо обратить внимание на то, как ведут себя дети  ситуации разногласий, а для этого целесообразно опираться на психологическую модель психолога К.Томаса, которая позволяет определить предпочитаемый стиль поведения ребенка в  конфликте.

      В рамках предлагаемой модели К. Томаса конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, интерпретируемой следующим образом:

- по  вертикальной оси указывается  степень настойчивости в удовлетворении  собственных интересов, представляемая как важность результатов;

- по  горизонтальной оси – степень  уступчивости в удовлетворении  интересов других партнеров, представляемая  как важность отношений. В данной  модели различают пять основных  стратегий (форм, стилей, тактик) поведения.

 
Приспособление
 
 
Компромисс
 
                     Сотрудничество
 
Избежание
 
                      
 
                     Соперничество
 

  Минимальная заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежания (ухода); максимальная по вертикальной оси  образует приспособление; по горизонтальной соперничество; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает компромисс.

  Стратегия поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой ребенок может удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другого, действуя совместно или индивидуально. Выбор стратегии (тактики) поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают как под влиянием объективных характеристик каждой из сторон конфликта, так и в силу индивидуальных особенностей личности, обнаруживающих преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.

      Каждый  ребенок может в какой-то степени  использовать рассматриваемые формы  поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Американские психологи предлагают рассматривать поведение ребенка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как: «сглаживание», «уход, уклонение», «конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными — это медвежонок, черепаха, сова, лиса и акула. Попытаемся сравнить формы (стратегии, тактики) поведения ребенка в конфликтной ситуации, используя эти образы.

      Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») — в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств, для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями, что можно определить выражением «прет напролом». Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов. Такая форма поведения может сформироваться у человека еще в детстве в силу индивидуально-психологических особенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т. д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа). Следует отметить, что дети дошкольного возраста часто используют данную стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

      Американские  психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противопоставления, с поведением совы.

      В поведении ребенка такая стратегия  проявляется:

•    в жестком контроле действий противника, соперника;

• в  постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;

•   в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;

•     в провокации соперника на непродуманные  ответные действия и ошибки.

      Ресурс  личности определяют: властность, авторитарность, нетерпение к разногласиям и инакомыслию.

      В детском возрасте могут сформироваться такие черты личности, как: ориентировка на сохранение того, что есть, боязнь нововведений, неоднозначных решений, боязнь критики своего поведения, стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.

      Стратегия (тактика) «избежания» («ухода», «уклонения») — стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этой ситуации не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нетороплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.

      Наблюдая  за детьми в конфликтных ситуациях, обращает на себя внимание то обстоятельство, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой — слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Кроме того, данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать. Свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою пользу. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей. Для них важно сохранение и восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия для таких детей не значим, или случившееся их не особенно волнует. Они считают, что лучше сохранить добрые отношения с другими детьми, чем отстаивать собственную точку зрения, осознают, что правда может быть не на их стороне, чувствуют, что у них недостаточно качеств, необходимых для лидера, или шансов победить. В случае этой стратегии уместно вспомнить пословицу «И волки сыты и овцы целы».

      Следует отметить, что не всегда дети оказываются  участниками конфликта по собственному желанию, а могут стать его «жертвой» в силу сложившихся обстоятельств. Позиция жертвы бывает, привлекательна для некоторых детей из-за определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, не надо брать на себя ответственность за последствия конфликта, так как за нее это сделают другие. Детям, использующим стратегию «черепахи», присуще желание выйти из ситуации «сухим из воды», не настаивая на своем, воздерживаясь от споров и возражений сопернику. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из нее лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Стратегия ухода, уклонения в конфликтной ситуации может привести к тому, что ситуация загонится внутрь и будет способствовать развитию конфликта между двумя желаниями — сохранением отношений и достижением цели. И этот конфликт как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. А неразрешенный конфликт опасен для психики ребенка тем, что вытесняется в подсознание и проявляется в нарастании тревоги, вплоть до соматических заболеваний и невротических расстройств.

      Характерные особенности поведения ребенка  в стратегии «ухода (уклонения)»:

•     отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

•     избегает применения силовых приемов;

•     не понимает и отрицает серьезность  и остроту ситуации;

•     систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Ресурс  личности: чувство времени, умение держать  паузу, выдержка и самоконтроль.

      Характерные качества личности:

•     застенчивость в общении;

•     нетерпение к критике — принятие ее как атаки на себя лично;

•     нерешительность в критических  ситуациях, действует по принципу «Авось обойдется».

      Стратегия (тактика) «компромисса» — суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста