Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа
Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.
Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.
2.2 Система занятий направлена на преодоления конфликтности у детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ позволил нам судить о том, что нет разработанных программ по преодолению конфликтности у дошкольников, поэтому мы поставили цель разработать систему занятий по преодолению конфликтности у старших дошкольников.
Задачи нашей работы были:
-определить направления с детьми;
-отобрать
формы и приемы по преодолению
конфликтности у детей
-составить систему занятий;
-провести и оценить эффективность;
-составить рекомендации для родителей и воспитателей;
Предложенная нами система занятий позволила нам определить основные направления в работе:
1. учить детей умение считаться с интересами других.
2.
развивать готовность идти
3.
снятие в группе
4.
развивать коммуникативные
5. учить проявлять терпение к недостаткам других, умение считаться с интересами других.
6.
познакомить с эмоциями
7.
снизить тревожность и
8.
снять эмоциональное
При разработке программы мы учитывали принцип взаимодействия воспитателя с воспитанниками.
При разработке конспектов занятий мы опирались на психокоррекционный комплекс Коломенского Л.П., Панько Е.А.
Можно выделить четыре блока:
1 блок - диагностический.
Цели: диагностика особенностей развития личности ребёнка, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Основные методы: психологический анализ биографической информации, наблюдение и психологический анализ игровой деятельности, установление особенностей мотивационной, эмоционально – волевой сферы, самооценки, способов взаимодействия с окружающим миром, изучение психологического климата семьи и групп детского сада и др.
2 блок – установочный.
Цели: пробуждение желания взаимодействовать, установление эмоционального контакта с детьми, снятие тревожности, повышение уверенности в себе.
Основные
методы: беседа, наблюдение игровых
ситуаций, игры на знакомство с эмоциями,
на сплочения, снятия тревожности, повышения
самооценки.
3 блок – коррекционный.
Цели: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение ребенком способами деятельности.
Основные
методы: игровая (индивидуальная и групповая)
коррекция, игры на расслабление.
4 блок – оценка эффективности коррекционных воздействий.
Цели:
изменение психологического содержания
и динамики реакций ребенка, способствование
появления у ребенка позитивных поведенческих
реакций и переживаний, стабилизация позитивной
самооценки.
Основной формой работы является занятие ,которое проводиться в игровой форме. Структура занятия
Ритуал приветствия.
Игра на развитие эмоций.
Этапы
коррекционной работы.
3-4 занятия
установочный
этап
коррекционный этап
оценка эффективности
Упражнения на релаксацию
Ритуал прощания.
Основные принципы проведения игровых занятий:
1.Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
2.Принцип взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:
-каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;
-каждый имеет право быть выслушанным;
-каждый имеет право выбора;
-спорные
моменты решаются путем
3.Принцип осознанности. Перед началом занятия взрослый объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.
4.принцип
рефлексии. Для оценки эффективности,
а также для закрепления результата очень
важно получение обратной связи от детей.
В конце игрового занятия ведущий совместно
с детьми подводит итоги: что больше. А
что меньше всего понравилось, какой опыт
ребята приобрели.
Занятия проводятся с детьми старшего
дошкольного возраста один раз в неделю
в течение 7 месяцев по 30-35 минут. Общее
количество занятий 25. А так же работа
будет проводиться с родителями , медиками,
с музыкальным работником и физкультурным.
Динамика изменений детского поведения будут фиксироваться в дневниках.
Анализ литературы дал нам
возможность составить
Работу по преодолению конфликтности мы начали с установочного этапа по установлению эмоционального контакта с детьми, предложенные нам Л.П.Коломенским, Е.А.Панько. Поэтому на первых занятиях, были игры направленные на снятия тревожности, установлению контактов и развития хороших взаимоотношений. Первые реакции детей: «Куда, зачем?», другие кричали: «А почему они пошли, а мы нет». Мы ввели некоторые правила которые помогли нам заинтересовать детей. Наблюдалось некоторое напряжение у Олега и Влада, которые сидели с начала занятия на стульчиках, но в конце игры «Пошли письмо» Влад подошел и включился. Так же можно сказать следующие, что наблюдалась трудность у детей в выборе симпатии, когда нужно было в игре «Мои друзья» изобразить друзей.
Дети испытывали большие трудности в упражнениях на расслабление, они были сжаты и испытывали некий дискомфорт.
На втором занятии дети уже не испытывали особого страха, однако, у них наблюдались большие трудности; в игре «Попроси игрушку» дети не могли найти себе пару, на что нам пришлось потерять много времени. Следующей трудностью на занятии было попросить игрушку, дети не владели средствами общения и пытались забрать силой. Так же было отмечено, что Олег с большой осторожностью вступал в игру, а Влад очень часто отвлекался и не мог сосредоточиться. У Сони в игре «Ты мне нравишься», были трудности она не смогла сделать паутину, после чего вышла из игры.
Предлагая детям игры «Объятия», «Сидящий и стоящий», «Нет!» «Да», «Переходы» эти игры направлены на доверительные отношения в группе, раскрепощение детей. Наблюдалось вначале какая то тревожность, дети боялись сделать что то не так, не правильно.
Детям предлагались картинки с эмоциями человека таких как : радость, горе, гнев, удивление. Они учились понимать значение этих слов, учились правильно употреблять слова к данному слову. У детей были проблемы, они не могли, соотносить картинку с понятием, а так же найти нужных слов особенно это просматривалась у Насти, Олега, Сони.
Следующим направлением в работе был коррекционный этап. На этом этапе мы должны были обучить детей умение считаться с интересами других, развивать готовность идти друг к другу навстречу, развивать коммуникативные навыки и умения без насилия решать конфликты, учить проявлять терпение к недостаткам других, умение считаться с интересами других.
В начале этого этапа была проведена беседы на темы как правильно, дружить и беседы по конфликтам. Но в большей степени он напоминал монолог, так как дети испытывали трудности в ответах, не могли найти нужных слов. Детям предлагались игры «Волшебный ковер», «Цветик - семицветик», «Я и другие», они учились находить правильные выходы решения проблемы, развивалось умение сотрудничать со сверстниками. Влад испытывал изначально затруднение в решении проблем и решил отказаться от игр, остальные дети продолжали играть. Мы продолжали знакомить детей с эмоциями человека по мере накопления знаний, они уже с легкостью находили слова и использовали в своей речи. На дальнейших занятиях мы закрепляли знания детей о эмоциях в играх «Новая кукла», «Баба Яга», «Один дома», «Золушка», «В лесу» где дети учились изображать такие эмоции как гнев, радость, страх, печаль, стыд и отвращение. Олегу не удавалось овладеть своей мимикой и он испытывал трудности, зато Влад, Вильдар, Настя им понравились игры и они с радостью играли и выполняли правила игры.
Следующим направлением в нашей работе было развитие коммуникативных навыков в играх «Молекула», «Клеевой дождик», «Разноцветный букет».
С помощью игры «Сладкая проблема», мы обучали детей решать проблемы путем переговоров. У детей не получалось находить компромиссы особое затруднение проглядывалось у Влада, Олега и Кристины.
Через
несколько занятий дети уже легко
находили пути решения вопросов, умели
дослушать другого и
Одной из главных направлениях в работе было научить детей не вербальным формам общения, в этом нам помогли игры «Липучки », «Весы», «Хороший друг». Кристина показала успехи, она помогала другим детям и при этом давала сказать другому ребенку, Соня прислушивалась к мнению Кристины и давала свое не испытывала чувства не ловкости.
Так же проводилась работа по распознаванию у других людей эмоции и умению считаться с настроением других. Игры «Лото настроения», «Угадай эмоцию», «Снимаем кино» сначала дети учились распознавать эмоции других, затем закрепляли эти умения.
Параллельно проводилась работа по снижению тревожности, снятию агрессии и повышению самооценки. Вначале дети не могли проявлять правильно свои эмоции и наблюдалось агрессивное поведение, но к середине занятий были видны изменения в лучшую сторону.
Последний
этап в работе это оценка эффективности.
С помощью игр «гномики на полянке»,
«Брыкалочка», «Мы медведя испугали»
мы проверили эффективность
Так же мы использовали игры «Ссора », «Объятия», «Жучок » и другие которые помогали детям научиться выражать свои положительные эмоции, анализировать свои поступки, находить причины конфликтов. У Сони не получалось находить причины конфликтов, А так же Влад не хотел понимать что он бывает не прав.
На всех занятиях
Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста