Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

 

    2.2 Система занятий  направлена на  преодоления конфликтности у детей дошкольного возраста.

    Теоретический анализ позволил нам судить о том, что нет разработанных программ по преодолению конфликтности у  дошкольников, поэтому мы поставили  цель разработать систему занятий  по преодолению конфликтности у  старших дошкольников.

    Задачи  нашей работы были:

-определить  направления с детьми;

-отобрать  формы и приемы по преодолению  конфликтности у детей дошкольного  возраста;

-составить  систему занятий;

-провести  и оценить эффективность;

-составить  рекомендации для родителей и воспитателей;

Предложенная  нами система занятий позволила  нам определить основные направления  в работе:

    1. учить детей умение считаться  с интересами других.

    2. развивать готовность идти друг  к другу навстречу.

    3. снятие в группе эмоционального  напряжения.

    4. развивать коммуникативные навыки  и умения без насилия решать  конфликты.

    5. учить проявлять терпение к  недостаткам других, умение считаться   с интересами других.

    6. познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться  распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

    7. снизить тревожность и повысить  самооценку.

    8. снять эмоциональное напряжение  и мышечное расслабление.

    При разработке программы мы учитывали  принцип взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

  1. Принцип ненасилия (право ребенка быть тем, кто он есть);
  2. Принцип уважения неудач и слез ребенка;
  3. Принцип уважения ребенка в процессе педагогических действий;
  4. Принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

    При разработке конспектов занятий мы опирались на психокоррекционный комплекс Коломенского Л.П., Панько Е.А.

      Можно выделить четыре блока:

    1 блок - диагностический.

    Цели: диагностика особенностей развития личности ребёнка, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

    Основные  методы: психологический анализ биографической информации, наблюдение и психологический анализ игровой деятельности, установление особенностей мотивационной, эмоционально – волевой сферы, самооценки, способов взаимодействия с окружающим миром, изучение психологического климата семьи и групп детского сада и др.

    2 блок – установочный.

    Цели: пробуждение желания взаимодействовать, установление эмоционального контакта с детьми, снятие тревожности, повышение уверенности в себе.

    Основные  методы: беседа, наблюдение игровых ситуаций, игры на знакомство с эмоциями, на сплочения, снятия тревожности, повышения самооценки. 

    3 блок – коррекционный.

    Цели: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение ребенком способами деятельности.

    Основные  методы: игровая (индивидуальная и групповая) коррекция, игры на расслабление. 

    4 блок – оценка  эффективности   коррекционных воздействий.

    Цели: изменение психологического содержания и динамики реакций ребенка, способствование появления у ребенка позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. 

    Основной  формой  работы является занятие ,которое  проводиться в игровой форме. Структура занятия

  1. Вводная часть.

              Ритуал приветствия.

              Игра на развитие эмоций. 
 
 

  1. Основная  часть.

              

Этапы коррекционной работы. 

 

3-4 занятия                              18 занятий                                      4-5 занятий

установочный этап              коррекционный этап                 оценка эффективности 

  1. Заключительная  часть.

               Упражнения на релаксацию

                Ритуал прощания. 

Основные  принципы проведения игровых занятий:

1.Принцип  свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2.Принцип  взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:

-каждый  имеет право высказать свои  мысли и предложения;

-каждый  имеет право быть выслушанным;

-каждый  имеет право выбора;

-спорные  моменты решаются путем жеребьевки, голосования.

3.Принцип  осознанности. Перед началом занятия взрослый объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.

4.принцип  рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше. А что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели. 
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю в течение 7 месяцев по 30-35 минут. Общее количество занятий  25. А так же работа будет проводиться с родителями , медиками, с музыкальным работником и физкультурным.

Динамика  изменений детского поведения будут  фиксироваться в дневниках.

     

      Анализ литературы дал нам  возможность составить программу  по преодолению конфликтности  у детей старшего дошкольного  возраста (приложение№5).

    Работу  по преодолению конфликтности мы начали с установочного этапа  по установлению эмоционального контакта с детьми, предложенные нам Л.П.Коломенским, Е.А.Панько. Поэтому на первых занятиях,  были игры направленные на снятия тревожности, установлению контактов и развития хороших взаимоотношений. Первые реакции детей: «Куда, зачем?», другие кричали: «А почему они пошли, а мы нет». Мы ввели некоторые правила которые помогли нам заинтересовать детей. Наблюдалось некоторое напряжение  у Олега и Влада, которые сидели с начала занятия  на стульчиках, но в конце игры  «Пошли письмо» Влад подошел и включился. Так же можно сказать следующие, что наблюдалась трудность у детей в выборе симпатии, когда нужно было  в игре «Мои друзья» изобразить друзей.

    Дети испытывали большие трудности в упражнениях на расслабление, они были сжаты и испытывали некий дискомфорт.

    На  втором занятии дети уже не испытывали особого страха, однако, у них  наблюдались большие трудности; в игре «Попроси игрушку» дети не могли  найти себе пару, на что нам пришлось потерять много времени. Следующей трудностью на занятии  было попросить игрушку, дети не владели средствами общения и пытались забрать силой. Так же было отмечено, что Олег с большой осторожностью вступал в игру, а Влад очень часто отвлекался и не мог сосредоточиться. У Сони в игре «Ты мне нравишься», были трудности она не смогла сделать паутину, после чего вышла из игры.

    Предлагая детям игры «Объятия», «Сидящий и  стоящий», «Нет!» «Да», «Переходы» эти  игры направлены на доверительные отношения в группе, раскрепощение детей. Наблюдалось вначале какая то тревожность, дети боялись сделать что то не так, не правильно.

    Детям предлагались картинки с эмоциями человека таких как : радость, горе, гнев, удивление. Они учились понимать значение этих слов, учились правильно употреблять слова к данному слову. У детей были проблемы, они не могли, соотносить картинку с понятием, а так же найти нужных слов особенно это просматривалась у Насти, Олега, Сони.

    Следующим направлением в работе был коррекционный этап. На этом этапе мы должны были обучить детей умение считаться с интересами других, развивать готовность идти друг к другу навстречу, развивать коммуникативные навыки и умения без насилия решать конфликты, учить проявлять терпение к недостаткам других, умение считаться  с интересами других.

    В начале этого этапа была проведена  беседы на темы как правильно, дружить  и беседы по конфликтам. Но в большей  степени он напоминал монолог, так  как дети испытывали трудности в  ответах, не могли найти нужных слов. Детям предлагались игры  «Волшебный ковер», «Цветик - семицветик», «Я и другие», они учились находить правильные выходы решения проблемы, развивалось умение сотрудничать со сверстниками. Влад испытывал изначально затруднение в решении проблем и решил отказаться от игр, остальные дети продолжали играть. Мы продолжали знакомить детей с эмоциями человека по мере накопления знаний, они уже с легкостью находили слова и использовали в своей речи. На дальнейших занятиях мы закрепляли знания детей о эмоциях в играх «Новая кукла», «Баба Яга», «Один дома», «Золушка», «В лесу» где дети учились изображать такие эмоции как гнев, радость, страх, печаль, стыд и отвращение. Олегу не удавалось овладеть своей мимикой и он испытывал трудности, зато Влад, Вильдар, Настя им  понравились игры и они с радостью играли и выполняли  правила игры.

    Следующим направлением в нашей работе было развитие коммуникативных навыков  в играх «Молекула», «Клеевой дождик», «Разноцветный букет».

    С помощью игры «Сладкая проблема», мы обучали детей решать проблемы путем переговоров. У детей не получалось находить компромиссы особое затруднение проглядывалось у Влада, Олега и Кристины.

    Через несколько занятий дети уже легко  находили пути решения вопросов, умели  дослушать другого и подбадривали если у кого то что то не получается.

    Одной из главных направлениях в работе было научить детей не вербальным формам общения, в этом нам помогли  игры «Липучки », «Весы», «Хороший друг». Кристина показала успехи,  она помогала другим детям и при этом давала сказать другому ребенку, Соня прислушивалась к мнению Кристины и давала свое  не испытывала чувства не ловкости.

    Так же проводилась работа по распознаванию  у других людей эмоции и умению считаться  с настроением других. Игры «Лото настроения», «Угадай  эмоцию», «Снимаем кино» сначала дети учились распознавать эмоции других, затем закрепляли эти умения.

    Параллельно проводилась работа по снижению тревожности, снятию агрессии и повышению самооценки. Вначале дети не могли проявлять  правильно свои эмоции и наблюдалось агрессивное поведение, но к середине занятий были видны изменения в лучшую сторону.

    Последний этап в работе это оценка эффективности. С помощью игр «гномики на полянке», «Брыкалочка», «Мы медведя испугали»  мы проверили эффективность проведенных  занятий, как дети научились правильно выражать свои эмоции. Но все равно трудности оставались у Влада, Олега и Сони.

    Так же мы использовали игры «Ссора », «Объятия», «Жучок » и другие которые помогали детям научиться выражать свои положительные  эмоции, анализировать свои поступки, находить причины конфликтов. У Сони не получалось находить причины конфликтов, А так же Влад не хотел понимать что он бывает не прав.

      На всех занятиях отрицательная  оценка детей отсутствовала, была  только положительная, так как  у детей нельзя было отбивать настрой на дальнейшую работу.  Поскольку дети эмоционально заряжаются через взрослого, поэтому я приходила к детям с хорошим настроением и положительным отношением, ведь так важно что бы дети чувствовали, что ты любишь их всех одинаково. 

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста